Алена Сергеевна Кириловская
Психолого-педагогическая поддержка детей с ОВЗ
▼ Скачать
ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ОСОБОМ ВНИМАНИИ
Аннотация
В данной статье изложены основные условия психолого – педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями ребенка.
Ключевые слова
Инклюзивное образование, дети с ОВЗ, ПМПК, психолого – педагогическое сопровождение.
Федеральный государственный стандарт диктует необходимость обучения, которое будет ориентироваться на всестороннее развитие учащихся, учитывая их индивидуальные особенности. Это раскрывает личностный потенциал школьников. Одна из важнейших проблем современного образования – это работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья, которую приходится решать учителям.
Публикация «Психолого-педагогическая поддержка детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2023
В нынешнее время в системе современного образования главной проблемой остается неуспеваемость учащихся, что приводит к проблематичности достижения планируемых результатов. В каждом классе есть учащиеся, которые испытывают определенные трудности в освоении школьной программы. Необходимо своевременно выявить проблемных ребят и выстроить необходимый маршрут преодоления возникших проблем.
Детей с проблемами в учебе, поведении, физическом или психическом развитии с каждым годом становится все больше. Но, к сожалению, не все родители обращаются за помощью к специалистам. Родители, нуждающихся в помощи детей, отказываются от посещения психолого – медико – педагогической комиссии, так как не понимают что это большая польза для «особенного» ребенка. Чтобы родители все же прислушались к совету и помощи специалистов и сходили на ПМПК, им необходимо давать более полную и самое главное достоверную информацию о процедуре обследования ребенка. Специалисты психолого – медико – педагогической комиссии в заключении указывают выводы и дают рекомендации специалистов для дальнейшей работы с «особыми» детьми. В данном заключении указывается форма получения образования (индивидуальная, на дому, образовательная программа (обычно таким детям рекомендуют адаптированную основную образовательную программу, формы и методы работы. Указывают необходимость сопровождения специалистов (логопед, психолог, дефектолог, социальный педагог).
Для детей с ОВЗ свойственны высокая истощаемость, низкая степень воображения, памяти и внимания. Для таких ребят необходимы упражнения для развития внимания, памяти, мышления. Необходимо четко формулировать вопрос [2].
К сожалению, современное общество сокращает специализированные учреждения для обучения детей с ОВЗ. Большая часть «особенных» детей попадают в общеобразовательные учреждения, которые не подготовлены для работы с такими детьми. Задача каждого учителя – найти индивидуальный подход к каждому ребенку и разработать для него индивидуальную карту развития и взаимодействия с окружающим миром.
Совместное обучение детей с ОВЗ и детьми с нормой развития – это сравнительно новая тенденция для российского образования. Такое образование принято называть инклюзивным.
С одной стороны, инклюзивное образование имеет ряд достоинств:
- общение с широким кругом лиц (у ребят с ОВЗ общение ограничивается лишь близкими родственниками);
- социализация (наравне с другими детьми «особенные» ребята посещают культурные места);
- возможность обучения дополнительный год (для детей с ОВЗ возможно увеличение сроков обучения от 1 – 3 лет в начальных классах);
- тьюторское сопровождение для развития социальных и коммуникативных навыков (для детей с ОВЗ тьютор помогает наладить взаимосвязь с социумом).
Помимо перечисленных плюсов инклюзивного образования, можно выделить и минусы:
- нехватка кадров, в том числе тьюторов;
- завышенное оценивание со стороны преподавателей;
- отсутствие дальнейшего получения образования (часто «особенные» дети, закончив школу, не могут продолжить дальнейшее обучение);
- негативно настроенные дети или их родители (в школах часто встречаются дети и родители, которые против инклюзивного образования).
Главная задача педагога при таком образовании, в первую очередь, это создать благоприятный психологический климат для снятия «ярлыка отсталости». Для создания психологического климата учителю необходимо подобрать приемы и методы поддержки детей с ОВЗ. Важным для педагога является развитие творческой активности, любознательности и самостоятельности. Необходимо разработать систему поощрения для пробуждения веры в собственные силы и возможности. Внимательное отношение учителя к слабому ученику, способствует развитию личности, вселяет в него новые силы для дальнейшего обучения.
Одной из основных форм работы по сопровождению детей с ОВЗ является работа с семьей. Нужно проводить консультации, которые могут понадобиться родителям в повседневной жизни для воспитания «особых» детей. Подобные консультации помогут избежать ошибки в воспитании подрастающего поколения. Данное сотрудничество школы и семьи позволит создавать благоприятную атмосферу, которая, в свою очередь, будет повышать компетентность родительской общественности. Родителям нужно показать динамику развития ребенка на начало учебного года и на конец года, проводить консультации совместно с логопедом, психологом, дефектологом, социальным педагогом, составлять и внедрять индивидуальные маршруты сопровождения детей с ОВЗ, проходить курсы повышения квалификации по данной тематике.
Психолого – педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья – это комплексная методика помощи и поддержки «особых» детей со стороны специалистов различного профиля [4].
Основными задачами психолого – педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья являются:
- создание условий для оказания помощи нуждающимся детям в специальных программах обучения;
- создание условий для благоприятного психологического климата в детском коллективе;
- создание условий для своевременной диагностики нарушений развития и их коррекции;
- создание условий для повышения педагогической компетентности родителей, а также учителей [1].
В работах Л. В. Кокуевой, М. А. Касицыной, И. Г. Бородиной встречаются особенности исследования психолого – педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями ребенка.
В трудах этих авторов показано, что психолого – педагогическое сопровождение характеризуется процессами взаимодействия учителя и учащихся.
Из личного опыта педагогической деятельности хочу рассказать о ребенке с диагнозом 7.1. Мальчик поступил ко мне в 1- й класс. В период обучения грамоте он испытал трудности в освоении образовательной программы, это, в свою, очередь его расстраивало. Длительное время он замыкался в себе, плакал, убегал из класса. В конце 1 – го класса родителям мальчика было предложено прохождение психолого – медико – педагогической комиссии для установления дальнейшего маршрута обучения. Мама ребенка, услышав об этом, согласилась пройти данную комиссию. Со 2 – го класса ребенок стал обучаться по адаптированной программе вместе с другими ребятами. Читать ребенок научился лишь к концу 2 – го класса. Ребята всячески старались помочь этому мальчику, но в случае неудачи, он закрывался в себе и плакал. После работы со специалистами школы, он начал общаться со многими ребятами класса, многие логопедические трудности мальчика помогли решить не только специалисты школы, но он также занимался и вне школы. В 4 – м классе он легко стал находить общий язык с новенькими одноклассниками. На уроках стал активно принимать участие. Задания, которые раньше вызывали трудности, стал выполнять с легкостью. В 4 – м классе родители согласились принять участие во всероссийских проверочных работах. По математике и русскому языку с трудом набрал нужное количество баллов для отметки «3», а вот по окружающему миру работу написал хорошо. При переходе в 5 – й класс родители решили продолжить обучение по адаптированной основной образовательной программе.
Только совместная работа школы и семьи может помочь ребенку адаптироваться и социализироваться в обществе. Родителям таких детей нужно читать дополнительную литературу по проблеме исследования, общаться с разными специалистами, выполнять их рекомендации.
Таким образом, можно выделить основные моменты в психолого – педагогической поддержке нуждающихся детей :
- повышение квалификации педагогического состава (если в классе появляется ребенок с ОВЗ, педагогу необходимо пройти соответствующие курсы повышения квалификации);
- инклюзивное образование предполагает работу с логопедом, дефектологом, социальным педагогом, психологом, тьютором;
- поддержка педагогического коллектива специалистами разного профиля;
- совместная работа с семьями нуждающихся детей.
Специальные методики обучения детей с ограниченными возможностями здоровья:
- последовательное и поэтапное выполнение заданий;
- дополнительный инструктаж по выполнению заданий;
- работа с аудио и видео материалами;
- смена видов деятельности на уроке;
- внедрение физкультурных минуток;
- дополнительное время на выполнение заданий;
- индивидуальные карточки с минимальным заполнением;
- индивидуальное оценивание знаний учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
- работа над ошибками с целью ликвидации пробелов в знаниях.
Основными требованиями проведения урока являются:
- урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению, воспитывать в детях потребность в знаниях;
- темп и ритм урока должны быть более оптимальными, действия учителя и учащихся завершенными;
- необходим контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке;
- создавать атмосферу доброжелательности и активного творческого труда;
- управлять учебным процессом так, чтобы были задействованы все учащиеся [3].
Список использованной литературы
1. Авсейчикова, А. Е. Психолого – педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья // Актуальные исследования. – 2022. - № 10. – С. 79 – 82.
2. Григорьева, А. И. Психолого – педагогическое сопровождение развития ребенка в современном образовательном пространстве: Учебно – методическое пособие / А. И. Григорьева, Е. С. Арбузова, Т. В. Дьячкова, Л. В. Заика, А. А. Кацеро, Е. А. Рыбакина. – Тула: ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО», 2019. – 216 с.
3. Казачкова, С. П. Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности / С. П. Казачкова // Планета. – 2013. – С. 256.
4. Шевчук, Л. Е. Интегрированное обучение учащихся с особенностями / Н. В. Алексеева, Л. С. Цветкова. – Москва: Юристъ, 1997. – 256 с.