Армина Бабаян
Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
Каждый человек, независимо от его возраста, является неповторимым, единственным в своем роде. Из множества индивидуальностей складывается многогранная картина общества. В одних и тех же обстоятельствах люди чувствуют и ведут себя по-разному. Для кого-то жизненные сложности являются непреодолимой преградой на пути к цели, для кого-то — стимулом к раскрытию внутренних психических, физических ресурсов. Что же дает человеку силы для сохранения здоровья, душевного комфорта, активной жизненной позиции вопреки сложным жизненным обстоятельствам? Как помочь ребенку сориентироваться в мире человеческих отношений, познать себя и других, стать успешным, активным членом общества, не потеряв при этом своей индивидуальности?
Публикация «Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушением зрения» размещена в разделах
Современная система дошкольного образования дает возможность ребенку с самых ранних лет раскрыть свои способности. Родители стали активными участниками педагогического процесса. Педагоги получили возможность проявить свою индивидуальность, творить, находить новые, интересные подходы к воспитанию и обучению дошкольников. Для полноценного развития ребенка необходимо, чтобы родители и педагоги обладали элементарным психологическим инструментарием, базовыми сведениями о специфике каждого возрастного периода. Однако в отечественной практике теоретические знания в области возрастной психологии и реальный воспитательно-образовательный процесс зачастую существуют автономно. Психологическое сопровождение обучения и воспитания в детском саду пока не стало неотъемлемой частью педагогического процесса, а нередко и вовсе отсутствует. Чаще всего оно осуществляется фрагментарно, эпизодически, когда возникшая проблема достигает своего апогея. Поэтому психолого-педагогическое сопровождение является актуальным, особенно в условиях детского сада компенсирующего вида для детей с нарушением зрения.
Разработанная в нашем детском саду система взаимодействия психологической службы ДОУ, педагогов и родителей позволяет проследить темп и особенности развития и коррекции всех сторон личности каждого воспитанника, своевременно выявить возникающие проблемы и разрешить их совместными усилиями.
В основе системы лежит «Индивидуальный маршрут развития ребенка». Он включает пять основных блоков:
- индивидуальная психодиагностика;
- коррекционно-развивающие занятия;
- тренинговые занятия;
- психолого-педагогическое просвещение педагогов;
- психолого-педагогическое просвещение родителей.
Индивидуальная психодиагностика ребенка-дошкольника складывается из нескольких последовательных шагов, что позволяет выявить у каждого ребенка особенности психического развития, качества личности, эмоциональное состояние, степень сформированности социальных отношений.
Во-первых, первичное наблюдение за ребенком в группе (осуществляется в период адаптации нового воспитанника или в начале учебного года) позволяет увидеть его эмоциональное состояние, проанализировать отношения со сверстниками, выявить некоторые качества личности. Наиболее важным моментом на этом этапе являются наблюдения воспитателей, ежедневно общающихся с ребенком и его родителями.
Во-вторых, исследование психических процессов (восприятие, память, внимание, мышление, речь, темп деятельности, воображение). Обследование каждого ребенка осуществляется индивидуально с использованием тест-методик и анализа продуктов детской деятельности (например, рисунков). Учитель-логопед изучает речь ребенка.
В-третьих, исследование уровня готовности к школе. Проводится с детьми выпускной группы 2 раза в год (в октябре и апреле). В процессе обследования изучается не только уровень знаний ребенка. Особое внимание уделяется таким моментам, как развитие мелкой моторики, широта кругозора, мотивационная готовность ребенка к школьному обучению.
В-четвертых, исследование эмоциональной сферы. На этом этапе используются проективные методики, наблюдение за реакциями детей в повседневной жизни (непосредственно образовательная деятельность (НОД, игры, общение со сверстниками, праздники и досуги, анкетирование и беседы с педагогами группы, которую посещает ребенок. Особое внимание уделяется выявлению причин тревожности, страхов, неадекватных эмоци-ональных проявлений и т. п. При обработке результатов учитывается семейная ситуация и особенности развития дошкольника. В случае выявления эмоционального неблагополучия воспитанника результаты обследования обсуждаются с родителями и педагогами, идет поиск путей решения проблемы. Такой ребенок требует особого, бережного отношения.
В-пятых, исследование качеств личности. На этом этапе выявляется уровень самооценки дошкольника, уровень его притязаний, сформированность произвольности поведения. Обследование проводится путем проведения тест-методик, наблюдения за ребенком (во время НОД и в ходе режимных моментов, бесед с воспитателями. При обработке результатов учитывается семейная ситуация, статус ребенка в группе сверстников. Этот этап психодиагностики напрямую связан с тем, как дошкольник проявляет себя в коллективе сверстников, насколько сформированы его взаимоотношения с социумом.
В-шестых, исследование социальных отношений. Для проведения обследования, помимо непосредственного наблюдения за ребенком и бесед с воспитателями, используются социометрические и проективные методики.
Все результаты индивидуальной психодиагностики фиксируются и являются стартом «индивидуального маршрута развития» для каждого воспитанника. Информация о результатах доводится до родителей, воспитателей, учителей-дефектологов на индивидуальных консультациях в форме «устного журнала».
