Анна Дмитриева
Психолого-педагогическая коррекция страхов у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время по данным практикующих психологов и педагогов увеличилось количество тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью, подверженных страхам.
В дошкольном возрасте проявления страха – это подтверждение нормального, своевременного развития ребенка, но если страхи ярко выражены, то ребенку тяжело справиться с ними и страхи начинают «взрослеть» вместе с ребенком.
Публикация «Психолого-педагогическая коррекция страхов у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Если у ребенка большее количество страхов, чем в норме, то у ребенка-дошкольника возникает состояние психического напряжения, скованности. Поведение становится все более пассивным, атрофируются любопытство, любознательность, из-бегается любой риск, связанный с вхождением в новую, неизвестную своими последствиями ситуацию общения. Вместо непосредственности и открытости развиваются настороженность и аффективная замкнутость.
Детские страхи, если к ним правильно относиться,понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно. Если же они сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о нервной ослабленности ребёнка, неправильном поведении родителей, незнании ими психических особенностей ребёнка, наличии у них самих страхов, конфликтных отношений в семье.
Существуют три вида страхов. В основе классификации лежат предмет страха, особенности его протекания, продолжительность, сила и причины возникновения.
Навязчивые страхи - эти страхи ребенок испытывает в определенных, конкретных ситуациях, он боится обстоятельств, которые могут их за собой повлечь. К таким страхам относятся, например, страх высоты, закрытых и открытых пространств и др.
Бредовые страхи – самая тяжелая форма страхов, причину появления которых найти невозможно. Например, почему ребенок боится играть с какой-то игрушкой или не хочет надевать какую-то одежду. Их наличие часто указывает на серьезные отклонения в психике малыша.
Сверхценные страхи – самый распространенный вид. Они связаны с идеями фикс и вызваны собственной фантазией ребенка. В 90% случаев практикующие психологи сталкиваются именно с ними. Сначала эти страхи соответствуют какой-либо жизненной ситуации, а потом становятся настолько значимыми, что ни о чем другом ребенок думать не может.
В большинстве случаев страхи возникают по вине родителей, поэтому необходимо предупредить возможность проявления страхов и устранить проблемы у детей уже имеющихся нарушений, вызванных семейными неурядицами, душевной чёрствостью или, наоборот, чрезмерной опекой, или же просто родительской невнимательностью.
Одну из важных ролей в воспитании детей играют и специалисты образовательного учреждения, в которое попадает ребёнок. В силах педагога, психолога - создание благоприятного психологического климата в группе, формирование у ребёнка чувства защищённости, уверенности в себе адекватной самооценки. По данным психологического исследования, почти у 50 % - 60 % детей детских садов и школ города имеются нарушения психологического здоровья. Актуальной становится проблема по коррекции страхов и тревожности у детей дошкольного и школьного возраста.
Страх — эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности.
И. П. Павлов считал страх проявлением естественного рефлекса, пассивно-оборонительной реакцией с лёгким торможением коры больших полушарий. Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определёнными изменениями высшей нервной деятельности, отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделении желудочного сока. В самом общем виде эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего стимула.
Причинами страха чаще всего выступают какой-то конкретный случай (собака укусила, застрял в лифте, внушённые страхи, детская фантазия, внутрисемейные конфликты, взаимоотношения со сверстниками, невроз.
Вопрос о причинах остается открытым и сегодня так:
З. Фрейд выделяет 2 источника:
1) автоматические (в ситуациях опасности);
2) продуцированные – события, которые способствуют неудачам.
Э. Фромм выделяет 4 ситуации, вызывающие страх и тревожность: подражание, травма, система наказаний, вина.
В отечественной психологии (Данилова, Гарбузов, Кришакова) причиной детских страхов и тревоги считают особенности воспитания: гиперсоциализированное (сверхориентация на окружающих); непринятие матерью ребёнка; тревожно – мнительное воспитание; эгоцентрическое воспитание (ребенок – звезда).
И. Романц - российский психолог причины страха связывает с определенным возрастным периодом в жизни ребенка.
1. В период внутриутробного развития - плод реагирует на состояние беспокойства матери.
2. В первые месяцы – причины страха – это отсутствие контакта, яркий свет, резкие звуки.
3. В возрасте 1-4 года – ночные кошмары (волк, баба-яга).
4. В возрасте 4 –7 лет – страх смерти, страх войны, стихийного бедствия.
5. В возрасте 7 - 11 лет – социальные страхи, например, страх двойки.
6. 11 - 15 лет – повышенная тревожность по поводу изменения внешности, навязчивые страхи, например, страх не быть самым луч-шим, страх отвержения.
Задачи психолого – педагогическая коррекции страхов у детей.
• снижение тревожности;
• усиление самооценки ребёнка;
• актуализация чувства страха;
• повышение психического тонуса ребёнка;
• осуществление контроля над объектом страха;
• повышение уверенности в себе.
Выделяются три блока, которые обеспечивают решение поставленных задач.
1 блок – развлекательные (контактные) – включает объединение детей, задания направленны на создание доброй и безопасной обстановки.
2 блок – коррекционно – направленные +обучающие – коррекция эмоциональных нарушений (страхов, тревожности, неуверенности в себе, обучение.
3 блок – развлекательные + обучающие +контрольные.
Контрольный этап позволяет увидеть эффективность коррекционной работы. Контроль осуществляется с использованием всех диагностических материалов ранее использованных.
Результаты фиксируются в психологических картах и сравниваются.
1 этап – диагностический.
Цель: изучение нарушений психологического здоровья у детей.
Диагностика: тест «Страхи в домиках», тест «Кактус», тест «Тревож-ности» (Р. Тэмлл, М. Дорки, В. Амен) для дошкольников, методика Ч. Спилбергера, проективные методики.
2 этап – информационный.
Цель: информирование родителей и педагогов об имеющихся нарушениях в развитии детей.
3 этап – практический.
Цель: профилактика и коррекция нарушений психологического здоровья детей.
4 этап – контрольный.
Цель: определение эффективности коррекционной работы.
Основные направления в коррекции страхов у детей:
1. Повышение самооценки (упражнение "Похвалилки", "За что меня любит мама").
2. Обучение способам снятия эмоционального и мышечного напряжения (техники с песком, рисование и лепка, массаж).
3. Отработка навыков владения собой в травмирующих ситуациях (ро-левые игры: страх и тревога должны доводиться до абсурда, ребенок должен получать роли сильных личностей, роли героев, преодолева-ющих трудности).
4. Релаксация. Подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на своём внутреннем мире, освобождение от излишнего и нервного напряжения.
5. Концентрация. Сосредоточение на своих зрительных, звуковых и телесных ощущениях, на эмоциях, чувствах и переживаниях.
6. Функциональная музыка. Успокаивающая и восстанавливающая му-зыка способствует уменьшению эмоциональной напряжённости, переключает внимание.
7. Игротерапия. Используется для снижения напряженности, мышечных зажимов. Тревожности. Повышения уверенности в себе, снижения страхов.
8. Телесная терапия. Способствует снижению мышечных зажимов, напряжения, тревожности.
9. Арт-терапия. Актуализация страхов, повышение уверенности, развитие мелкой моторики, снижение тревожности.
Все занятия имеют гибкую структуру, наполняемую разным содержанием. Во время занятия дети сидят в кругу. Круг – это, прежде всего, возможность открытого общения. Он создаёт ощущение целостности, завершённости, придаёт гармонию отношениям детей, облегчает взаимопонимание.