Александр Владимирович Гришин
Психолого-педагогические приемы управления восприятием учащихся
▼ Скачать + Заказать документы
В своей работе преподавателю необходимо учитывать ряд закономерностей, позволяющих осуществлять управление процессом восприятия :
Содержание восприятия определяется стоящей перед человеком задачей и мотивами его деятельности. Только поставив цель выделить объект из множества других, это удается сделать.
На содержание восприятия влияет установка субъекта.
Эмоции, субъективное отношение к воспринимаемому объекту могут изменить содержание восприятия.
Убеждения, мировоззрение человека, его интересы и т. д. влияют на восприятие.
Публикация «Психолого-педагогические приемы управления восприятием учащихся» размещена в разделах
- Психология школьников
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2024
Приемы управления восприятием
1. Включать в педагогическое взаимодействие на уроке вступительное слово или соответствующую инструкцию. Можно использовать также интерпретацию отдельных фактов и явлений, выделение ведущих информативных точек, уточнение смыслового значения терминов, разъяснение отдельных положений. Все это позволяет повысить осмысленность восприятия.
2. При объяснении материала обобщать знания об отдельных свойствах и качествах предмета, о его структурных особенностях, выделять определенные стороны, свойства воспринимаемого предмета, что определяет целостность восприятия, т. е. создается целостное представление, соответствующее учебной задаче.
3. Развивать у учащихся умение не просто смотреть, а всматриваться, не просто слушать, а вслушиваться, умение сопоставлять и сравнивать.
4. Использовать наглядность.
Оптимизация восприятия в учебном процессе
1. Посыл к органам чувств достаточно интенсивных, четких, не искаженных сигналов, соответствующих характеристикам органов чувств и особенностям человеческого восприятия.
Острота зрения в большой степени определяется структурными морфологическими особенностями зрительного анализатора. Однако в некоторых пределах воздействие на остроту зрения учащегося находится во власти педагога. Исследования зависимости остроты зрения от освещенности от контраста показали, что с увеличением яркости фона растет острота зрения; при уменьшении контрастности между рассматриваемыми объектами и фоном, на котором они находятся, острота зрения снижается. Именно в результате ограниченности остроты зрения человека в больших аудиториях таблицы не «срабатывают» : они слишком мелкие.
Величина букв на доске играет немаловажную роль, так эксперименты показали, что если учащиеся находятся от доски на расстоянии в 3 метра для комфортного зрения величина букв на доске должна быть не менее 4 см, при расстоянии 6-7 метров – буквы должны быть уже около 7 см.
Расположение информации на доске. Американские психологи определили, что лучше всего запоминается информация, расположенная на доске в правом верхнем углу. Ей принадлежит 33% нашего внимания. Затем идут левый верхний угол доски (28%, правый нижний (23%) и левый нижний углы (16%)
Восприятие читаемой информации зависит от удобочитаемости текста, расположения его на странице (например, текст, напечатанный в узкий столбик, считывается медленнее, чем тот же текст, напечатанный более широким планом, цвета бумаги (наиболее удобочитаем черный шрифт на белом фоне, способа печати (затем черный набор на всех цветных планшетках, цветового фона (неудобочитаемы желтый на белом фоне).
2. Комбинированное воздействие визуальной и аудиоинформации. Исследования показали, что человек запоминает 15% информации, получаемой им в речевой форме и 25% - в зрительной. Если же оба эти способа передачи информации используются одновременно, он может воспринять до 65% содержания этой информации.
3. Оптимизация времени экспонирования таблиц, схем, чертежей, рисунков во время объяснения материала. Естественно желание сократить его до минимума, но недопустимо такое сокращение времени, при котором учащиеся не успевают рассмотреть предлагаемый материал и проделать с ним мысленно необходимые операции, например, сравнение частей, выделение главного.
4. Учитывать (или формировать) ожидания учащихся на восприятие учебной информации. Восприятие – активный процесс, связанный с выдвижением гипотез. Разные люди могут увидеть разное, даже рассматривая один и тот же объект. Это относится к слуховому восприятию и к восприятию речи. То, что видит или слышит человек, определяется не целиком тем, что ему показали, или тем, что ему сказали. Восприятие зависит не только от сигналов, пришедших в мозг от рецепторов, но и от того, чего ждет субъект. Поэтому на восприятие учебного материала существенно влияют ожидания учащегося (что он ожидает увидеть и услышать, и его готовность воспринимать информацию определенным образом.
Чем меньше слушатель ждет того или иного сигнала, тем большая четкость требуется от этого сигнала, чтобы он был принят неискаженным. Влияние ожидания на восприятие сказывается не только тем, как человек расслышал слово, но и более высоким уровнем восприятия смысла речи. Так, если перед показом учебного рисунка внимание не привлечено к тому, что на этом рисунке существенно, учащийся может просматривать изображение так, что увидит и запомнит как раз не то, ради чего педагог показал данный рисунок.
Слушатель может не только не расслышать того, что было сказано, но и услышать не то, что было сказано. Так, исследования показывают, что после одной и той же лекции студенты могут уверять, что преподаватель о чем-то вовсе не упоминал, хотя магнитофонная запись свидетельствует об ошибочности их мнения. Записи студентов, которые они ведут на лекциях – не стенограмма. Составляемые ими конспекты в значительной степени являются записью их мыслей по поводу того, что говорит лектор. Между тем, студенты уверены, что это и было сказано лектором.