Аида Гильманова
Психолого-педагогические условия художественно-эстетического развития детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад
Гильманова Аида Шамилевна
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО- ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Актуальность исследования состоит из трех взаимосвязанных частей: 1. Социальной значимости проблемы.
Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне определяется социальным заказом общества и государства в гармонично развитой, творческой личности ребенка. Реформирование всех сфер жизнедеятельности общества, модернизация системы образования привели к необходимости выделения приоритета и целевого ориентира в становлении самостоятельной творческой личности. В том числе, таким ориентиром является процесс творческого развития детей дошкольного возраста.
Публикация «Психолого-педагогические условия художественно-эстетического развития детей раннего возраста» размещена в разделах
В ходе исследования решены следующие задачи:
1. проанализированы теоретические основы художественно-эстетического развития детей раннего возраста в теории и практике дошкольного образования;
Теоретический анализ работ ученых, методистов-практиков позволяет сделать вывод о том, что на научно-теоретическом уровне исследования по художественно-эстетическому развитию средствами нетрадиционной техники рисования составили психологические и педагогические исследования:
-по проблеме развития изобразительного творчества отечественных ученых (Т. Г. Казакова, Е. А. Флерина, Д. Б. Бакушинский, Н. А. Венгер, Н. А. Ветлугина, Л. С. Выготский, Т. С. Комарова, и др.);
-исследования психологов и педагогов по художественно эстетическому развитию дошкольников особенностях развития детской изобразительной деятельности (H.A.Ветлугина, Т. Н. Доронова, Т. С. Комарова, Н. П. Сакулина, Е. А. Флерина и др.);
-культурно-историческая концепции (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин и др.);
-основополагающие идеи, раскрывающие сущность творческих способностей и креативности личности, (A.B.Брушлинский, Д. Б. Богоявленская, В. Н. Дружинин, И. Я. Лернер, Я. А. Пономарев, Л. Н. Прохорова, А. И. Савенков, Е. Торренс; теория Л. Г. Савенковой, Б. П. Юсова и др.);
-об интеграции в художественной педагогике психолого-педагогические исследования, посвященные проблеме языка изобразительного искусств (А. Д. Алехин, В. И. Костин, Н. Л. Стариченко, работы, посвященные использованию нетрадиционных техник в рисовании дошкольников (ИльинаА., Казакова Р. Г. Проблемой развития нетрадиционных техник рисования в раннем возрасте занимались (Р. Г. Казакова, Т. И. Сайганова, Е. М. Седова и др.).
Положения, выносимые на защиту.
Содержание комплекса мероприятий по художественно-эстетическому развитию детей раннего возраста через применение нетрадиционных техник рисования, включающее в себя:
-методическое сопровождение работы педагогов ДОО по художественно-эстетическому развитию детей раннего возраста : консультации, диагностические материалы для обследования уровня художественно-эстетического развития детей раннего возраста через применение нетрадиционных техник рисования (программу, календарно-тематическое планирование, модель комплекса и др.); использование нетрадиционных видов рисования с детьми раннего возраста
- безопасную образовательную среду с применением нетрадиционных техник рисования, которая отвечает принципам личностно ориентированного подхода, образовательную среду, облегчающую ребенку возможность раскрытия собственного потенциала, позволяющую ему свободно действовать.
определены психолого-педагогические условия художественно-эстетического развития детей раннего возраста через применение нетрадиционных техник рисования:
- первое – организация предметно-пространственной среды, направленная художественно-эстетическое развитие детей раннего возраста через применение нетрадиционных техник рисования. Предметно-развивающая среда - составная часть образовательной (развивающей) среды дошкольного детства. Определяется предметно-развивающей средой детского сада, как система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующее содержание развития его духовного облика и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка;
- второе – использование нетрадиционных техник рисования с детьми раннего возраста;
- третье – повышение компетентности педагогов по вопросам художественно-эстетического развития детей раннего возраста через применение нетрадиционных техник рисования.
Рис. №1 «Психолого- педагогические условия художественно-эстетического развития детей через применение нетрадиционных техник рисования»
2. выявлен и проанализированы уровни художественно- эстетического развития детей раннего возраста в условиях применения нетрадиционных техник рисования;
Во второй главе «Опытно-экпериментальная работа по художественно-эстетическому развитию детей раннего возраста средствами нетрадиционных техник рисования» дается характеристика плана, этапов, задач и содержания работы по созданию комплекса мероприятий по художественно- эстетическому развитию детей раннего возраста через нетрадиционные техники рисования. Работу организовали в три этапа (констатирующего, формирующего, контрольного).
