Задумина Наталья
Психолого-педагогические аспекты деятельности педагога дополнительного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Задача формирования разносторонней, гармоничной, творческой личности, способной реализовываться в современных динамичных социально-экономических условиях, которую ставит перед педагогом общество и государство необыкновенно сложна. Усложняется она еще и тем, что мы работаем с категорией воспитанников – детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих свои особенности. Следовательно, выполнить эту задачу может только педагог, обладающий определенными профессиональными и личностными качествами: высоким уровнем интеллекта, общей культуры и нравственности, профессионально-педагогического мышления, творческого потенциала, способности к саморазвитию и, конечно же, любви к детям.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Психология. Работа психолога
- Темочки
Кроме этого, педагог должен использовать в работе все аспекты психолого-педагогической деятельности - научный, прикладной и практический. В структуру деятельности педагога включаются несколько компонентов: конструктивный (сбор информации, проектирование деятельности, организаторский (преподнесение информации, деятельности воспитанников, деятельность в процессе взаимодействия, гносеологический (изучение особенностей и способов воздействия на человека, коммуникативный (установление правильных взаимоотношений)
Коммуникативная деятельность – система взаимодействия и взаимоотношений субъектов педагогического процесса, включающая взаимовосприятие, обмен информацией, выработку единой стратегии общения, принятия решений, преодоления конфликтов.
Подробнее хочу рассказать именно о взаимоотношениях педагога и воспитанника. Так как это очень важный компонент деятельности педагога. Считаю, что только в спокойной рабочей обстановке, атмосфере уважения возможно эффективное обучение и психологическое развитие личности. Необходимо организовать правильное педагогическое общение, т. е. развивающее, эмоционально-комфортное.
С каждым из воспитанников нужно найти верный тон, что будет способствовать эффективности педагогического воздействия. Поэтому начинаю работу с установления необходимого контакта с ребенком. С младшими детьми это проходит в игровой форме. Дети с удовольствием включаются в игру, раскрепощаются и с радостью занимаются музыкальной деятельностью, самовыражаются.
С воспитанниками старшего возраста налаживаю контакт через общение. На первых занятиях сочетаю обучение и тестирование в форме беседы. Беседуем о музыкальных предпочтениях, увлечениях, делимся своими музыкальными впечатлениями, постепенно расширяя темы общения, добиваясь заинтересованности и доверия. С помощью вопросов и ответов получаю информацию об уровне интеллекта, психологических и других личностных особенностях, таких как музыкальные способности.
На занятиях поддерживаю комфортный микроклимат и для повышения эффективности общения, стараюсь
-учитывать индивидуально-психологические особенности, возраст и интересы воспитанников
- использовать достоверный, доступный, безопасный, понятный материал
- самой быть заинтересованной в материале, общении, деятельности ребенка, его успехах. Ребенок должен чувствовать свою значимость, что его понимают, поддерживают и разделяют его чувства.
- стараюсь отслеживать степень понимания информации воспитанником, т. е. осуществлять обратную связь. Для этого важно слушать ребенка, расспрашивать, резюмировать.
Продолжаем общение на самые различные темы, стараюсь заслужить доверие ребенка, выслушиваю и помогаю советом в том вопросе, который его волнует.
В процессе работы продолжаю развивать и поддерживать интерес воспитанников к музыке и музыкальным занятиям. Например, старших детей увлекает игра «Поделись музыкой», когда по-очереди делимся любимыми музыкальными фрагментами. После прослушивания обсуждаем содержание, музыкальные краски, уровень мастерства композитора и исполнителя (это относится к современным авторам, чем понравилась музыка. На занятиях осваиваем теоретические и практические навыки исполнения, слушаем музыку, расширяя музыкальный кругозор. Произведения для разучивания подбираю в соответствии с интересами, способностями и музыкальными возможностями ребенка.
В процессе общения в случаях, когда необходимо снять эмоциональное напряжение и для создания комфортной атмосферы мне помогают следующие приемы:
- стараюсь находить и подчеркивать общность интересов, личностных черт
- подчеркиваю, что мне важно мнение ребенка
- показываю, что понимаю эмоциональное состояние ребенка
- интересуюсь проблемами воспитанника
- предоставляю ребенку возможность выговориться
- в случае неправоты признаю ее
- говорить стараюсь спокойно, темп речи нескорый
- всегда предлагаю выход из ситуации, при этом оперирую фактами
Чтобы рассказать о своих эмоциях, стараюсь использовать нужные формулировки:
вместо «ты не понимаешь» - «ты удивлен»
«мне обидно» - «меня задевает»
«ты нервничаешь» - «тебя беспокоит»
«я боюсь» - «я опасаюсь»
«ты злишься» - «ты сердишься»
Результаты нашей совместной работы регулярно показываем на общих мероприятиях учреждения, конкурсах и фестивалях, где неоднократно занимали призовые места. Эта деятельность оказывает влияние на развитие ребенка -интеллектуальное, эмоциональной сферы и воображения, музыкально-сенсорных способностей, формирует познавательный интерес, позволяет самореализовываться и саморазвиваться. Выступление на праздниках и успешное участие в конкурсах и фестивалях формирует опыт успеха и общественного признания. Кроме этого, процесс подготовки и само выступление, несомненно, учит продуктивному общению, сотрудничеству. Совместно подготавливая музыкальный номер или сценку, воспитанники учатся договариваться друг с другом, понимать другого человека, учатся взаимодействовать, уступать, распределять роли.
Подводя итог, хочется сказать, что главное в работе педагога дополнительного образования в детском учреждении заключается в том, чтобы ребенок был окружен любовью и вниманием со стороны взрослых. И только после того, когда ребенок почувствует, что он кому-то нужен, что кто-то о нем беспокоится и заботится, только после этого можно начинать проводить коррекционно - развивающуюся работу. И тогда все получится!