Kristina Anashina
Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
▼ Скачать +Заказ
Одной из часто встречающиеся проблемой у детей старшего дошкольного возраста, является общее недоразвитие речи. Данное понятие используют для обозначения детей с нормальным, сохранным слухом и интеллектом, при этом имеются нарушения, отставания, либо отклонения в лексике, грамматики, фонетики.
ОНР сказывается не только на развитии фонетики, лексики, грамматики, но и на интеллектуальной, волевой, познавательной сфере ребенка. Дети старшего дошкольного возраста имеющее общее недоразвитие речи, имеют более слабое развитие зрительного восприятия, пространственного представления, памяти, внимания и мышления, чем у своих одногодок. У таких детей может проявляться мало активность, застенчивость, стеснение и неуверенность в себе.
Публикация «Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
Общее недоразвитие речи сказывается на развитии у детей интеллектуальной, познавательной и волевой сфер личности. У детей, имеющих общее недоразвитие речи, заметно хуже, чем у ровесников с нормальной речью, сформированы зрительное восприятие, пространственные представления, внимание и память. Такие дети малоактивны и не выступают инициаторами в общении. Ю. Ф. Гаркуши [2002] показывал, что у детей с ОНР может быть не сформирована мотивационная потребность в общении со сверстниками, возникают трудности в общении.
Категория детей с общим недоразвитием речи неоднородна по составу, поэтому ее делят на три группы по клиническим проявлениям:
неосложненные формы общего недоразвития речи. У таких детей отсутствуют локальные поражения центральной нервной системы, отмечается минимальная мозговая дисфункция, эмоционально-личностная незрелость, регуляция мышечного тонуса и произвольной деятельности – слабая. Сохранны первичные зоны. Речедвигательный анализатор первично сохранен, но регуляция мышечного тонуса нарушена. Наблюдается изменения состояния зрительных и моторных функций (слабость точных движений пальцев рук, несформированность динамического и кинестетического праксиса).
Осложненные формы общего недоразвития речи – это детей с неврологическими и психопатическими синдромами : церебрастеническим, гипертензионно-гидроцефалическим, судорожным, гипердинамическим и др.
Для детей данной категории характерны выраженные неврологические симптомы:
1. Изменения в координированной работе анализаторных систем.
2. Нарушение состояния зрительных и моторных функций (изменения мышечного тонуса, имеется не сформированность общего и орального праксиса, слабые нарушения равновесия, координации движений, зрительно-пространственных представлений; нарушения в воспроизведении простых двигательных ритмов).
3. Недостаточный уровень развития внимания, памяти, мышления, нарушение умственной работоспособности.
4. Эмоционально-личностная незрелость (состояния возбудимости, заторможенности, раздражительности, двигательной расторможенности; произвольности в поведении; истощаемость и переутомляемость в любой деятельности).
5. Присутствует владение речью и осознание её.
С точки зрения психолого-педагогического подхода, Левина Р. Е. выделила три уровня речевого развития, у детей с общим недоразвитием речи :
I уровень: у детей данного уровня не сформирована фразовая речь. Они имеют слабый словарный запас, большая часть состоит из звукоподражаний, звуковых комплексов. Звуковые комплексы дети сопровождают жестам, которые они придумали сами и не всегда понятны окружению. В речи больше преобладает лепетание, однословные предложения, жесты, определенная мимика, смыл который непонятен вне ситуации.
Словарь детей стоит из отдельных звуков, звукоподражаний, и некоторых легких слов, запас сильно ограничен. Происходит нарушение не только воспроизведение речи, но и восприятие чужой речи, у детей отсутствует понимание смысла слов, грамматических категорий. Также имеются проблемы в слоговой структуре, дети часто не могут произнести звуковые комплексы, которые состоят из 1-2 слогов. Артикуляция ребенка смазанная, произношение звуков неустойчивое, многие звуки недоступны для произношения. Фонематические процессы у детей, имеющих первый уровень речевого развития, находятся в зачаточном состоянии: фонематический слух грубо нарушен, для ребенка неясен и невыполним звуковой анализ слова. Пассивный словарь, находится на первом уровне речевого развития, он шире активного. Поэтому создаться впечатление, дети все понимают, но сказать не могут.
II уровень: детей не только лепит и жесты, но и начинают появляться простые двух-трехсложные предложения, фразы самые легкие, выражающие предметы, действия. Качественный и количественный словарь имеет сильное отставание от возрастной нормы в старшем дошкольном возрасте, понимание многих слов не доступны доя понимания, они производят замену на знакомое им слово. Речь аграмматична: формы падежей употребляются неправильно, согласование частей речи, употреблении единственного и множественного числа, предлогов и т. д. затруднено.
III уровень: отмечается развернутость фразовой речи, в речи используются простые предложения. Увеличивается объем словаря, используются части речи. Остаются трудности в употреблении предлогов, окончаний, и падежей. Остается нарушенной звуко-слоговая структура слова в трудных для ребенка словах. (Левина Р. Е. [2009])
У детей IV уровня наблюдается нерезко выраженные остаточные проявления лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития речи. Также в речи ребенка может встречаться отдельные нарушения слоговой структуры слов и звуконаполняемости. Остается недостаточная внятность, выразительность, немного вялая артикуляция, нечеткая дикция. Не до конца сформированы звуковые структуры, имеется смешение звуков. У детей проявляется не только недостатки фонетико-фонематического характера, но и некоторые нарушения смысловой речи. Дети испытывают трудность при дифференцированном обозначении пола, образование слов при помощи увеличительных суффиксов. На 4 уровне отсутствуют ошибки в употреблении простых предлогов, проявляются незначительные трудности в согласовании прилагательных с существительными. Но остаются сильные трудности в употреблении сложных предлогов, в согласовании числительных с существительными. (Филичева Т. Б. ,[1999])
В отечественной логопедии иметься две классификации речевых нарушений, первая – клинико- педагогическая, вторая- психолого-педагогическая, либо педагогическая (по Р. Е. Левиной). Они не противоречат одна другой, наоборот дополняют друг друга. Первая классификация опирается на традиционное для логопедии дружество с медициной, однако в отличие от клинической, виды речевых расстройств не имеют строгих форм заболеваний. Она направлена на коррекцию дефекта речи, а также на создание дифференцированного подхода к их преодолению (Волкова Л. С. ,[1998]).
У детей с общим недоразвитием речи отмечается : плохое, неустойчивое внимание; неустойчивое восприятие; снижением объема вербальной памяти и продуктивности запоминания; недостаточно развитое воображение; отставанием развития словесно-логического мышления; нарушение моторики; эмоционально-волевой незрелостью; низкой познавательной активностью; слабой регуляцией произвольности деятельности; трудностями в общении.
Процесс развития и формирования речи у детей с общим недоразвитием речи происходит с отставанием, занимает больше времени, более трудоемкий процесс, по сравнению со сверстниками без речевых патологий. Происходит недоразвитие всех компонентов, которые учувствуют в формировании речи, степень и характер нарушения зависит от речевого развития ребенка.