Юлия Морозова
Психолого-педагогическая практика воспитателя дошкольного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы
ДНЕВНИК
психолого - педагогической практики
___
слушателя-практиканта
курсов профессиональной переподготовки:
«___»
(название курса в соответствии с учебным планом,
проходившего психолого - педагогическую практику
«Общая общеобразовательная школа№ ___»
в период с 12.11.2020 г. по 19.04.2021 г.
Руководитель практики :
Руководитель
1. Краткая характеристика ОУ, на базе которого проходит стажировка.
Публикация «Психолого-педагогическая практика воспитателя дошкольного учреждения» размещена в разделах
2. Цели стажировки. освоение и закрепление совокупности методов, приемов и технологий психолого – коррекционной работы в образовательных учреждениях
3. Отчет.
Дата Вид деятельности Примечание
07.09.2020 1. Диагностика адаптации учащихся 1 класса к школьному обучению.
Диагностика адаптации воспитанников по первому году посещения детсада. Анкетирование. Выявление дезадаптированных учащихся.
14.09.2020 2. Изучение социально-психологической адаптации учащихся 5 класса к предметному обучению.
Изучение социально-психологической адаптации воспитанников старшей группы к дошкольной подготовки к щколе и обучению. Анкетирование. Выявление дезадаптированных учащихся.
21.09.2020 3. Изучение социально-психологической адаптации учащихся 9класса в старшем звене школы. Анкетирование. Выявление дезадаптированных учащихся.
28.09.2020 4. Выявление детей группы риска среди обучающихся и воспитанников структурного подразделения. Выявление детей, склонных к противоправным действиям.
05.10.2020 5. Выявление склонности к девиантному поведению среди обучающихся и воспитанников структурного подразделения.
Анкетирование. Выявление детей, склонных к различным видам девиантного поведения, с целью их коррекции и недопущения дальнейшего развития и проявления.
12.10.2020 6. Определение уровня готовности школьников к переходу в среднее звено. Изучение уровня умственной и эмоциональной подготовленности при переходе в среднее звено.
19.10.2020 7. Изучение направленности интересов и профессиональных склонностей. Анкетирование. Соотнесение профессиональных предпочтений и индивидуально-типологических особенностей для адекватного профессионального выбора.
23.10.2020 8. Изучение уровня тревожности. Анкетирование. Выявление детей, имеющих высокую тревожность перед выпускными экзаменами.
26.10.2020 9. Исследование профессиональных интересов учащихся и воспитанников детсада Соотнесение профессиональных предпочтений и индивидуально-типологических особенностей для адекватного профессионального выбора.
В течении практики 10 Консультирование классных руководителей 1, 5 и 9 классов по результатам диагностик школьной адаптации. Повышение психологической культуры педагогов, улучшение технико- конструктивного общения.
Психологическая характеристика
обучающихся 7б класса
МОУ ООШ № 10 г. Энгельса Саратовской области
В классе обучается 20 человек: 13 мальчиков и 7 девочек. Обучающиеся 2008 года рождения. Второгодников нет. В классе 5обучающихся, которые закончили учебный год без троек. Отличников нет. Неаттестованных нет. С родителями были проведены беседы по поводу успеваемости и подготовки к выпускным экзаменам. В целом класс с хорошей мотивацией к обучению, обладает высокой творческой активностью, отзывчивостью к начинаниям классного руководителя, с готовностью выполняют общественные поручения. На уроках подростки работают активно и заинтересованно, стараются выполнять апоставленные задачи.
Ведение тетрадей у ряда обучающихся недостаточно аккуратное (неразборчивая запись, зачеркивание ручкой, пропуски заданий). В результате проверки дневников было выявлено ряд недочетов (незаполнение списка преподавателей, первой страницы, дополнительных занятий). Только несколько дневников отвечают всем требованиям. С подростками была проведена беседа и в данное время ведется активная работа по устранению всех недостатков.
В классе 18 подростков обучаются с первого класса. Класс большой (20 человек). Ребята активно включаются в решении проблемной ситуации на уроке (рассуждают, дискутируют). Проявляют инициативу в учебной деятельности по разнообразным вопросам. Стараются улучшить результаты учебной деятельности большинство ребят. Умение преодолевать посильные трудности доступно не всем ребятам, по моему мнению, из-за того, что еще не все понимают до конца смысл и важность учебной деятельности. Шпаргалки и подсказки присутствуют в учебной работе, в данное время ведется активная работа и используются различные методы обучения с целью решения этой проблемы.
