Сарибекян Виктория Араиковна
Психолого-педагогическая и музыкальная характеристика детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Психолого-педагогическая и музыкальная характеристика детей старшего дошкольного возраста
Выполнила: Сарибекян В. А.
Старший дошкольный возраст (5-7 лет) играет особую роль в развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.
Публикация «Психолого-педагогическая и музыкальная характеристика детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Также дети 5-7 лет быстро растут, за год ребенок может вырасти на 7-10 см, меняются пропорции тела, расширяется двигательный опыт детей, активно развиваются двигательные способности.
У детей в этом возрасте происходят значительные изменения в высшей нервной деятельности. Улучшаются основные нервные процессы - возбуждение и особенно торможение, что благотворно сказывается на возможностях саморегуляции. Дети становятся более эмоционально устойчивыми. Повышается как психическая, так и физическая выносливость.
Также у детей формируются представления о морали, у них уже формируются представление о добре и зле, они могут привести соответствующие конкретные примеры из личного опыта и литературы. Дети начинают активно обращаться к правилам, регулируя свои отношения со сверстниками. Таким образом, в этом возрасте постепенно происходит переход от импульсивного ситуативного поведения к поведению, опосредованному правилами и нормами.
Также на этой стадии развития у детей происходит значительное расширение интеллектуальных возможностей. Ребенок начинает не только выделять существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные связи между ними, пространственные, временные и другие отношения.
Так же у детей данного возраста происходит расширение общего кругозора. Интересы детей начинаю выходить за рамки непосредственного окружения детского сада и семьи. Детей открывают для себя социальный и природный мир, необычные события и факты. У них появляются новые интересы из разных областей: животный и растительный мир, космос, дальние страны и многое другое. Дети старшего дошкольного возраста уже начинают самостоятельно осмыслить и объяснить полученную информацию.
Детей интересуют истории из жизни родителей, бабушек и дедушек. Они начинают интересоваться техникой, различными видами работ, профессиями родителей, что обеспечивает дальнейшее вхождение ребенка в современный мир, соблюдение его ценностей.
Под руководством взрослого дети дошкольного возраста включаются в поисковую деятельность, принимают и самостоятельно ставят познавательные задачи, выдвигают предположения о причинах и результатах наблюдаемых явлений.
В этом возрасте у ребенка увеличивается объем памяти, происходит дальнейшее развитие всех когнитивных психических процессов. Также повышается острота зрения и точность цветовых различий, развивается фонематический и слуховой слух, значительно возрастает точность оценки веса и пропорций предметов, систематизируются идеи детей.
Также происходит и развитие речи, увеличивается словарь на 1000-1200 слов, происходит совершенствование связной монологической речи. Ребенок учится без помощи взрослого передавать содержание небольшой сказки, рассказа, карикатуры, описывать события, свидетелями которых он стал. Правильно использует много грамматических форм и категорий.
Продолжается развитие воображения, способность воспринимать и воображать на основе словесного описания различных миров, таких как космос, космические путешествия, инопланетяне, замок принцесс, волшебников и т. д.
С каждым годом значительно возрастают коммуникативные навыки и потребность в общении, как со сверстниками, так и со взрослыми.
Развивается система межличностных отношений, взаимных симпатий и привязанностей. Старший дошкольник очень расстраивается, если никто не хочет играть с ним. И в то же время дети становятся избирательными в отношениях. В общении со сверстниками преобладают однополые контакты. Дети играют в маленьких группах от двух до пяти человек. Иногда эти группы становятся постоянными по составу. Так появляются первые друзья – те, с кем у ребенка лучше всего достигается взаимопонимание и взаимная симпатия. Предпочтение определенным типам игр становится все более и более явным, хотя, в целом, игровой репертуар разнообразен, включая предметно-ролевые, режиссерские, конструктивно-конструктивные, мобильные, музыкальные, театральные игры, игровые эксперименты.
Если рассматривать музыкальные умения детей старшего дошкольного возраста, следует отметить, дети способны отметить не только общий характер музыки, но и ее настроение (веселая, грустная, ласковая и т. д.). Они уже могут определить жанр произведения: бодро, четко, торжественно, радостно (о марше); ласково, тихо, спокойно (о колыбельной).
Разумеется, и здесь ярко выступают индивидуальные особенности каждого ребенка. Если одни дети дают лишь краткие ответы («громко-тихо», «весело-грустно», то другие чувствуют, понимают более существенные признаки музыкального искусства : музыка может выражать разнообразные чувства, переживание человека. Следовательно, индивидуальные проявления часто «обгоняют» возрастные возможности.
Отчетливо проявляются различия в уровне музыкального развития тех детей, которые усваивали программу музыкального воспитания в детском саду, и тех, кто не имел такой подготовки (некоторые приходят в подготовительную группу из семьи).
Голосовой аппарат у ребенка 5-7 лет укрепляется, однако певческое звукообразование происходит за счет натяжения краев связок, поэтому охрана певческого голоса должна быть наиболее активной. Надо следить, чтобы дети пели без напряжения, негромко, а диапазон должен постепенно расширяться. В голосах проявляется напевность, звонкость, хотя сохраняется специфически детское, несколько открытое звучание. В целом хор детей 5-7 лет звучит недостаточно устойчиво и стройно.
Как уже было отмечено выше, физическое развитие совершенствуется в различных направлениях, и прежде всего выражается в овладении основными видами движений, в их координированности. Возникает еще большая возможность использовать движение как средство и способ раз-вития музыкального восприятия. Пользуясь движением, ребенок в состоянии творчески проявить себя, быстрее ориентироваться в поисковой деятельности. Исполнение песен, плясок, игр подчас становится достаточно выразительным и свидетельствует о попытках передать свое отношение к музыке.
Помимо пения, слушания музыки, музыкально-ритмических движений, большое внимание уделяется игре на детских музыкальных инструментах. Дети продолжают овладевать простейшими приемами игры на детских музыкальных инструментах, по тембру различают их звучание.
Уровень музыкального развития находится в зависимости от общего развития ребенка, от формирования его организма на каждом возрастном этапе и от активного обучения музыкальной деятельности в соответствии с содержанием программы.
Не все дети одного возраста одинаковы по уровню музыкального развития. Существуют значительные отклонения в силу их индивидуальных особенностей. Если сопоставить общую структуру музыкальности с проявлениями музыкальности у отдельных детей, то можно увидеть, что одни дети музыкальны по всем показателям, другие же отличаются своеобразным сочетанием отдельных музыкальных способностей. Так, например, при очень качественном музыкальном восприятии, некоторые дети слабее проявляют себя в пении, в танцах или хорошее развитие музыкального слуха не всегда сопровождается склонностью к творчеству. Следовательно, необходимо учитывать как возрастные, так и индивидуальные особенности детей.
Голоса детей в дошкольном детстве делятся, как минимум, на три природных типа: высокие, средние и низкие, каждый из которых характеризуется присущими ему тембровой окраской (главный показатель типа голоса, общим звуковысотным и примарным диапазонами звучания.
Общий диапазон – это расстояние от нижней до верхней границы певческого голоса; примарный диапазон – это область наиболее свободного, естественного и красивого звучания, которая находится в середине общего диапазона.