Папки-передвижки

Опыт работы по проведению собеседования для осуществления индивидуального подхода к развитию ребёнка (1 фото)

Буймова Марина
Опыт работы по проведению собеседования для осуществления индивидуального подхода к развитию ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы

Психолого-педагогические основы собеседования для осуществления индивидуального подхода к развитию ребёнка

Авторы: Буймова М. В., Короткова Ю. А.

Зачем нужно собеседование с родителями, воспитателями и специалистами? Кто-то называет это «консилиум», но нам кажется, что более уместно всё-таки «собеседование». Консилиум – то совещание специалистов и педагогов, а собеседование – это совместная беседа широкого круга людей, которые собирается и обсуждают какую-то важную для каждого из них тему. Во время консилиума чаще всего является только стороной которую информируют. А собеседования преследуют совместное решение какого-то вопроса.

Темочки:

На консилиуме основной акцент делается на трудностях ребёнка.

Как правило основная задача собеседования – понять как причину трудностей ребёнка так и то, в чём он успешен. ФГОС ДО закладывает как  основание для личностного образования  ребёнка индивидуализацию. Собеседование может быть эффективным инструментом  индивидуального подхода к развитию ребёнка  и формированию совместной педагогической позиции родителей и педагогов.

Такая встреча предусматривает партнерские отношения между всеми участниками беседы.

Здесь важно то, что отношение к родителям совершенно иное, чем во время консилиума. Важна психологическая составляющая отношения родителей к этой встрече. Когда родители расслаблены и понимают, что мы здесь собрались для того, чтобы совместно помочь ребенку то результат собеседования намного продуктивнее. В такой встрече родители являются полноправными субъектами решения определённой задачи. Такая расстановка акцентов предполагает откровенность всех участников этого процесса.

Для воспитателей и узких специалистов видение родителей и  рассказанные ими факты из жизни ребёнка дома существенно расширяют видение целостного развития личности ребёнка. каждого педагога работающего с ребёнком. Так складывается целостная картина зон актуального и ближайшего развитие ребёнка.

На протяжении 5 лет мы изучали и пробовали разные техники в собеседовании с  родителями и педагогами, чтобы оно стало наиболее эффективным.

Родители стали больше доверять, сами приходить на консультации со специалистами, инициировать собеседование. Доверие сложно измерить, потому что это видно по мимике, слышно по интонациям голоса, по фразам, которые сложно регулярно наблюдать. А вот инициацию встреч легко увидеть по протоколам. Мы сами удивились, когда подсчитали. (см. Таблица 1).

Опыт работы по проведению собеседования для осуществления индивидуального подхода к развитию ребёнка

Воспитатели радовались, что при таком подходе родители готовы их услышать. Также для них была важно, что они не остаются один на один с проблемой.

Из опыта собеседований мы вывели важные структурные и смысловые моменты:

* В каждой встрече лучше, если будет один ведущий и человек, фиксирующий ход встречи и её решение.

* Эмоциональный тон голоса участников  имеет важное значение. Педагогам важно не использовать назидательные ноты. Тон ведущего настраивает всех на уверенность в продуктивности встречи.

* Присутствие двух родителей помогает им увидеть воспитательные подходы друг друга.

* Хорошо, когда каждый может представиться и рассказать что-то о себе или о своих чувствах, что беспокоит, что радует.

* Важно спросить в начале беседы, есть ли какие-то свои вопросы или пожелания. Нужно повторить это в конце, а также проговорить свои ожидания.

* Если воспитатели или специалисты говорят о трудностях или достижениях ребёнка, то важно подкрепить это фактами из жизни или результатами обследования ребёнка.  Часто родители  не замечают и сильных сторон, так как с одной стороны ребёнок проводит большую часть времени в детском саду, и отсутствием педагогического взгляда у родителей с другой стороны. Например, а педагог может сказать "Ваш ребёнок четко интонирует во время пения.

Обращали ли вы на это внимание? А давайте подумаем, как можно это качество развивать и применять в жизни ребёнка? "

* Если специалисты и педагоги используют специфическую терминологию, то объясняют родителям на примерах.

* Собеседование стоит проводить систематически для того чтобы можно было изменять и отслеживать траекторию развития ребёнка

* Хорошо, когда есть объективные данные карт развития ребенка, которые заполняют и воспитатели и родители и специалисты.

Подробнее осветим работу с картами развития.

Мы выбрали карты, где умение и способности ребёнка легко наблюдаемы и родителями и педагогами (1). В таком случае появляются действительно основания обсуждения целостного развития ребёнка. В одной карте отслеживается достаточно большой промежуток времени от 2 месяцев до 3 лет и от 3 лет до 7. И можно сравнить предыдущие и последующие  результаты.

А в конце хотелось бы сказать о том, что такого типа собеседования способствуют общей благоприятной атмосфере в группе и в детском саду в целом.   Воспитатели на собеседованиях берут очень важный эмоциональный и смысловой заряд на общение со всеми родителями. Специалисты чаще всего оторваны от группы, а благодаря собеседованию, ощущают единство. Родители в таком собеседовании видят ценности детского сада и в затруднительных случаях чувствуют, что они не одни, есть поддержка педагогов. И в итоге такой согласованный подход взрослых положительно влияет на эмоциональное состояние ребёнка и обеспечивает полноценное сопровождение в его развитии.

Карты развития ребёнка от 3 до 7 лет – М. : Издательство «Национальное образование»,2016 – 112 с. :ил.

Автор публикации:
Опыт работы по проведению собеседования для осуществления индивидуального подхода к развитию ребёнка
Опубликовано: 3 декабря 2024 в 13:16
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы по проведению собеседования для осуществления индивидуального подхода к развитию ребёнка» (включая файлы) размещена пользователем Буймова Марина (УИ 499045) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
06 января 2025 понедельник
07 января 2025 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД