Анна Макарова
Психолого-педагогическая работа с агрессивными детьми в условиях ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Организуя жизнь детей в группе детского сада, воспитатель сталкивается с разными характерами, с разными эмоциональными проявлениями в поведении детей. Особенно трудной становится работа воспитателя при появлении в группе детей шумных, крикливых, склонных к ссорам, с рассеянным вниманием, пассивных, избегающих своих сверстников и дел с ними.
В последнее время все чаще и чаще психологу детского сада приходится отвечать на вопросы педагогов и родителей: что делать, если
- ребенок дерется;
- боится отвечать на занятиях;
- не может усидеть на месте и 10 минут.
Публикация «Психолого-педагогическая работа с агрессивными детьми в условиях ДОУ» размещена в разделах
При внимательном отношении к детям с подобными отклонениями в поведении можно заметить, что немалую роль в возникновении трудностей играют отрицательные эмоциональные переживания, которые могут способствовать развитию у детей эмоционального неблагополучия. Что же это такое?
Эмоциональное благополучие/неблагополучие – это субъективная характеристика для качественной оценки эмоционального состояния человека. Показателями эмоционального благополучия человека являются: нормальный уровень ситуативной и личностной тревоги, оптимальный уровень активности и работоспособности, возможность и готовность адекватно действовать в различных жизненных ситуациях. Эмоциональное неблагополучие – это такое проявление эмоций, которое мешает человеку в его повседневной жизни.
Главной причиной эмоционального неблагополучия у ребенка выступает неудовлетворенность общением со взрослыми, прежде с родителями, и со сверстниками. Другими существенными причинами могут быть индивидуальные особенности ребенка, специфика его внутреннего мира (впечатлительность, восприимчивость) и проблемы, связанные с состоянием здоровья. В любом случае эмоциональное неблагополучие характеризуется серьезными нарушениями в различных сферах психики ребенка, а потому требует особого внимания со стороны родителей и педагогов.
Анализ работы психологической службы в нашем ДОУ показал, что наиболее частым поводом обращения воспитателей и родителей за помощью к педагогу-психологу являются вопросы по взаимодействию с агрессивными детьми, т. к. именно эта категория детей беспокоит родителей и педагогов больше всего. Проведенный нами комплекс диагностических процедур (наблюдение за детьми, беседы с родителями и воспитателями, диагностические методики) в группах старшего дошкольного возраста помог нам выявить детей, склонных к проявлению агрессии и спланировать коррекционно-развивающую работу.
Взаимодействие с агрессивными детьми.
Агрессия – это намеренные действия, направленные на причинение ущерба объектам воздействия (одушевленным и неодушевленным)
Агрессивность – это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии.
В литературе выделяют следующие виды агрессии :
- прямая агрессия (непосредственно направленная против раздражителя);
- косвенная агрессия (действия, направленные окольным путем на другое лицо – сплетни, злобные шутки; или ненаправленные, неупорядоченные действия – крики в толпе, топанье ногами и т. п.);
- физическая агрессия (физические действия против кого-либо);
- вербальная агрессия (угрозы, крики, ругань);
- раздражение (вспыльчивость, грубость);
- аутоагрессия (причинение вреда себе, самообвинение, самоуничтожение).
В качестве основных причин возникновения агрессивного поведения ребенка выделяют:
- недостаток двигательной активности;
- дефицит родительского внимания;
- стиль семейного воспитания;
- СМИ, игрушки;
- низкий уровень развития игровых и коммуникативных навыков;
- некоторые соматические заболевания и заболевания ЦНС.
Коррекционно-развивающую работу с агрессивными детьми мы вели по направлениям, предложенным Е. К. Лютовой и Г. Б. Мониной:
- обучение способам выражения гнева в приемлемой форме;
- обучение приемам саморегуляции, умению владеть собой;
- отработка навыков общения;
- формирование позитивных качеств личности;
- работа с родителями и педагогами (информирование, обучение эффективным способам взаимодействия с детьми).
Одной из наиболее эффективных форм работы с детьми с эмоциональным неблагополучием (в частности, с агрессивными детьми, позволяющей реализовать выделенные направления, на наш взгляд является тренинговая работа.
В данном случае тренинг включает в себя комплекс специально организованных занятий, направленных на раскрепощение детей, развитие чувства доверия, снятие мышечного и эмоционального напряжения, обучение приемам саморегуляции, умению владеть собой, отработку навыков взаимодействия с взрослыми и сверстниками, развитие психических познавательных процессов. В тренинговую группу желательно включать детей старшего дошкольного возраста с разными эмоциональными и поведенческими особенностями.
Каждое тренинговое занятие направлено на решение своего комплекса задач, но все занятия подчиняются определенной структуре:
1. Все занятия начинаются с приветствия, которое остается неизменным на протяжении всего тренинга.
2. Далее целесообразно проводить игры, направленные на устранения беспокойства, возбуждения, способствующие сплочению группы, снятию напряжения, концентрации внимания. Здесь можно использовать психогимнастику, мышечную и дыхательную гимнастики, игру с правилами для активизации внимания детей.
3. Затем предлагаются игры и упражнения, направленные на реализацию основных задач занятия. Ими могут быть игры, направленные на выброс отрицательной энергии, обучение приемам саморегуляции, формирование позитивных качеств личности, отработка навыков общения, развитие психических познавательных процессов.
4. В конце занятия подводится итог и проводится прощание, которое также остается неизменным на протяжении всего тренинга.
Параллельно проводится работа с педагогами и родителями.
Ниже мы приведем пример одного тренингового занятия и обозначим выделенные структурные компоненты.
