Инна Викторовна Гаин
Психолого-педагогические особенности готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе
▼ Скачать +Заказ
Эффективность обучения детей в школе во многом определяется уровнем их подготовки. Готовность к обучению в школе – важнейший итог воспитания и обучения дошкольника в детском саду и в семье. Она определяется системой требований, которые предъявляет школа к ребенку. Характер этих требований обусловлен особенностями новой социально-психологической позиции школьника, новыми задачами и обязанностями, к выполнению которых он должен быть подготовлен.
Публикация «Психолого-педагогические особенности готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе» размещена в разделах
Проблема готовности к школьному обучению рассматривалась многими зарубежными и российскими учеными, педагогами - исследователями (Л. И. Божович, Л. А. Венгер, В. Т. Горецкий, В. В. Давыдов, А. Керн, Н. И. Непомнящая, С. Штребел, Д. Б. Эльконин, и др.).
Подготовка детей к школе предполагает, с одной стороны, такую организацию воспитательной работы, которая обеспечивает высокий уровень общего, всестороннего развития дошкольников, с другой стороны, специальную подготовку детей к усвоению тех учебных предметов, которые они будут осваивать в начальных классах школы. В связи с этим в современной психолого – педагогической литературе (А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, Г. М. Лямина, Г. Г. Петроченко, Т. В. Тарунтаева и др.) понятие готовности определяется как многогранное развитие личности ребенка и рассматривается в двух взаимосвязанных аспектах: как «общая, психологическая готовность» и как «специальная готовность» к обучению в школе.
Общая готовность к школе выражается в достижении ребенком к моменту поступления в школу такого уровня умственного, нравственного, волевого, эстетического и физического развития, который создаёт необходимую основу для активного вхождения ребёнка в новые условия школьного обучения и сознательного усвоения учебного материала. Общая готовность характеризуется определённым уровнем психического развития, которого достигает ребёнок к моменту перехода к школьному обучению.
Одним из важнейших компонентов готовности к школе, как отмечается рядом авторов (А. В. Запорожец, Е. Е. Кравцова, Г. Г. Кравцов, Т. В. Пуртова, Г. Б. Яскевич и др., является достаточный уровень сформированности психологической готовности ребенка к школе.
Понятие «психологическая готовность детей к обучению в школе» впервые было предложено А. Н. Леонтьевы. Первоначально это понятие отождествлялось с наличием у ребенка некоторого круга знаний и представлений, необходимых для школьного обучения. Однако результаты многочисленных исследований (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, З. М. Истомина, Л. И. Божович, Д. Б. Эльконин и др.) позволили по– иному сформулировать понятие психологической готовности детей к школьному обучению.
Психологическая готовность к школьному обучению включает в себя мотивационную готовность, которая проявляется в стремлении ребёнка к учению, в желании быть школьником, достаточно высокий уровень познавательной деятельности и мыслительных операций, овладение ребёнком элементами учебной деятельности, определённый уровень волевого и социального развития. Все компоненты психологической готовности ребёнка к школе обеспечивают психологические предпосылки включения ребёнка в коллектив класса, сознательного, активного усвоения учебного материала в школе, выполнения широкого круга школьных обязанностей.
Специальная готовность к школе является необходимым дополнением общей, психологической готовности ребёнка к школьному обучению. Она определяется наличием у ребенка специальных знаний, умений и навыков, которые необходимы для изучения учебных предметов. Интенсивная работа, проводимая в детском саду по формированию у детей элементарных математических представлений, по развитию речи и подготовке к освоению грамоты, обеспечивает необходимый уровень специальной готовности детей к обучению в школе.
Ребенок, поступающий в школу, должен быть подготовлен к новому образу жизни, к новой деятельности. Он должен достигнуть определённого уровня физического развития, чтобы справиться с новыми серьезными обязанностями.
В содержании общей готовности детей к школьному обучению выделяется несколько взаимосвязанных между собой аспектов, важнейшие из них нравственно-волевая, интеллектуальная, физическая готовность.
Нравственно-волевая готовность к обучению в школе выражается в достижении ребёнком к концу дошкольного детства такого уровня развития нравственного поведения, воли, моральных чувств и сознания, который позволяет ему активно принять новую социальную позицию и построить свои взаимоотношения с учителем и одноклассниками на нравственной основе. Содержание нравственно-волевой готовности к школе определяется теми требованиями к личности и поведению ребёнка, которые обуславливаются позицией школьника. Данные требования с первых дней обучения в школе ставят учащегося перед необходимостью самостоятельно и ответственно выполнять учебные обязанности, быть организованным и дисциплинированным, управлять своим поведением и деятельностью, соблюдать правила культуры поведения во взаимоотношениях с учителем и учащимися, аккуратно и бережно обращаться со школьными принадлежностями.