Исследование проведено на базе: МБДОУ Детский сад №327 г. Уфы. В исследовании приняли участие 4 педагога, 20 человек экспериментальной группы (ЭГ) (дети, посещающие дополнительные занятии по ИЗО) и 25 человек контрольной группы (КГ) (дети раннего возраста группы МБДОУ Детский сад №327 г. Уфы).
Входе проведения диагностики выявили, что в контрольной группе показатели уровня развития по нетрадиционным техникам рисования следующие: отлично- 0 (0%, выше нормы- 0 (0%, несколько выше нормы- 2 (8%, норма- 8 (32%, несколько ниже нормы- 8 (32%, ниже нормы- 7 (28%) детей. В экспериментальной группе- отлично- 0%, выше нормы- 0(0%, несколько выше нормы- 2 (10%, норма- 6 (30%, несколько ниже нормы- 8 (40%, ниже нормы-4 (20%) детей.
Вторым методом диагностирования был «Анализ способов действия нетрадиционного вида рисования детей раннего возраста»
Цель: оценка качества способов действий нетрадиционного вида рисования детей раннего возраста, выявить уровень развития творчества.
Для реализации этого метода диагностирования детям предлагалось нарисовать образ - солнышко. После выполнения задания ребенку предлагалось рассказать о том, что и почему именно он нарисовал. При анализе учитывались комментарии детей и их интерпретация собственного творчества. Оригинальный текст методики представлен в приложении 2.
Педагогическая диагностика оценивается по 5 критериям Т. С Комаровой:
1критерий: содержание выполненного изображения, его компоненты, их разнообразие;
2критерий: передача формы (формы простая или сложная, передана точно или искаженно);
3критерий: строение предмета (части расположены, верно, или нет);
4критерий: цвет (цвета яркие или бледные, теплые или холодные);
5критерий: характер линий (нажим сильный или слабый, раскраска мелкими штрихами или крупными).
Результаты выполнения детьми задания оцениваются по 3-х бальной системе.
3 балла- ставится тем детям, которые используют различные нетрадиционные материалы; передает форму, строение предмета и его пропорции, композицию, цвет; преобладает несложный сюжет; выполняет работу самостоятельно, без помощи взрослого, проявляет инициативу и творческий подход в выборе материалов для рисования.
2 балла- ставится тем детям, которые передают изображения с незначительным искажением, имеет отступления от реальной окраски, использует некоторые нетрадиционные материалы, требуется незначительная помощь взрослого, присутствует оригинальность изображения; имеет стремление к наиболее полному раскрытию замысла
1 балл- присутствуют значительные искажения в изображении формы, строения, пропорции предмета; изображение носит непродуманный, случайный характер, выполнено в одном цвете, необходима стимуляция со стороны взрослого; самостоятельно развить замысел не может.
Диагностика показала, что на констатирующем этапе уровень развития нетрадиционной техники рисования ребенка в экспериментальной группе выявлено: высокий уровень- 1 (5%, средний- 9 (45%, низкий- 10 (50%). В контрольной группе - высокий уровень- 0 (0%, средний- 10 (40%, низкий- 15 (60%).
Для реализации второй задачи был использован опрос детей на выявление интереса детей к нетрадиционным техникам рисования.
Также на констатирующем этапе была проведен опрос детей раннего дошкольного возраста на выявление интереса детей к нетрадиционным техникам рисования.
Цель: выявить уровень интереса детей раннего возраста к нетрадиционным техникам рисования.
Опрос проводился в непринуждённой обстановке. В ходе опросы детям были заданы вопросы с использованием иллюстраций (приложение 3) :
1. Любишь ли ты рисовать?
2. Что ты обычно рисуешь?
3. Чем любишь рисовать? Есть разные материалы, которыми можно рисовать: карандаши, краски, а что еще?
4. Кто тебя научил рисовать?
5. У тебя всегда все получается нарисовать?
6. Что бы хотел научиться рисовать?
7. Ты рисуешь дома?
8. Кому бы ты хотел показывать свои работы?
9. Когда мама или воспитатель смотрят твои работы, что они обычно говорят?
