Папки-передвижки

Психолого-педагогическая поддержка детей с ОВЗ

Алена Сергеевна Кириловская
Психолого-педагогическая поддержка детей с ОВЗ
▼ Скачать

ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ОСОБОМ ВНИМАНИИ

Аннотация

В данной статье изложены основные условия психолого – педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями ребенка.

Ключевые слова

Инклюзивное образование, дети с ОВЗ, ПМПК, психолого – педагогическое сопровождение.

Федеральный государственный стандарт диктует необходимость обучения, которое будет ориентироваться на всестороннее развитие учащихся, учитывая их индивидуальные особенности. Это раскрывает личностный потенциал школьников. Одна из важнейших проблем современного образования – это работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья, которую приходится решать учителям.

Публикация «Психолого-педагогическая поддержка детей с ОВЗ» размещена в разделах

В нынешнее время в системе современного образования главной проблемой остается неуспеваемость учащихся, что приводит к проблематичности достижения планируемых результатов. В каждом классе есть учащиеся, которые испытывают определенные трудности в освоении школьной программы. Необходимо своевременно выявить проблемных ребят и выстроить необходимый маршрут преодоления возникших проблем.

Детей с проблемами в учебе, поведении, физическом или психическом развитии с каждым годом становится все больше. Но, к сожалению, не все родители обращаются за помощью к специалистам. Родители, нуждающихся в помощи детей, отказываются от посещения психолого – медико – педагогической комиссии, так как не понимают что это большая польза для «особенного» ребенка. Чтобы родители все же прислушались к совету и помощи специалистов и сходили на ПМПК, им необходимо давать более полную и самое главное достоверную информацию о процедуре обследования ребенка. Специалисты психолого – медико – педагогической комиссии в заключении указывают выводы и дают рекомендации специалистов для дальнейшей работы с «особыми» детьми. В данном заключении указывается форма получения образования (индивидуальная, на дому, образовательная программа (обычно таким детям рекомендуют адаптированную основную образовательную программу, формы и методы работы. Указывают необходимость сопровождения специалистов (логопед, психолог, дефектолог, социальный педагог).

Для детей с ОВЗ свойственны высокая истощаемость, низкая степень воображения, памяти и внимания. Для таких ребят необходимы упражнения для развития внимания, памяти, мышления. Необходимо четко формулировать вопрос [2].

К сожалению, современное общество сокращает специализированные учреждения для обучения детей с ОВЗ. Большая часть «особенных» детей попадают в общеобразовательные учреждения, которые не подготовлены для работы с такими детьми. Задача каждого учителя – найти индивидуальный подход к каждому ребенку и разработать для него индивидуальную карту развития и взаимодействия с окружающим миром.

Совместное обучение детей с ОВЗ и детьми с нормой развития – это сравнительно новая тенденция для российского образования. Такое образование принято называть инклюзивным.

С одной стороны, инклюзивное образование имеет ряд достоинств:

- общение с широким кругом лиц (у ребят с ОВЗ общение ограничивается лишь близкими родственниками);

- социализация (наравне с другими детьми «особенные» ребята посещают культурные места);

- возможность обучения дополнительный год (для детей с ОВЗ возможно увеличение сроков обучения от 1 – 3 лет в начальных классах);

- тьюторское сопровождение для развития социальных и коммуникативных навыков (для детей с ОВЗ тьютор помогает наладить взаимосвязь с социумом).

Помимо перечисленных плюсов инклюзивного образования, можно выделить и минусы:

- нехватка кадров, в том числе тьюторов;

- завышенное оценивание со стороны преподавателей;

- отсутствие дальнейшего получения образования (часто «особенные» дети, закончив школу, не могут продолжить дальнейшее обучение);

- негативно настроенные дети или их родители (в школах часто встречаются дети и родители, которые против инклюзивного образования).