Значимыми для становления нравственно - волевой готовности к школе являются также такие черты личностного поведения, как самостоятельность, организованность и дисциплинированность.
Свидетельством успешного формирования самостоятельности служит привычка без напоминаний и помощи воспитателя выполнять правила поведения, способность использовать правильные привычные способы действия в новых условиях, стремление проявить инициативу, готовность прийти на помощь. Тесно связанные с самостоятельностью, организованность и дисциплинированность поведения выражаются в целенаправленности поведения ребёнка, в способности сознательно построить свою деятельность в соответствии с принятыми в детском саду правилами, в умении добиваться результата деятельности и контролировать её, согласовывать свое поведение с действиями других детей, чувствовать личную ответственность за свои поступки. Наличия данных черт в поведении дошкольников служит подтверждением формирования нравственно - волевой готовности к школе.
Другим важным компонентом нравственно - волевой готовности к школе является умение ребёнка строить свои взаимоотношения со взрослыми и сверстниками в соответствии с правилами. Опыт показывает, что адаптация к условиям обучения в школе находится в прямой зависимости от того, насколько успешно сформированы у ребёнка за предыдущие годы качества «общественности» : доброжелательное, уважительное отношение к товарищам, организаторские умения, общительность, готовность проявить сочувствие, оказать взаимопомощь. Наличие такого комплекса коллективистических черт в поведении ребёнка является показателем его нравственно-волевой готовности к школе и создает эмоционально-положительный тон общения со сверстниками в новом коллективе.
В школе на новой, деловой основе строятся и отношения ребёнка с учителем. Оценка учителя становится объективным критерием качества знаний учащегося и выполнения им учебных обязанностей. Усвоение нового стиля взаимоотношений с учителем возможно только в условиях школьного обучения. Тем не менее воспитанная в дошкольном возрасте привычка к неукоснительному выполнению требований взрослого, уважение к нему, знание и выполнение правил культурного поведения по отношению к старшим составляют необходимую нравственную основу для «принятия» школьниками нового стиля взаимоотношений с педагогом и успешной адаптации к условиям школы.
Нравственно - волевая готовность к школе характеризуется также определённым уровнем развития нравственных чувств и сознания ребёнка. Наиболее показательными в этом отношении нравственного поведения, развитие способности к самооценке своих поступков, формирование чувства ответственности, справедливости, основ гуманистических и элементов гражданских чувств. Развивающиеся нравственные чувства и элементы нравственного самосознания обеспечивают эмоциональное «принятие» ребёнком новой социально - психологической позиции школьника, понимание важности выполнения учебных обязанностей. Они составляют первооснову для последующего формирования у учащихся чувства личной ответственности за свой учебный труд перед близкими людьми и всей страной.
В состав нравственно - волевой готовности входит и комплекс качеств, выражающих отношение дошкольника к труду. Это желание трудиться, чувство удовлетворения от хорошо и аккуратно выполненной работы, уважение к труду окружающих, овладение необходимыми трудовыми навыками. Для будущего школьника особое значение приобретают навыки самообслуживающего труда – умение самостоятельно аккуратно одеться, следить за состоянием своих вещей, учебных принадлежностей, умение без напоминания со стороны устранять отдельные неполадки в одежде, обуви (пришить пуговицу, постирать носовой платок, почистить обувь и пр.). Большую роль в обучении школьника играют навыки коллективного труда, полученные в детском саду (умение планировать свою работу, распределять обязанности, согласовывать свои действия с товарищами, доводить дело до конца).
Таким образом, нравственно-волевая готовность ребёнка к школе выступает как определённый итог его нравственно-волевого развития в предшкольные годы. Нравственно - волевая готовность неразрывно связана с интеллектуальной и физической готовностью ребёнка к школьному обучению.
Значение интеллектуальной готовности детей к школе обусловлено ведущим видом деятельности школьника – учением, требующим от учащихся напряженного умственного труда, активизации умственных способностей и познавательной деятельности. Интеллектуальная готовность к школе складывается из нескольких взаимосвязанных компонентов.
Важным компонентом интеллектуальной готовности к школе является наличие у ребёнка, поступающего в школу, достаточно широкого запаса знаний об окружающем мире. Этот фонд знаний является той необходимой основой, на базе которой начинает строить свою работу учитель.
Знания детей, поступающих в школу, должны быть в достаточной мере дифференцированы. Дошкольник должен выделять как относительно большие области действительности (живую и неживую природу, разные сферы человеческой деятельности и отношений, мир вещей и т. д., так и отдельные стороны предметов, явлений и собственной деятельности.