В общешкольных делах ребята стараются принимать активное участие. Каждую неделю проводится классный час с целью объединения классного коллектива и передачи полезной информации. Посещают классный час все обучающиеся. Организуются и проводятся различные познавательные конкурсы, викторины, мероприятия. (как внутри класса, так и между классами).
Поддерживают обучающиеся хорошие взаимоотношения с другими классами, соперничество и неготивы отсутствуют, взаимоотношения ровные. Ребята посещают дополнительные занятие, например, второй иностранный язык, культуру речи и др., а также секции и кружки как в школе так и вне. Ребята выполняют все поручения классного руководителя и других учителей, особенно что сделать своими руками, уборка школьной территории, посадка новых деревьев, обустройство школьного стадиона…
В коллективе создан родительский комитет, пользующийся авторитетом. Он успешно решает проблемы в классе. На просьбы классного руководителя родительский комитет откликается с готовностью, всегда видна заинтересованность в сотрудничестве.
В классе имеются «звезды», «предпочитаемые» и «избираемые». По результатам социометрии имеется высокий коэффициент благополучия отношений в классе. Индекс групповой сплоченности равен 26,31%. Индекс прочности взаимосвязей равен 1,25. Группировки небольшие присутствуют, а объединяют их общие интересы. Общественное мнение играет не последнюю роль в классе, присутствует так же критика одноклассников. По результатам проведенных тестов большинство ребят поставили высокий бал и отметили в классе у себя дружелюбность, а также чуткость и взаимопонимание.
Девочки с мальчиками в классе общаются дружно. Правда, девочки в классе ведут себя сдержаннее и серьезнее, чем мальчики. Поэтому, к делу, планам и своим интересам девочки относятся иначе (более ответственнее, нежели мальчики.
Классным руководителем у ребят является учитель Она является авторитетом среди учеников, находит индивидуальные подходы к каждому из ребят. Быстро организовывает любую деятельность ребят. Классный руководитель применяет демократический стиль руководства, учитель опирается на коллектив, стимулирует самостоятельность обучающихся. Подростки участвуют в обсуждении проблем коллективной жизни и в результате делают определенный выбор. Но окончательное решение формулируется учителем или должно быть им одобрено. Учитель проявляет определенную терпимость к критическим замечаниям учащихся, стремится понять их, вникнуть в их личные дела и проблемы, в организации деятельности коллектива старается занять позицию «первого среди равных». Ребята замечательно относятся к классному руководителю, у них сформировались прекрасные доверительные отношения, все в рамках школьных правил.
Уровень развития коллектива средний, т. к. ребята иногда не могут услышать друг друга при обсуждении проблемы. Я бы предложила им больше слушать друг друга при диалоге. Класс в целом дисциплинирован. Контакт с классом установлен. Хочу признаться – работать с классом было очень интересно.
В школе работает структурное подразделение на 65 мест. Работают 2 группы: с 3-5 лет, с 5-7 лет. Работу с детьми проводят 4 воспитателя и 2 младших воспитателя, педагог-психолог, социальный педагог, логопед и дефектолог.
Практика проходила в старшей группе дети от 5-7 лет. В работе помогала старший воспитатель
Занятия проводились в виде ролевых игр, сказок-рассуждалок, игр «Давай поговорим…» и т. д.
Основная цель стажировки - овладение профессиональными компетенциями психологического сопровождения образовательного процесса с учетом специфики учреждения. Стажировка носила индивидуальный характер, в основе которого лежал системно-деятельностный подход и требования ФГОС.
После получения задания я ознакомилась с программой стажировки и определилась с местом прохождения практики. Далее, я составила краткую характеристику образовательного учреждения и познакомилась с основными уставными документами. Познакомившись с педагогом-психологом школы, старшим воспитателем структурного подразделения, я попросила подробно рассказать о их деятельности в образовательном учреждении. Педагог-психолог и старший воспитатель структурного подразделения рассказали основную информацию и показали всю отчетную документацию, которую они ведут: календарный план, циклограммы, графики занятий, рабочие программы. Подробно я изучила календарный и индивидуальный план работы педагога-психолога и воститателя для составления конспектов мероприятий и уроков, которые необходимы в рамках стажировки.
Мероприятия для обучающихся и воспитанников я планировала согласно возрастной категории. При разработке тренинга коммуникативных способностей необходимо было рассмотреть много методической литературы, а также информацию в интернете. Совместно наставниками были отобраны необходимые упражнения для подопечных, каждое упражнение проанализировано.
Также совместно с заместителем директора по воспитательной работе, педагогом-психологом и старшим воспитателем структурного подразделения было составлено воспитательное мероприятие для учеников начальной школы и воспитанников структурного подразделения «Дети в мире правил». Мероприятие имело воспитательный характер, а также преследовало решение психологических задач, которые мы определили. Также я работала с методической литературой, которая имеется у психолога школы и дополнительной литературой для составления воспитательного мероприятия и повышения навыков работы с детьми младшего школьного возраста.
Результатом стажировки стало заполнение отчета по практике :
Воспитатель : Психолого-педагогическая работа воспитателя дошкольной организации, где отражана специфика работы в образовательных учреждениях, а также личностные компетенции воспитателя, способность средствами педагогики, психологии и методики профессионального образования формировать базовые гуманистические ценностные ориентации у обучающихся и воспитанников детсада с учетом их индивидуальных физиологических и психологических особенностей.
Основные трудности возникли при разработке конспекта воспитательного мероприятия, так как данную деятельность необходимо было согласовывать с несколькими педагогами и воспитателями, а также трудности в подборе упражнений конкретно для нужной группы детей, так как информации очень много, а отобрать нужные задания помогает только опыт и знания. Поэтому необходимо было использовать в подготовке конспектов специальную школьную и научно-методическую литературу, наглядные пособия и использование дидактического материала. Стажировка проводилась под руководством педагога-психолога и старшего воспитателя структурного подразделения, что помогало справиться с трудностями.
Перед прохождением практики мною была изучена психолого-педагогическая литература, а также были изучены возрастные особенности воспитанников структурного подразделения – детсада и младшего школьного возраста, статьи и методики психологической диагностики «трудных» детей, проанализированы задачи и направления работы воспитателя, изучена должностная инструкция воспитателя, изучена работа воспитателя с родителями и педагогами школы. Это позволило детально разобраться в работе воспитателя, выделить оптимальные формы и методы работы воспитателя с детьми.
Для прохождения практики были созданы все условия, а именно было своевременно получено задание для практики, при возникновении трудностей в процессе написания работы были проведены консультации с научным руководителем, обеспечение методическими материалами, была своевременно предоставлена программа практики и формы отчетной документации.
В процессе выполнения определенных заданий практики я закрепила теоретические знания, полученные в процессе обучения, а также усовершенствовала профессиональные умения и навыки в построении конструктивного взаимодействия с коллегами.
План-конспект проведенного мероприятия в детском саду
с детьми подготовительной группы. (Приложение 2).
I. Программные задачи:
1. Образовательная область: «Познание»
-Закрепить порядковый счет
-Продолжать учить находить последующее число к заданному числу.
-Продолжать закреплять состав чисел в пределах 10.
-Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр и знаков, выделять в задаче условие, вопрос, ответ.
-Закрепить умение соотносить количество предметов с цифрой.
2. Образовательная область: «Речевое развитие»
-Учить высказывать и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.
-Формировать умение вести диалог между воспитателем и детьми; учить быть доброжелательными и корректными собеседниками.
3. Образовательная область: «Художественно - эстетическое развитие»
-Закреплять навыки коллективной работы: умение распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу.
-Закрепить умения выразительно и ритмично двигаться в соответствии с музыкой.
4. Образовательная область: «Физическое развитие»
-Воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности.
5. Образовательная область: «Социально коммуникативное развитие»
-Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать умение самостоятельно объединяться для совместной игры и труда, договариваться, помогать друг другу.