В случае выявления проблем в развитии одного из психических процессов, эмоционального неблагополучия, личностных проблем и для предупреждения трудностей в обучении педагог-психолог детского сада совместно с педагогами групп комплектует подгруппы детей для коррекционно-развивающих занятий.
Коррекционно-развивающие занятия (КРЗ) планируются педагогом-психологом исходя из результатов предшествующей работы и пожеланий педагогов групп. Для каждой из подгрупп формулируется своя задача развития, разрабатываются методы и приемы работы с ребенком. Например, по итогам психодиагностики в старшей группе было выявлено 9 детей с недостаточным уровнем развития внимания. Совместно с педагогами группы, исходя из особенностей межличностных отношений воспитанников и темпа деятельности каждого из них, были сформированы две подгруппы для КРЗ. На восьми занятиях, проходивших два раза в неделю, использовались игровые, ситуационные и тестовые задания, направленные на развитие различных свойств внимания. Параллельно с этой деятельностью родителям и педагогам групп были даны тематические консультации: «Почему неусидчив ребенок?», «Игры и упражнения для развития внимания». По окончании цикла КРЗ было проведено повторное обследование, которое показало эффективность совместно проведенной работы.
Особой разновидностью коррекционно-развивающих занятий являются игровые коррекционные тренинги. Игровые коррекционные тренинги (ИКТ) проводятся с подгруппой детей и помогают решить проблемы в таких областях развития ребенка, как эмоциональная сфера, качества личности, социальные отношения. Каждое из тренинговых занятий включает в себя игровые упражнения познавательного, развивающего характера, а также упражнения для снятия психического и мышечного напряжения. Тщательно подобранное музыкальное сопровождение позволяет создать на тренинге атмосферу психологического комфорта, является успокаивающим фоном или тематическим акцентом. В зависимости от поставленной задачи в тренингах используются приемы изобразительной и театральной деятельности, литературные произведения. Поскольку причиной многих поведенческих, межличностных, эмоциональных проблем ребенка-дошкольника является внутрисемейная атмосфера (социальный статус родителей, отношения между ними, количественный и качественный состав семьи, стиль воспитания, некоторые ИКТ готовятся специально для родителей с детьми. Используемые игровые приемы, упражнения, ситуационные моменты, совместное выполнение заданий сближает родителей и детей, позволяют папам и мамам лучше понять своего ребенка и пополнить «педагогический арсенал» новыми приемами.
Как уже упоминалось выше, неотъемлемой частью составления «Индивидуального маршрута развития ребенка» и залогом эффективности совместной работы педагогического коллектива и семьи воспитанника является психолого-педагогическое просвещение педагогов и родителей.
Психолого-педагогическое просвещение педагогов проводится в разных формах совместной деятельности:
- информирование педагогов о результатах диагностических исследований воспитанников, поиск путей дальнейшего развития ребенка;
- консультирование по вопросам охраны психического здоровья ребенка, индивидуального подхода, выработки тактики взаимодействия с ребенком (тревожным, гиперактивным, агрессивным, застенчивым и т. п.). Консультирование проводится как индивидуально, так и с группой педагогов по волнующим их вопросам, например: возрастные особенности развития, межличностные взаимоотношения в группе сверстников, поведенческие проблемы, адаптация нового ребенка в группе и т. д.
Тренинги можно разделить на 2 группы:
1. Игровые тренинги для детей. Принимая участие в таких тренингах, воспитатели могут понаблюдать за поведением каждого ребенка и обучиться некоторым практическим приемам взаимодействия с воспитанниками.
2. Тренинги позволяют педагогам отработать на практике приемы взаимодействия с «проблемным» ребенком, пополнить свой арсенал развивающими, обучающими играми, приемами снятия психомышечного или эмоционального напряжения.
Основными формами психолого-педагогического просвещения родителей является:
- индивидуальное консультирование по итогам обследования ребенка и по интересующим, проблемным вопросам;
- совместная работа с родителем и ребенком носит консультативно-практический характер и позволяет на конкретных примерах обучить родителей приемам общения, взаимодействия и развития детей;
- тренинги для родителей - наиболее эффективная форма работы, которая позволяет не только обучить родителей некоторым психолого-педагогическим приемам, но и делает родителей, педагогов и психологов единомышленниками, сплотившимися для решения единой задачи;
- родительские собрания (групповые, тематические) проводятся по плану групп, по запросу педагогического коллектива, родителей и инициативе психолога.
Список литературы
1. Алябьева Е. А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. М., 2004.
2. Афонькина, Ю. А. Технология комплексного сопровождения детей/ Ю. А. Афонькина, И. И. Усанова, О. В. Филатова. – Волгоград: Учитель, 2012. – 67 с.
3. Медико-психолого-педагогическая служба в ДОУ : Организация работы / Под ред. Е. А. Каралашвили. – М. : ТЦ Сфера, 2006. – 128 с.
4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Под ред. Л. И. Плаксиной. – М. : Издательство «Экзамен», 2003. – 256 с.