Существенным для интеллектуальной готовности к школе является качество освоения знаний детьми. Показателем качества знаний выступает прежде всего достаточная степень их осмысления детьми: точность и дифференцированность представлений; полнота содержания и объёма элементарных понятий; способность детей к самостоятельному оперированию знаниями при решении доступных учебных и практических задач; системность, т. е. способность дошкольников отражать доступные, существенные связи и отношения между предметами и явлениями (функциональные, пространственно - временные, причинно - следственные и др.).
Компонентом интеллектуальной готовности к школе является определенный уровень развития познавательной деятельности ребенка.
Особое значение приобретает, во - первых, растущая произвольность познавательных процессов: способность к произвольному смысловому запоминанию и воспроизведению материала, плановому восприятию предметов и явлений, целенаправленному решению поставленных познавательных и практических задач и др. ; во - вторых, повышение качества познавательных процессов: точности ощущений, полноты восприятия, быстроты и точности запоминания и воспроизведения; в - третьих, наличие у ребенка познавательного отношения к окружающему миру, стремления к получению знаний и обучению в школе.
Как подчеркивают многие психологи (Л. И. Божович, Л. С. Славина, Н. Г. Морозова, А. А. Люблинская, Л. А. Венгер, воспитание у детей дошкольного возраста любознательности, интереса к знаниям, желания учиться и выполнять школьные правила, формирование положительного отношения к школе, интереса к книге являются важной предпосылкой для создания у учащихся устойчивых учебных интересов и ответственного отношения к учёбе в школе.
Существенную роль в формировании интеллектуальной готовности к школе играет общий уровень мыслительной деятельности будущего школьника.
В условиях систематической, целенаправленной работы детского сада по умственному воспитанию у детей формируются такие ценные черты мыслительной деятельности, как способность к достаточно полному, многостороннему анализу предметов, умение применять общественные сенсорные эталоны для обследования свойств и качеств предметов и явлений, способность к элементарному обобщению на основе выявления главных связей, зависимостей, признаков в предметах и явлениях, умение проводить сравнение предметов на основе последовательного выделения признаков сходства и различия. У будущих школьников развивается элементарная самостоятельность умственной деятельности: умение самостоятельно планировать свою практическую деятельность и осуществлять её в соответствии с планом, умение поставить простую познавательную задачу и решить её и др.
Интеллектуальная готовность к школе включает также овладение детьми элементами учебной деятельности.
К концу дошкольного детства в условиях систематического обучения дети должны овладеть основными компонентами учебной деятельности: умением принять доступную учебную задачу, понять и точно выполнить указания учителя, добиться результата в работе с помощью указанных взрослым способов её выполнения, умением осуществлять контроль за своими действиями, поведением, качеством выполнения задания, способность дать критическую оценку своей работе и работам других детей.
Необходимым компонентом интеллектуальной готовности ребёнка к школе является достаточно высокий уровень развития речи. Четкое звукопроизношение, разнообразие словаря, умение выражать мысли связно, грамматически правильно, культура речевого общения – всё это составляет обязательное условие успешного обучения в школе.
В содержании интеллектуальной готовности входит также достаточно широкий круг знаний, умений и навыков в области элементарных математических представлений, родного языка, первых основ грамоты. Эти знания, умения и навыки создают необходимую готовность детей к усвоению соответствующих учебных предметов в 1 классе. Следует подчеркнуть, что значимость «специальных» знаний, умений и навыков для школьного обучения во многом зависит от того, на какой основе они построены и насколько правильно сформированы. Как подчеркивают многие исследователи (А. В. Запорожец, А. М. Леушина, Д. Б. Эльконин, Л. Е. Журова, Н. И. Непомнящая) первоначальное обучение грамоте и начаткам математики в дошкольных учреждениях должно давать большой развивающий эффект и в первую очередь формировать у детей широкую ориентировку в мире величин и в мире звуков языка, создавая тем самым основу для перехода к предметному обучению.
Физическая готовность ребёнка к школе имеет существенное значение для успешного обучения. Связанная с поступлением в школу перестройка образа жизни ребёнка, изменение режима, серьёзный учебный труд, длительность уроков, выполнение домашних заданий требуют от ребёнка значительного физического напряжения. Физическая готовность к школе включает в себя многие компоненты. Это в первую очередь хорошее состояние здоровья ребёнка, закалённость, определённая выносливость и работоспособность организма, высокая степень сопротивления заболеваниям. Это гармоничное физическое и нервно-психическое развитие ребенка, соответствие морфологического и физиологического развития возрастным показателям (или некоторое опережение их, высокий уровень развития моторики. Особую роль играет в подготовке детей к школе развитие мелкой мускулатуры кисти руки – обязательное условие успешного овладения письмом. Физическая готовность к школе предполагает также овладение ребёнком культурно - гигиеническими навыками, воспитание привычки к соблюдению правил личной гигиены.