Главная задача педагога при таком образовании, в первую очередь, это создать благоприятный психологический климат для снятия «ярлыка отсталости». Для создания психологического климата учителю необходимо подобрать приемы и методы поддержки детей с ОВЗ. Важным для педагога является развитие творческой активности, любознательности и самостоятельности. Необходимо разработать систему поощрения для пробуждения веры в собственные силы и возможности. Внимательное отношение учителя к слабому ученику, способствует развитию личности, вселяет в него новые силы для дальнейшего обучения.

Одной из основных форм работы по сопровождению детей с ОВЗ является работа с семьей. Нужно проводить консультации, которые могут понадобиться родителям в повседневной жизни для воспитания «особых» детей. Подобные консультации помогут избежать ошибки в воспитании подрастающего поколения. Данное сотрудничество школы и семьи позволит создавать благоприятную атмосферу, которая, в свою очередь, будет повышать компетентность родительской общественности. Родителям нужно показать динамику развития ребенка на начало учебного года и на конец года, проводить консультации совместно с логопедом, психологом, дефектологом, социальным педагогом, составлять и внедрять индивидуальные маршруты сопровождения детей с ОВЗ, проходить курсы повышения квалификации по данной тематике.

Психолого – педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья – это комплексная методика помощи и поддержки «особых» детей со стороны специалистов различного профиля [4].

Основными задачами психолого – педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья являются:

- создание условий для оказания помощи нуждающимся детям в специальных программах обучения;

- создание условий для благоприятного психологического климата в детском коллективе;

- создание условий для своевременной диагностики нарушений развития и их коррекции;

- создание условий для повышения педагогической компетентности родителей, а также учителей [1].

В работах Л. В. Кокуевой, М. А. Касицыной, И. Г. Бородиной встречаются особенности исследования психолого – педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями ребенка.

В трудах этих авторов показано, что психолого – педагогическое сопровождение характеризуется процессами взаимодействия учителя и учащихся.

Из личного опыта педагогической деятельности хочу рассказать о ребенке с диагнозом 7.1. Мальчик поступил ко мне в 1- й класс. В период обучения грамоте он испытал трудности в освоении образовательной программы, это, в свою, очередь его расстраивало. Длительное время он замыкался в себе, плакал, убегал из класса. В конце 1 – го класса родителям мальчика было предложено прохождение психолого – медико – педагогической комиссии для установления дальнейшего маршрута обучения. Мама ребенка, услышав об этом, согласилась пройти данную комиссию. Со 2 – го класса ребенок стал обучаться по адаптированной программе вместе с другими ребятами. Читать ребенок научился лишь к концу 2 – го класса. Ребята всячески старались помочь этому мальчику, но в случае неудачи, он закрывался в себе и плакал. После работы со специалистами школы, он начал общаться со многими ребятами класса, многие логопедические трудности мальчика помогли решить не только специалисты школы, но он также занимался и вне школы. В 4 – м классе он легко стал находить общий язык с новенькими одноклассниками. На уроках стал активно принимать участие. Задания, которые раньше вызывали трудности, стал выполнять с легкостью. В 4 – м классе родители согласились принять участие во всероссийских проверочных работах. По математике и русскому языку с трудом набрал нужное количество баллов для отметки «3», а вот по окружающему миру работу написал хорошо. При переходе в 5 – й класс родители решили продолжить обучение по адаптированной основной образовательной программе.

Только совместная работа школы и семьи может помочь ребенку адаптироваться и социализироваться в обществе. Родителям таких детей нужно читать дополнительную литературу по проблеме исследования, общаться с разными специалистами, выполнять их рекомендации.

Таким образом, можно выделить основные моменты в психолого – педагогической поддержке нуждающихся детей :

- повышение квалификации педагогического состава (если в классе появляется ребенок с ОВЗ, педагогу необходимо пройти соответствующие курсы повышения квалификации);

- инклюзивное образование предполагает работу с логопедом, дефектологом, социальным педагогом, психологом, тьютором;

- поддержка педагогического коллектива специалистами разного профиля;

- совместная работа с семьями нуждающихся детей.