Кроме этого особое внимание уделяется работе по профилактике эмоционального неблагополучия у детей. Основная задача взрослых на данном этапе – вовремя разглядеть признаки эмоционального неблагополучия, а лучше не допустить их появления. При этом важно помнить о необходимости комплексного подхода к воспитанию, обучению и коррекции поведения детей. Только в том случае, когда все – родители, педагоги, медики, специалисты – совместными усилиями помогают ребенку, помощь будет по-настоящему эффективной.
В качестве профилактических мер нами постоянно проводятся мероприятия, способствующие раскрепощению детей, снижению ПЭН, налаживанию контактов между всеми участниками педагогического процесса и повышению их психологической компетентности.
Занятие в форме тренинга «Путешествие в зоопарк».
I часть.
1. Приветствие.
Дети, сидя в кругу, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза и улыбаются. Затем все хором говорят «Здравствуйте».
II часть.
1. Игра «Жизнь в лесу» (один из элементов игры).
Педагог объясняет, что сейчас мы поздоровались, как люди. Животные не умеют разговаривать и трутся друг о друга носами, если хотят поздороваться. Детям предлагается по кругу поздороваться друг с другом так, как это делают животные.
После выполнения упражнения педагог предлагает детям вспомнить, где можно увидеть сразу много разных животных и отправиться в зоопарк. («Сегодня мы с вами отправимся в зоопарк. Кто из вас был в зоопарке? Давайте вспомним, каких животных можно увидеть в зоопарке.»)
2. Упражнение «Зайчик – цапля – мишка».
(«В зоопарке нужно быть очень внимательными, чтобы не попасть в лапы к дикому зверю или не навредить животным. Сейчас мы проверим, какие вы внимательные. Для этого поиграем в игру.»)
В начале детям предлагается вспомнить и показать, как прыгает зайчик, как стоит цапля, как ходит медведь. Затем дети выполняют эти же действия, но в зависимости от количества хлопков педагога. Например, если педагог хлопает в ладоши один раз, то дети прыгают как зайчики, два раза – стоят как цапли, три – ходят как медведи.
3. Упражнение «Одно большое животное».
Дети стоят в кругу, держась за руки. Они – одно большое животное и дышать нужно всем вместе: на вдохе делаем шаг вперед, на выдохе – шаг назад.
4. Элементы психогимнастики.
Попугай Вот и зоопарк. И первое, что мы увидели, — вольер с попугаями. Какие они яркие, красивые, большие!
Напряжение Один попугай увидел нас и начал кивать головой: «Здравствуйте, здравствуйте!»
Покажите, как кивает попугай. Наклоняем голову вперед, шея напряжена, а теперь наклоняем вправо, влево. «Вот какой я красивый!»
Расслабленно Попугай перестал кивать. «Я устал, устал!» — говорит он. Голову вперед свесил, шейка расслаблена, голова как на веревочке болтается.
Леопард
Резко А вот клетка с леопардом. Он никого не подпускает, бросается на заграждения, рычит. Тело и лапы напряжены. Давайте покажем, как он машет лапой неожиданно, резко. Руки и пальцы напряжены. Сначала одной рукой, затем другой.
Лебеди
Плавно, медленно А вот и озеро, в котором плавают прекрасные лебеди. Движения их плавные, неторопливые, грациозные. Представьте, что наши руки — это крылья. Взмахнули плавно правым крылом, левым, теперь двумя. Поднимаем, опускаем свои крылья неторопливо, плавно. Руки расслаблены.
III часть.
(«Для того чтобы узнать, кого еще мы увидели в зоопарке, нам нужно отгадать загадку». Загадывается загадка про медведя.).
1. Упражнение «Мишка сердится».
Педагог объясняет, что мишка громко рычит и сердится, когда мы подходим к его клетке. Если немного отойти, то медведь рычит тише, а если стоять далеко, то он совсем не рычит. Далее воспитатель предлагает детям рычать(«у-у-у») громко, если он быстро хлопает в ладоши, потише, если медленно и совсем не рычать, когда педагог не хлопает в ладоши.
2. Упражнение «Брыкание».
Педагог объясняет, что мишка захотел побаловаться. Он лег на спину и стал брыкаться ногами. Детям предлагается сделать тоже самое.
3. Упражнение «Ласковый мишка».
Педагог объясняет, что мишка устал и решил отдохнуть, а мама медведица пришла его погладить. Дети встают в круг друг за другом и гладят ласково и аккуратно впереди стоящего по голове, плечам, рукам, спине.
4. Пальчиковое рисование.
Педагог предлагает детям нарисовать мишку руками. Отпечаток ладошки – тело медведя, кулачков – лапы, пальчиков – уши, глаза, нос.
IV часть.
1. Прощание.
Сидя в кругу, детям предлагается рассказать, что на занятии понравилось больше всего. Затем педагог хвалит и благодарит детей за занятие, все берутся за руки и хором говорят «До свидания».
Литература:
1. Алябьева Е. А. Психогимнастика в детском саду : Методические материалы в помощь психологам и педагогам. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 88с.
2. Калинина Р. Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. 2-е изд., доп. и перераб. СПб. : Издательство «Речь», 2004. – 160с.
3. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб. : Издательство «Речь», 2005. – 190с.
4. Постоева Л. Д., Лукина Г. А. Интегрированные коррекционно-развивающие занятия для детей 4 – 6 лет. – М. : Книголюб, 2006. – 64с.
5. Холмогорова В. Как сформировать гуманные отношения в группе детского сада: психологическая методика «Школа добрых волшебников» / Виктория Холмогорова. – М. : «Чистые пруды», 2007. – 32с.