Ответы детей экспериментальной группы были разнообразные и не было не одного ответа «Не знаю». На первые два вопроса у детей были интересные ответы: «да, после того как поиграю». Были и удивительные ответы. Так на вопрос «как бы ты её назвал?», дети отвечали: «супер рисунок», «это нарисовал гений». В основном дети использовали оттиски из картофеля». Не все дети уверены, что смогут сделать такой рисунок. В основной для раскрасок они использовали карандаши и фломастеры. На вопрос: «Рисуете ли вы с родителями дома?», 10 (50%) ребенка ответили, что они рисуют одни, только 4 (20 %) иногда рисуют с родителями и 6 (30%) детей не рисуют.
Ответы детей контрольной группы так же были разными. На вопрос: «Рисуете ли вы с родителями такие рисунки?», 2 (8%) ребенка ответили, что они дома только одни рисуют, только 4 (16 %) иногда рисуют с родителями и (76%) детей не рисуют.
Далее была проведена методика «Тарелочка для белочки»
Цель: познакомить детей печатаниями из картофеля. Воспитывать отзывчивость, доброту.
Взрослый показывает детям печатки из картофеля в форме крестиков, ромбиков, в форме круга, цветочков; мисочки с вложенным тонким поролоном, пропитанным гуашью; вырезанные из картона круги.
3 балла- ребенок берет печатку из картофеля, окунает её в поролон с краской и делает оттиск по окружности тарелки.
2 балла- ребенок выполняет задание с помощью воспитателя.
1 балл- с помощью воспитателя ребенок не справляется.
Оригинальный текст методики представлен в приложении 4.
Таким образом, на констатирующем этапе умения ребенка создавать печатки по образцу в контрольной группе выявлено: высокий уровень- 2 (8%, средний- 13 (52%, низкий- 10 (40%). В экспериментальной группе: высокий уровень- 2 (10%, средний- 10 (50%, низкий- 8 (40%).
Для реализации третей задачи констатирующего этапа были использованы опрос педагогов и анализ уровня сформированности компетентности у педагогов по вопросам художественно-эстетического развития детей раннего возраста через применение нетрадиционных техник рисования.
Цель: определить уровень сформированности компетентности у педагогов художественно-эстетического развития детей раннего возраста через применения нетрадиционных техник рисования
В опросе принимало 4 педагога ДОО контрольной группы.
Опрос содержал следующие вопросы:
1. Что вы знаете о нетрадиционных техниках рисования (беседа).
2. Читаете ли вы литературу, другие интернет ресурсы о нетрадиционных техниках рисования?
3. Хотите ли ввести дополнительные занятии по нетрадиционным техникам рисования?
4. Хотели бы вы научить детей в группе применять нетрадиционные техники рисования с целью развития творческого потенциал детей раннего возраста?
В ходе опроса мы выяснили, что только 1 педагог слышал о нетрадиционной технике, но знания в этой области у него поверхностные и он хотел бы узнать об этом более подробно; 1 педагог хотел бы узнать об образовательной робототехнике, но научить этому детей у него нет желания; 1 педагог не желает знакомиться с образовательной робототехникой и нет желания знакомить этому детей.
Также в ходе реализации второй задачи был проведён анализ планов работы педагогов.
Цель: определить формы работы в повседневной жизни по художественно-эстетическому развитию детей раннего возраста через применения нетрадиционных техник рисования
Критериями анализа планов стали:
- использование нетрадиционных техник рисования в творческой деятельности детей;
- использование образовательной робототехники в творческой деятельности дошкольников.
Изучался план работы педагогов с детьми в применении нетрадиционных методов в творческой деятельности. Педагоги в основном используют традиционные методы, из нетрадиционных методов можно перечислить только элементы: обрывную аппликацию, оригами, кляксография. Художественно-эстетическое развитие детей раннего возраста через применения нетрадиционных техник рисования не применялось.
Для реализации четвёртой задачи констатирующего этапа было использовано наблюдение наполняемости развивающей предметно-пространственной среды в контрольной и в экспериментальной группах ДОО.
Критериями для наблюдения стали: наличие условий для решения основных задач по художественно-эстетическому развитию детей раннего возраста через применения нетрадиционных техник рисования; внешняя привлекательность для детей; современность содержания и оформления центра по творческому развитию; организация тематических выставок, их регулярность; динамичность содержания и оформления уголка по творческому развитию (сменяемость материалов); наличие поделок творческой деятельности и их использование; соблюдение общих гигиенических и дидактических требований к организации развивающей предметно-пространственной среды.
