Папки-передвижки

Особенности развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет)

Булышкина Ольга Сергеевна
Особенности развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет)
▼ Скачать + Заказать документы

Содержание

Введение

Закономерности и своеобразие развития

1.1 сенсорной сферы

1.2 памяти

1.3 внимания

1.4 мышления

1.5 воображения

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Современное общество нуждается в личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению инициативности и творчества в решении актуальных проблем. Первоосновы такой личности нужно заложить уже в дошкольном возрасте. Главной проблемой работы педагогов дошкольного образования является развитие личности дошкольника, готовности его к школьному обучению. Эта проблема сложна и актуальна, неразрывно связана с процессом развития познавательных способностей у дошкольников, формированием познавательной активности. Чем больше уделить внимания этому на стадии дошкольного возраста, тем легче детям будет в школьной жизни.

Публикация «Особенности развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет)» размещена в разделах

Проблема особенностей познавательного развития на возрастных этапах, создания условий, эффективно влияющих на их развитие и формирование познавательной активности детей дошкольного возраста, на протяжении многих лет занимает одно из ведущих мест в педагогических и психологических исследованиях. Целенаправленное управление процессом развития познавательных способностей у дошкольников обеспечивает научно организованное воспитание. Этим объясняется значимость рассматриваемого вопроса для меня, воспитателя, работающего в старшей группе детского сада.

1.1 Закономерности и своеобразие развития сенсорной сферы

Продолжает развиваться восприятие. В возрасте между пятым и шестым годом жизни ребенок перестает пользоваться так называемыми предметными эталонами (оранжевый цвет называет «как морковка», зелёный — «как травка»; квадрат определяет через форму кармашка, платочка) [1]. В старшем дошкольном возрасте происходит усвоение сенсорного эталона (длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства, что вовсе не значит научиться называть то или иное свойство. У ребенка формируются представления о разновидностях каждого свойства, он учится пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств различных предметов в различных ситуациях [2].

В возрасте 5-7 лет происходит расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине предметов. Дети различают не только основные цвета спектра, но и их оттенки как по светлоте (например, красный и тёмно-красный, так и по цветовому тону (например, зелёный и бирюзовый). Различают как основные геометрические формы (квадрат, треугольник, круг, так и их разновидности (например, отличает овал от круга, пятиугольник от шестиугольника, не считая при этом углы). Дети выполняют задания на построение рядов из десяти элементов, расположенных по степени убывания (или нарастания) одного из параметров величины, устанавливают соответствия между двумя-тремя рядами. Учатся ориентироваться и использовать обозначения пространственных отношений (например, «надо спуститься вниз, повернуть направо, дойти до угла, перейти на другую сторону». Трудным для восприятия детей еще является восприятие времени, ориентация во времени суток. В оценке разных промежутков времени: (неделя, месяц, часы, минуты) также еще допускают ошибки.

Характер сенсорного познания меняется: от манипуляции с предметами ребёнок постепенно переходит к ознакомлению с ними на основе зрения, осязания, а также «зрительного ощупывания». Например, чтобы убедиться, что в ведёрке лежит сырой песок ребёнку 5–6 лет достаточно только посмотреть. Обследование предметов приобретает при благоприятных условиях воспитания систематизированный и плановый характер: восприятие целостного облика предмета; мыслительное деление на основные части и выявление их признаков (форма, величина, цвет, материал и др.); пространственное соотнесение частей друг с другом (слева, справа, над, верху и т. п.); вычленение мелких деталей, установление их пространственного расположения по отношению к основным частям; повторное целостное восприятие предмета [2]. Отличительной особенностью восприятия у старших дошкольников является резкое увеличение его осмысленности [3]. Восприятие, хотя и становится более осознанным, целенаправленным, все же сохраняет глобальность. Так, ребенок преимущественно выделяет наиболее яркие признаки предмета, не замечая другие, нередко более важные.

1.2 Закономерности и своеобразие развития памяти

В 5-7 лет у детей увеличивается объём памяти, что позволяет им непроизвольно запоминать достаточно большой объём информации. Ребенок запоминает то, на что было обращено его внимание в деятельности, что произвело на него впечатление, что было интересно [3]. Игровые мотивы оказывают положительное действие и повышают эффективность непроизвольного запоминания [4]. Старшие дошкольники приобретают навык смыслового запоминания, фундамент которого заложен на содержательных связях частей материала, также материала и прошлого опыта. Образная память долгое время является преимущественной для дошкольника. Познавательные процессы, в особенности восприятие и мышление, влияют на ее развитие. Дети при запоминании выделяют преимущественно яркие признаки у предмета [4]. Старшие дошкольники используют речь при запоминании, и это повышает продуктивность образной памяти.