Физическая готовность является необходимым компонентом формирования у ребёнка школьной зрелости. Понятие «школьная зрелость» получило широкое распространение в современной научной литературе. Это достаточно объёмное понятие, суммирующее многие стороны психического и физического развития ребёнка. В общем виде под «школьной зрелостью» понимается такой уровень физического и психического развития, при котором можно предполагать, что ребёнок полностью справится со всеми требованиями школьного обучения.
Для выявления «школьной зрелости» используется многофакторный анализ, предполагающий оценку состояние здоровья и биологической зрелости организма ребёнка (антропометрические показатели, развитие костной, мышечной, дыхательной и сердечно - сосудистой системы, оценку функциональной готовности к школе как к главному показателю школьной зрелости и прежде всего уровня развития ряда физиологических функций. К ним относятся развития способности к торможению, необходимому для достаточно длительного сидения за партой, хорошая координация движений, в частности мелких движений пальцев, необходимая для выполнения графических задач, связанных с письмом и рисованием; относительное быстрое образование и упрочение условных связей положительного и тормозного характера и достаточное развитие второй сигнальной системы.
Таким образом, основными закономерностями подготовки ребёнка к успешному обучению в школе являются : психологическая, нравственно – волевая, интеллектуальная, физическая готовность ребенка к обучению в школе.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду. Кн. для воспитателя дет. сада / А. К. Бондаренко. - 2-е изд., дораб. - М: Просвещение, 1991. - 160 с.
2. Волошкина, М. И. Дидактическая игра в подготовке ребенка к обучению в школе. Учеб. для студентов пед. вузов / М. И. Волошкина. – М. : Начальная школа, 2002. – 160 с.
3. Вьюнова, Н. И. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе : психолого - педагогические основы: Учебное пособие для студентов вузов / Н. И. Вьюнова, К. М. Гайдар, Л. В. Темнова. - М. : Академический Проект, 2003. – 256 с.
4. Гаврина, С. Е. Тесты для определения развития ребенка. Задания повышенной трудности. Внимание. Мышление / С. Е. Гаврина и [др. ] - Издательство: Экзамен, 2016. – 24 с.
5. Гуткина, Н. И. Психологическая готовность к школе / Н. И. Гуткина. - М. : Академический проект, 2000. – 184 с.
6. Долгополова, А. В. Подготовка старших дошкольников к обучению в школе в системе развивающих игр: дисс. канд. пед. наук / А. В. Долгополова. - Самара, 1997. – 189 с.
7. Дошкольная педагогика. Учеб. пособие для студентов пед. инт. / под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой, часть 2. - М. : «Просвещение», 1988. – 270 с.
8. Евдокимова, Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника / Е. С. Евдокимова - М. : ТЦ Сфера, 2005. - 96 с.
9. Жукова, О. Игры и упражнения для подготовки ребенка к школе. Практическое пособие для психологов, воспитателей, педагогов / О. Жукова. - М. : ООО Издательство «АСТРЕЛЬ», 2008. – 208 с.
10. Коноваленко, С. В. Как подготовить ребенка к школе : Психологические тесты, игры и упражнения / С. В. Коноваленко. - М. : Изд-во Эксмо, 2003. – 148 с.
11. Лобанова, Е. А. Дошкольная педагогика : учебно-методическое пособие / Е. А. Лобанова. - Балашов: Николаев, 2005. — 76 с.
12. Михайлова, Л. С. Как подготовить ребенка к школе. Пособие для родителей и воспитателей детских садов. Упражнения, задачи, игры, тесты / Л. С. Михайлова. - часть 2. — Волгоград: Учитель, 2003. – 177 с.
13. Николаев, Н. Психолого-педагогическая диагностика развития ребенка 5-7 лет / Н. Николаев. - Издательство: Феникс, 2016. – 64.
14. Особенности психологического развития детей 6-7 летнего возраста / Под ред. Д. Б. Эльконина. - М. : Педагогика, 1998. - 136 с.
15. Пастюк, О. В. Дошкольная педагогика в схемах и таблицах / О. В. Пастюк. – Ростов Н/ Д: Феникс, 2009. – 196 с.
16. Подготовка детей к школе : учебно- методическое пособие / Павлова Л. А. [и др. ]. - М: «Про-пресс», 2002. – 188 с.
17. Социально – нравственное воспитание детей дошкольного возраста : учебное пособие / Зырянова С. М. [и др. ]; Урал. гос. пед. ун - т – Екатеринбург, 2006. – 143 с.
18. Щетинина, А. М. Учим дошкольников думать. Игры, занятия, диагностика / А. М. Щетинина. – М. : Сфера, 2011. – 128 с.