-Формировать гендерные принадлежности
II. Предварительная работа:
1. Чтение сказки «Снежная королева»;
2. Заучивание стихотворения;
3. Беседа о дружбе, и дружеских отношений друг к другу;
Интеграция образовательных областей «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
III. Анализ целей и задач.
Занятие проводилось в подготовительной группе. Занятие состояло из трех этапов взаимосвязанных между собой, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия. Данная структура вполне оправдана, так как каждый этап занятия направлен на решение определенных задач и предлагает выбор методов и приемов.
Цели и задачи соответствуют целевым ориентирам ФГОС ДО. Для достижения цели создана образовательная среда, цели и задачи соответствуют возрастным возможностям. Прослеживается связь целей и задач с темой образовательной деятельности.
Анализ организации организованной образовательной деятельности.
В ходе проведения занятия была использована личностно-ориентированная модель деятельности. Преобладали вопросы проблемно-поискового характера. Для активизации детей были использованы следующие методы:
1. Словесный (беседа, стихотворение, вопросы к детям, поощрение);
2. Наглядно - демонстрационный (карточки с числами, карточки с цифрами, макет ветки, птички, льдинки);
3. Практический (составление числового ряда в прямом и обратном направлении, составление и решение задач, состав числа в пределе 10);
4. Игровой (сюрпризный момент «Снежная королева», игры «Весёлый снеговик», «Найди соседнее число», «Сосчитай, сколько всего?», «Построй замок»)
и приемы: игровой, пояснения, указания, показ, художественное слово, поощрение, индивидуальная работа, анализ, беседа.
Все дети свободно обращались ко мне за помощью, столкнувшись с трудностями в решении того или иного вопроса. В ходе всего занятия создавались проблемные ситуации, для решения поставленных задач. Придерживалась позиции взрослый – «координатор» и «наставник».
Самоанализ
одного проведенного мероприятия в детском саду
с детьми подготовительной группы.
В начале занятия использовала сюрпризный момент. Приход «Снежной королевы» вызвал у детей внутреннюю потребность включения в деятельность. Детям было предложено выполнить задания, чтобы спасти Кая. На протяжении всего занятия дети выполняли задания, получая льдинки.
Игровые задания проводились под музыкальное сопровождение - все это способствовало эффективности занятия, мыслительной деятельности и развитию речи детей. Все элементы занятия логически между собой объединены общей темой.
Во время занятия прослеживалась следующая интеграция образовательных областей «познавательное развитие», «социально-коммуникативное развитие», «речевое развитие», «физическое развитие», «художественно-эстетическое развитие» которые реализовывались в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей.
Занятие состоит из мотивационно - ориентировочного, поискового, практического, рефлексивно-оценочного этапов. Для развития познавательного интереса и познавательной активности на протяжении всего образовательного процесса, дети проявляли инициативу, творчество, самостоятельность. При выполнении заданий были использованы следующие виды деятельности: коммуникативная, познавательно – исследовательская, художественно - эстетическое, двигательная. Один вид деятельности плавно переходил в другой. Для реализации каждой задачи я подобрала приемы, которые помогли их решить. Приемы были основаны на игровых обучающих ситуациях, в которых я старалась побуждать детей к активной речевой деятельности. Дети были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно, могли самостоятельно развивать умение самостоятельно объединяться для совместной игры и труда, договариваться, помогать друг другу.
Во время занятия преобладал диалогический стиль общения. Использовала задания творческого характера (постройка замка из конструктора). На протяжении всей образовательной ситуации сохранялась выдержанность сюжетной линии, наличие логической связи между этапами, сохранение целевых ориентиров, мотивации и осмысленного отношения к деятельности на каждом этапе. Все это подтверждают результаты деятельности.
Я считаю, что выбранная мной форма организации занятия была достаточно эффективной, динамичной. Старалась быть для детей партнером, помощником, соблюдать нормы педагогической этики и такта. Свои высказывания старалась строить грамотно и доступно для понимания детей, побуждала детей к проявлению инициативы и самостоятельности, поощряла индивидуальные достижения детей.
В рефлексивно - оценочном этапе занятия были заданы вопросы и составление из льдинок слова «Дружба». Деятельность всех детей оценила положительно, их личное достоинство не принижалось.
Закрепила положительные результаты занятия словесным поощрением. Данная структура занятия вполне оправдана. Считаю, что поставленные в занятии задачи были выполнены. Занятие своей цели достигло.