Козлова Екатерина
Психолого-педагогический тренинг для педагогов «Важней всего погода в группе»
сихолого-педагогический тренинг для педагогов
«Важней всего - погода в группе.»
Цель:
- познакомить участников тренинга с некоторыми психологическими приёмами, которые помогут организовать дисциплину в группе;
- сплочение коллектива.
Публикация «Психолого-педагогический тренинг для педагогов „Важней всего погода в группе“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Погода и природные явления
- Работа психолога в ДОУ
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
Ход тренинга : Здравствуйте, уважаемые коллеги!
- Скажите хором, друзья,
Настроение хорошее? (да или нет)
Деток вы любите? (Да или нет)
Вы пришли на пед. совет? (да или нет)
Вам лекции хочется слушать здесь? (да или нет)
Проблемы детей решать нужно нам? (Да или нет)
Дайте мне тогда ответ
Активными все будете? (да или нет)
Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем. Сегодня мне хотелось бы рассказать Вам о психологических приёмах, которые помогут организовать дисциплину в группе.
Чтобы воспитатель мог решать образовательные, воспитательные и развивающие задачи, в группе должна быть дисциплина. С какого возраста следует прививать дисциплину. как вы считаете?
Прививать дисциплину необходимо с трех лет. И в младшем, и в среднем и в старшеи дошкольном возрасте воспитатели должны постоянно держать на контроле этот вопрос. Контроль для детей разного возраста будет разный: для младших дошкольников он должен основываться на изменении ситуации вокруг ребенка (переключить внимание, вывести из ситуации, организации деятельности. С детьми среднего и старшего дошкольного возраста необходимо обсуждать их поведение и объяснять его положительные и отрицательные стороны.
Игры – оптимальный вариант, чтобы организовать дисциплину. С их помощью дошкольники смогут освоить много правил – необходимо только подобрать подходящие игры. В дальнейшем при условии контроля взрослых у детей формируются механизмы самоконтроля, которые позволяют им существовать по законам группы не потому, что они так должны делать, а потому, что это их потребность, желание.
Что нужно, чтобы организовать дисциплину в группе? (предположения воспитателей)
Чтобы создать и поддерживать дисциплину, разработайте вместе с детьми правила жизни вашей группы. Они могут отражать аспекты поведения: организационные (по лестнице идем друг за другом); коммуникативные (помогаем, если у кого-то что-то не получается); коммуникативно-организационные (если я тут играю, не убирайте).
Не стремитесь сразу придумать правила на все случаи. Они не могут быть общими для всех – они рождаются из конкретных ситуаций, событий, обстановки в группе. Когда будете формулировать и вводить правила в группе, соблюдайте восемь несложных требований.
Восемь требований
к правилам группы
1. Четкость – формулируйте правила четко, учитывайте уровень развития детей.
2. Без «не» – избегайте отрицательной частицы в формулировках, доказано – мозг ее не воспринимает.
3. Эффективность – формулируйте небольшие по объему правила, тогда вам самим будет проще их придерживаться и правило будет работать.
4. Количество – предлагайте детям в группе не более 3–5 правил.
5. Согласованность – согласовывайте правила с другими педагогами, которые работают с вашей группой, и между детьми.
6. Тон обращения – сообщайте требования и запреты детям дружественно-разъяснительным тоном.
7. Альтернатива – предлагайте детям в случае запрета альтернативные способы поведения.
8. Повторяемость – периодически повторяйте с детьми правила группы.
Чтобы дети не нарушали правила и не забывали о них спустя время, акцентируйте внимание на тех воспитанниках, которые следуют им, и как можно чаще хвалите их. Тем, кто провинился, делайте замечания спокойным тоном, не оценивая личность – только поведение.
Если дети нарушили правило, обсудите с ними, к чему это привело (к ссоре или травме). Напоминайте о правилах заранее, непосредственно перед ситуацией, к которой они относятся. Тогда дети вспомнят о них и попробуют поступить согласно правилам.