Специальные методики обучения детей с ограниченными возможностями здоровья:

- последовательное и поэтапное выполнение заданий;

- дополнительный инструктаж по выполнению заданий;

- работа с аудио и видео материалами;

- смена видов деятельности на уроке;

- внедрение физкультурных минуток;

- дополнительное время на выполнение заданий;

- индивидуальные карточки с минимальным заполнением;

- индивидуальное оценивание знаний учащихся с ограниченными возможностями здоровья;

- работа над ошибками с целью ликвидации пробелов в знаниях.

Основными требованиями проведения урока являются:

- урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению, воспитывать в детях потребность в знаниях;

- темп и ритм урока должны быть более оптимальными, действия учителя и учащихся завершенными;

- необходим контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке;

- создавать атмосферу доброжелательности и активного творческого труда;

- управлять учебным процессом так, чтобы были задействованы все учащиеся [3].

Список использованной литературы

1. Авсейчикова, А. Е. Психолого – педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья // Актуальные исследования. – 2022. - № 10. – С. 79 – 82.

2. Григорьева, А. И. Психологопедагогическое сопровождение развития ребенка в современном образовательном пространстве: Учебно – методическое пособие / А. И. Григорьева, Е. С. Арбузова, Т. В. Дьячкова, Л. В. Заика, А. А. Кацеро, Е. А. Рыбакина. – Тула: ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО», 2019. – 216 с.

3. Казачкова, С. П. Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности / С. П. Казачкова // Планета. – 2013. – С. 256.

4. Шевчук, Л. Е. Интегрированное обучение учащихся с особенностями / Н. В. Алексеева, Л. С. Цветкова. – Москва: Юристъ, 1997. – 256 с.

Публикации по теме:

Анализ осуществления психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в ДОУ Раннее выявление и развитие способностей, талантов детей дошкольного возраста способствует их успешной социализации, раскрытию личностного.

Опыт работы консультативного пункта «Поддержка семей, имеющих детей, в период самоизоляции»Опыт работы консультативного пункта «Поддержка семей, имеющих детей, в период самоизоляции» Из-за пандемии коронавируса привычный уклад жизни большинства семей резко поменялся. Не работают детские сады и школы, закрыты кружки и.

Педагогическая поддержка самостоятельной игровой деятельности детей младшего возрастаПедагогическая поддержка самостоятельной игровой деятельности детей младшего возраста Для дошкольников игра – ведущая деятельность, через которую решаются все образовательные задачи. Великие педагоги рассматривали игру как.

План работы консультативного пункта «Поддержка семей, имеющих детей»План работы консультативного пункта «Поддержка семей, имеющих детей» План работы консультативного пункта предоставляющего психолого-педагогическую, методическую и консультативную помощь родителям (законным.

Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной школы ПРОГРАММА Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной школы Программа рассчитана.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации тревожных детей Пояснительная записка Актуальность Дошкольный возраст – это важнейший период, когда закладываются основы здоровья будущего взрослого человека.

Психолого-педагогическая характеристика 4 класса В 4 классе обучается 23 ученика: 9 мальчиков и 14 девочек. Возраст 10 - 11 лет: 2007 г. р. - 1 человек, 2008 г. р. – 22 человека. В коллективе.

Психолого-педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста Фамилия, имя ребенка *** Возраст ребенка 3 г. 3 м. Дата рождения: *** Адрес проживания:. ***, посещает, воспитанник младшей.

Психолого-педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника Начало школьного обучения-закономерный этап на жизненном пути: каждый дошкольник, достигнув определенного возраста, идет в школу. Однако.

Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема. (Автор Левченков В. В.) Предметы и явления в окружении.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогическая поддержка детей с ОВЗ
Опубликовано: 18 марта 2023 в 15:13
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психолого-педагогическая поддержка детей с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Алена Сергеевна Кириловская в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД