олеся бикмухаметова
Психолого-педагогические основы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи
▼ Скачать + Заказать документы
1.1. Особенности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в условиях реализации федеральных государственных требований
В соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования взаимодействие с семьей рассматривается как одно из приоритетных направлений работы современного дошкольного учреждения [25]. Это обязывает коллектив дошкольного учреждения создавать в детском саду необходимые современные условия для развития и совершенствования ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников. Эти отношения должны обеспечивать целостное развитие личности дошкольника и повышение компетентности родителей в области воспитания детей дошкольного возраста [3].
Публикация «Психолого-педагогические основы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи» размещена в разделах
Основная общеобразовательная программа включает перечень основных форм взаимодействия с семьей и содержание направлений работы с родителями по образовательным областям. Практика работы с родителями показывает, что в большинстве форм взаимодействия с семьей дошкольные работники испытывают определенные затруднения, в отличие от работы с детьми, в которой они проявляют и общие и профессиональные компетенции. Трудности эти заключаются в том, что содержание и формы работы с детьми в дошкольном учреждении и семье не могут быть одними и теми же, несмотря на общие цели в воспитании и развитии детей. Главная задача дошкольного учреждения – найти целесообразное различие в этих формах и содержании работы с дошкольниками. Задачи педагогического просвещения родителей – научить их понимать своего ребенка и педагогически верно выстроить работу с ним в условиях семьи [6].
Государственный заказ на развитие конструктивного взаимодействия семьи и образовательного учреждения, информирования родителей, должен в достаточной степени реализоваться в теории и практике дошкольного образования, что обеспечит эффективность деятельности родителей как воспитателей, повысить уровень их психолого-педагогической знаний, личностной зрелости и компетентности, будет способствовать успешному освоению дошкольниками общеобразовательной программы детского сада [25].
1.2. Организация взаимодействия педагогов и родителей
Результат воспитания ребенка может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнерами, т. к. они воспитывают одних и тех же детей. В основу этого союза должно быть положено единство стремлений, взглядов на образовательный процесс, выработанные совместно общие цели и образовательные задачи, а также пути достижения намеченных результатов.
Термин «взаимодействие», предполагающий обмен мыслями, чувствами переживаниями, общение – появился сравнительно недавно. Он был раскрыт в работах Т. А. Марковой, где взаимодействие рассматривалось как единство линий воспитания с целью решения задач семейного воспитания и строилось на основе единого понимания [6].
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема взаимодействия семьи и ДОУ широко обсуждается педагогами и психологами. Исследования, проведенные Т. Данилиной, выявили проблемы, существующие во взаимодействии ДОУ с семьей, такие как нехватка времени и нежелание работать в сотрудничестве [24]. Л. М. Клариной был разработан целый комплекс становления и развития содержательных и организационных направлений сообщества детского сада и семьи. Т. Н. Дороновой, Г. В. Глушаковой, Т. И. Гризик и другими авторами были разработаны и опубликованы методические рекомендации для работников ДОУ в организации и проведении работы с родителями на основе сотрудничества и взаимодействия [10; 11].
В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом индивидуальных возможностей и способностей.
Методологической основой организации сотрудничества педагогов и родителей является общетеоретические положения отечественной психологии, которые характеризуют особенности взаимодействия дошкольного учреждения с семьей (О. И. Давыдова, Л. Г. Богославец, А. А. Майер, Т. Н. Доронова, Р. П. Дешеулина, Е. С. Евдокимова, Н. В. Додокина и др.) и работы ряда авторов, раскрывающие содержание методической деятельности в направлении развития взаимодействия с родителями (О. Л. Зверева, Т. В. Кротова, Н. В. Микляева и др.) [1; 3; 10; 11; 14; 15; 26].
Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка, в преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентаций.
В то же время преобладающая часть родителей не имеют специальных знаний в сфере воспитания и образования детей, нередко испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители должны вместе искать наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определять содержание и формы педагогического просвещения в этой связи. Определяющая роль в установлении такого взаимодействия принадлежит педагогам.
Для привлечения родителей к деятельности дошкольного учреждения разработана специальная методика, которая включает три этапа:
первый – актуализация потребностей родителей в образовании собственного ребенка;
второй – педагогическое просвещение родителей как заказчиков на образовательные услуги в дошкольном учреждении;
третий – партнерство педагогов и родителей в деятельности дошкольного учреждения, в основу которого заложены идеи гуманизации отношений, приоритет общечеловеческих ценностей с акцентом на личностно-деятельностный подход.
Формы взаимодействия детского сада с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения.
В литературных источниках выделяют несколько форм работы с родителями в ДОУ [1; 3; 4; 6; 8; 9; 11; 12; 26] :
- наглядность в работе с семьей. В дошкольных учреждениях размещают стенды, выставки, где размещается информация об основных задачах воспитания детей, рассказы о жизни данного коллектива, о работе родительского комитета. В приемных помещениях создается «родительский уголок». В нем даются сведения о суточном режиме для детей данной возрастной группы, меню, специальных занятиях на неделю, рекомендации по поводу занятий с детьми дома, о профилактике различных заболеваний; помещаются сообщения о подготовке к праздникам с помощью родителей (сшить для кукол одежду, починить игрушки и др.); организуется выставка работ детей;
- индивидуальные формы работы с родителями (беседы, консультации, посещения на дому, приглашение отдельных родителей в детский сад, привлечение родителей для оказания посильной помощи детскому учреждению. Индивидуальные беседы могут проводиться как утром, – как ребенок провел ночь и каково его самочувствие, так и вечером – рассказ родителям, чем занимались дети в течение дня, посоветовать, как заняться с ребенком вечером дома;
- работа с коллективом родителей (родительские комитеты, собрания, вечера, кружки, консультации, лекции, «открытые дни», субботники по уборке помещения или прогулочного участка). В ДОУ избирается родительский комитет, в состав которого входят родители от всех возрастных групп, работа его планируется на год. Актив каждой группы оказывает помощь в подготовке и проведении родительских собраний, различных мероприятий, ремонте помещения и т. д. Члены родительского комитета посещают неблагополучные семьи, изучают опыт правильного семейного воспитания, комитет организует дежурства родителей в детском учреждении.
Групповые консультации, как правило, организуются выборочно для тех родителей, которые не уделяют времени занятиям с детьми дома.
Заслуживает внимание проведение «открытых дней», когда группы родителей присутствуют на занятиях, кормлении детей, подготовке ко сну, гигиеническом уходе. Можно, например, праздновать «Дни рождения» с чаепитием с приглашением и участием родителей, проводить тематические вечера для родителей на темы: «Музыка и дети», «Ребенок и природа», «Как нужно любить ребенка», «Знаем ли мы своих детей». Единство приемов, выработанных в детском учреждении и семье, будут способствовать правильному развитию и воспитанию детей [24].
В настоящее время особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типу развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.
Схему классификации нетрадиционных форм предлагает Т. В. Кротова. Автором выделяются следующие нетрадиционные формы: информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные [14; 15].
1.3. Взаимодействие педагога с родителями детей младшего дошкольного возраста
В младшем дошкольном возрасте большинство детей только приходят в детский сад, и родители знакомятся с педагогами дошкольного учреждения. Поэтому задача педагога – заинтересовать родителей возможностями совместного воспитания ребенка, показать родителям их особую роль в развитии малыша. Для этого воспитатель знакомит родителей с особенностями дошкольного учреждения, своеобразием режима дня группы и образовательной программы, специалистами, которые будут работать с их детьми [1; 3].
Вместе с тем в этот период происходит и установление личных и деловых контактов между педагогами и родителями. В общении с родителями воспитатель показывает свою заинтересованность в развитии ребенка, выделяет яркие положительные черты, которыми обладает каждый малыш, вселяет в родителей уверенность, что они смогут обеспечить его полноценное развитие.
В ходе бесед, консультаций, родительских собраний педагог не только информирует родителей, но и предоставляет им возможность высказать свою точку зрения, поделиться проблемой, обратиться с просьбой.
Такая позиция педагога способствует развитию его сотрудничества с семьей, помогает родителям почувствовать уверенность в своих педагогических возможностях.
Взаимодействия педагога с родителями младших дошкольников может осуществляться по нескольким направлениям, а именно: педагогический мониторинг, педагогическая поддержка, педагогическое образование родителей, совместная деятельность педагогов и родителей [1; 7].
В ходе организации педагогического мониторинга воспитателю младшей группы изучает своеобразие семей, особенности семейного воспитания, педагогические проблемы, которые возникают в разных семьях. Для этого воспитатель использует методы первичной диагностики: анкетирование родителей на тему «Мой ребенок», беседу с родителями «Наша семья и ребенок», наблюдение за общением родителей и детей в утренний и вечерний отрезки времени [10; 11].
Так, в ходе наблюдений за общением родителей с ребенком в утренний и вечерний отрезки времени воспитатель может обратить внимание на следующие показатели: эмоциональный настрой ребенка (встречается с близкими радостно, спокойно, равнодушно, с нежеланием, раздраженно); эмоциональный настрой взрослого на общение с ребенком (вступает в общение с удовольствием, спокойно, с нежеланием, раздраженно); особенности взаимодействия взрослого и ребенка в общении (сотрудничают, умеют договориться; не взаимодействуют, каждый занимается «своим делом»; конфликтуют, не могут прийти к общему решению); особенности воспитательной тактики родителя (при затруднениях взрослый настаивает, угрожает наказанием, уговаривает, убеждает, принимает позицию ребенка, ищет компромиссы).
Одна из важнейших задач педагогической поддержки является организация условия для благополучной адаптации малыша в детском саду. В беседах с родителями педагог подчеркивает, что во многом привыкание ребенок к условиям детского сада зависит от организации его жизнь в семье (режима, особенностей питания, развития элементарной детской самостоятельности в бытовых процессах. Для родителей младших дошкольников, которые только поступили в детский сад, особенно важно помочь понять свои возможности как родителя и особенности своего ребенка, узнать, какие возможности для развития ребенка есть в дошкольном учреждении.
Педагогическое образование родителей младших дошкольников ориентировано на развитие активной, компетентной позиции родителя. Выбирая направления педагогического образования, воспитатель ориентируется на потребности родителей группы. Анализируя результаты педагогического мониторинга, воспитатель определяет наиболее значимые темы для педагогического образования родителей группы, например, «Развиваем детскую самостоятельность», «Как научить ребенка играть», «Как организовать семейный досуг». Педагог стремится поддержать активность, заинтересованность родителей, предлагает такие формы встреч, как дискуссии, круглые столы, вечера вопросов и ответов, творческие мастерские, тренинги и ролевые игры.
Педагогу необходимо стремится активно включать родителей в совместную деятельность с их детьми – сюжетные и подвижные игры, совместное рисование. Очень важно помочь родителям получать удовольствие от совместных игр, общения со своим ребенком.
Таким образом, в ходе организации взаимодействия с родителями младших дошкольников воспитатель стремится развивать их интерес к проявлениям своего ребенка, желание познать свои возможности как родителей, включаться в активное сотрудничество с педагогом группы по развитию ребенка [22].