Чтобы сформировать и поддерживать дисциплину, определите, как будете оценивать поведение детей. Для этого в группе можно сделать импровизированный светофор, с помощью которого фиксировать факты нарушения правил: красный – правило нарушается всегда, желтый – изредка, зеленый – не нарушается.
Кроме введения правил, обращайте внимание на эмоциональное и социальное развитие детей и систематически обсуждайте последствия поступков ребенка для другого человека и его чувства, предлагайте игры на развитие эмоциональной сферы.
Еще один прием, который можно использовать с детьми в группе, – моделируйте совместную деятельность дошкольников с помощью игр на сплочение детского коллектива и формирование умения взаимодействовать, акцентируйте внимание на проявлении положительных качеств у дошкольников, обсуждайте в группе межличностные конфликты, предлагайте найти альтернативный выход, анализируйте его последствия.
Также хотелось бы отметить, что дети будут в группе дисциплинированы в том случае, если сами педагоги, которые их окружают, дисциплинированы.
Сейчас мы с вами проверим, насколько у вас развита дисциплина.
Итак, представим я воспитатель, а вы дети дошкольники. Я даю вам задания.
- Постройтесь по росту.
- По размеру обуви
- По цвету одежды (от светлой до темной)
- По алфавиту имени.
Молодцы, вы все справились с заданиями. Могу сказать. Что у вас с дисциплиной все в порядке.
В заключение. Хочу вам раздать памятки «Виды игр на формирование дисциплины»
Счастья человека зависит от психологического климата, той среды, в которой он растет, живет, работает. А этот климат зависит от стиля общения, и, прежде всего, - взрослого с ребенком.
Спасибо коллеги! Здоровья вам всем, терпения в нашем нелегком, но благородном труде.
Памятка для педагогов
Виды игр для формирования дисциплины
Игры на освоение правил
«Тихие и громкие голоса» (не играть, а сказать). Игра поможет детям не забывать о том, что разговаривать в группе можно громким и тихим голосом. Для игры используйте полиэтиленовый или бумажный пакетик для покупок. Его можно заранее оформить.
Воспитатель: Можете ли вы мне сказать, каким голосом вы разговариваете, играя на площадке? Что происходит с вашим голосом, когда мы все приходим в группу и начинаем работать? Почему в группе нам нужны тихие голоса? Я принесла вам красивый пакетик. Когда вы заходите в группу, вы можете складывать свои громкие голоса с улицы и перемены в этот пакетик, чтобы они никому не мешали и ни у кого не вызывали боли в ушах. Кто хочет обойти с этим пакетиком группу и собрать в него все громкие и шумные голоса?
«Эстафета хороших известий». В ходе игры следите за тем, чтобы каждый ребенок принял в ней участие. Если группа большая – не допускайте, чтобы дети говорили слишком долго. Для игры понадобится мяч.
Воспитатель: Я хочу, чтобы каждый из вас рассказал нам сейчас о чем-нибудь приятном, что случилось с ним вчера в группе. Пока вы говорите, мячик находится у вас в руках. Когда вы закончите рассказывать, передайте эстафету хороших известий – бросьте мячик кому-то другому, кто сидит не очень далеко от вас.
«Голосование». Педагог может предложить детям решить, в какую игру они будут играть. Играть будут в ту из них, за которую свой голос отдаст большинство детей. Далее проводиться голосование. Голоса, отданные за каждую игру, педагог отмечает черточками на доске. Затем он предлагает детям определить, каких черточек больше.
По завершении можно провести анализ: Голосовал ли ты за победившую игру? Что ты ощущаешь? В каких еще ситуациях мы можем проводить голосование? Голосуете ли вы иногда у себя дома?
«Большие пальцы вверх, шепчем все вместе». Педагог говорит : я сейчас задам несколько вопросов. Каждый кто знает ответ должен поднять руку, сложить пальцы в кулак, а большой палец поднять вверх. Когда все получат достаточно времени для размышлений и я увижу много поднятых пальцев, я начну считать: раз, два, три. На счет три, вы все вместе должны будете прошептать мне ответ.
Удачи и терпения в воспитании детей!