Высокий уровень – 15-21 баллов.
Средний уровень – 8-14 баллов.
Низкий уровень – 0-7 баллов.
В ходе наблюдения выяснили, что в контрольной группе имеется уголок для творчества. Наличие атрибутов однообразное: карандаши, краски, пластилин, раскраски и т. д., развивающая предметно-пространственная среда не меняется в зависимости от меняющихся интересов и возрастных особенностей детей. Имеется минимальное количество иллюстраций для творческого развития детей. Для того, чтобы дети занимались самостоятельно нетрадиционных видом рисования, в уголке не было нетрадиционных материалов.
2. выявлен и проанализированы уровени художественно- эстетического развития детей раннего возраста в условиях применения нетрадиционных техник рисования;
3. разработан и апробирован комплекс мероприятий по художественно-эстетическому развитию детей раннего возраста средствами нетрадиционных техники рисования;
В экспериментальной группе вся студия оборудована надлежащим нетрадиционным материалом и оборудованием для нетрадиционного занятия. Имеется программное обеспечение и инструкции по применению ОР.
В экспериментальной группе наблюдается высокий уровень содержания развивающей предметно-пространственной среды, а в контрольной группе только средний уровень.
Таким образом, в ходе анализа развивающей предметно-пространственной среды, выяснили, что в контрольной группе творческие уголки имеют стандартное количество для работы детей : карандаши, краски, бумага, раскраски, минимальный набор конструкторов, отсутствует литература у педагогов. Тематические выставки организовываются иногда. Педагог не взаимодействует с детьми в творческом развитии и не подключает родителей.
На констатирующем этапе мы выявили, что дети экспериментальной и контрольной групп заинтересованы в рамках художественно-эстетического развития детей раннего возраста через применения нетрадиционных техник рисования.
Изучался план работы педагогов с детьми в применении нетрадиционных методов в творческой деятельности. Педагоги в основном используют традиционные методы, из нетрадиционных методов можно перечислить только элементы: обрывную аппликацию, оригами, кляксография. В ходе анализа развивающей предметно-пространственной среды, выяснили, что творческие уголки имеют стандартное количество для работы детей : карандаши, краски, бумага, раскраски, минимальный набор нетрадиционных материалов. Тематические выставки организовываются иногда. Педагоги не взаимодействует с детьми в творческом развитии, не подключают родителей.
В ходе констатирующего этапа исследования мы отобрали 5 детей экспериментальной группы со средним уровнем интереса к нетрадиционным техникам, предложили их родителям посещать дополнительные занятия по ИЗО. Для того, чтобы были соблюдены все психолого-педагогические условия, должен быть разработан комплекс мероприятий, который будет направлен на художественно-эстетическое развитие детей раннего возраста через применения нетрадиционных техник рисования.
Результаты экспериментальной работы по художественно- эстетическому развитию детей раннего возраста через применение нетрадиционных техник рисования в экспериментальной группе показали, что у всех детей наблюдается положительная динамика показателей художественно-эстетического развития.
Положительная динамика художественно-эстетического развития имеет место и у детей контрольной группы, но в рамках традиционной образовательной деятельности.
Сравнение значений показателей художественно-эстетического развития дошкольников показывают, что после проведенной работы в ИЗО студии у детей экспериментальной группы по всем параметрам выше, чем у детей контрольной группы.
Соответствие с задачами опытно-экспериментальной работы было разработано методические рекомендации для педагогов по художественно-эстетическому развитию детей раннего возраста средствами нетрадиционных техники рисования. Данное пособие было направлено на проверку выдвинутой гипотезы. Реализация психолого-педагогических условий повысил уровни художественно-эстетического развития детей раннего возраста через применение нетрадиционных техник рисования.
представлены методические рекомендации для педагогов по художественно-эстетическому развитию детей раннего возраста
Проведенный анализ полученных результатов показал, что выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение, задачи научного поиска решены, цель исследования достигнута. В то же время, проведенное исследование не исчерпает всей полноты изучаемой проблемы. Перспективы дальнейшей работы мы видим в поиске новых психолого-педагогических условий и в перспективе в использовании в ДОО.
Благодарю за внимание!
Готова ответить на вопросы.
Благодарю заведующую кафедрой Боронилову Ирину Геннадьевну и преподавателей кафедры, рецензентов, научного руководителя за особое внимание к исследованию и помощь.