Дети старшего возраста могут самостоятельно ставить перед собой задачу что-либо запомнить. Она возникает в результате опыта припоминания, когда ребенок начинает осознавать, что если он не постарается запомнить, то потом не сможет и воспроизвести необходимое [3]. У детей старшего дошкольного возраста хорошо развито механическое запоминание - повторение. Оно может выступать в таких формах, как повторное восприятие предметов, их повторное называние, воспроизводящее повторение, осуществляющееся после восприятия всего материала (однако, в отличие от малышей, они делают это либо шёпотом, либо про себя). Если задачу на запоминание ставит взрослый, ребёнок 6 – 7 лет может использовать более сложный способ - логическое упорядочивание: разложить запоминаемые картинки по группам, выделить основные события рассказа. В развитии логической памяти основную роль играет процесс обучения. Этот вид памяти проявляется тогда, когда содержание запоминаемого материала понятно детям. Ребенок 6-7 лет воспроизводит в среднем из 10 хорошо знакомых слов - 4-8, а из 10 незнакомых всего 1-2 слова. Память приобретает интеллектуальный характер, все больше объединяясь с мышлением и речью. С помощью слова он анализирует запоминаемый материал, группирует его, относя к определённой категории предметов или явлений, устанавливает логические связи или же придумывает.

К 6-7 годам в жизни ребенка появляется важное психологическое новообразование, у них возникает произвольная память (наличие цели запомнить или припомнить и применение мнемических способов для осуществления этого). Возникновение произвольной памяти не случайно, оно связано с возрастанием регулирующей роли речи, с появлением идеальной мотивации и умения подчинять свои действия относительно отдаленным целям, а также со становлением произвольных механизмов поведения и деятельности [5].

Но, несмотря на возросшие возможности детей 6-7 лет целенаправленно запоминать информацию с использованием различных средств и способов, непроизвольное запоминание остаётся наиболее продуктивным до конца дошкольного детства.

1.3 Закономерности и своеобразие развития внимания

В старшем дошкольном возрасте формируется произвольное внимание: в 5-6 лет возникает элементарная форма произвольного внимания под влиянием самоинструкции, с 6-7 лет развивается волевое (в процессе игры, обучения, общения со взрослыми приходится делать то, что необходимо, но не хочется). Длительность и качество внимания начинают зависеть от воли, сознательного усилия самого человека, внимание становится опосредованным. В процессе обучения, в процессе работы могут возникнуть интерес, увлеченность, вдохновение, которые обычно снимают волевое напряжение и тогда возникает новый вид внимания – послепроизвольное, когда старший дошкольник сам возвращается к заинтересовавшей ранее деятельности, бывшей объектом произвольного сосредоточения [7].

Вместе с тем, возможность детей управлять своим вниманием, пока весьма ограничены. Произвольное внимание достаточно неустойчиво. Ребенок легко отвлекается на посторонние раздражители. Чтобы дошкольник учился произвольно управлять своим вниманием на протяжении довольно длительного времени, его надо просить больше рассуждать вслух [7]. К концу дошкольного возраста у детей способность произвольного внимания начинает развиваться интенсивно. Сам процесс получения знаний этому способствует, главным образом, на основе возникновения интересов, в частности интереса к учебной деятельности.

У детей старшего дошкольного возраста значительно увеличивается объем внимания, ребенок способен удержать в своем сознании 5-6 предметов или явлений. Ребенок может видеть двойственные изображения. Однако объём внимания недостаточен для различения сложных по содержанию и мало отличных друг от друга объектов (например, рассказов или картин о зиме или лесе). Ребёнок ошибается, оба объекта (рассказа) сливаются в его восприятии.

Дети способны продуктивно заниматься одним и тем же делом 20-25 минут. Устойчивость внимания существенно зависит от значимости, эмоциональности, интереса для него материала, от характера деятельности, которую выполняет ребёнок. Так максимальная длительность одной игры к шести годам она возрастает до полутора часов. И если за 10 минут игры ребёнок 4-5 лет отвлекается в среднем 4 раза, то в шесть лет всего один раз. Так же долго он может быть сосредоточен на продуктивной деятельности. Но будет томиться, отвлекаться, если она ему безразлична или совсем не нравится [6]. Дети становятся способны удерживать внимание на действиях, начинающих приобретать для них интеллектуально значимый интерес (игры-головоломки, загадки, задания учебного типа). Устойчивость внимания в интеллектуальной деятельности заметно возрастает к 7 годам. В устойчивости внимания очень резко проявляются индивидуальные различия детей. Особенности темперамента, усиленные хорошим или плохим воспитанием, значительно варьируют длительность доступного ребёнку сосредоточения.

У старших дошкольников возрастает возможность распределения внимания в связи с автоматизацией многих действий ребёнка. Но все же распределение и переключение еще очень слабо развиты. Они развиваются в процессе практической деятельности, путем упражнения и накопления соответствующего опыта.

1.4 Закономерности и своеобразие развития мышления

Психолог А. В. Запорожец утверждал, что типы мышления не имеют возрастных стадий развития. Наглядно-действенное мышление у детей появляется раньше, чем наглядно-образное, т. е. возраст не является тем критерием, который связывает их между собой.

"Мышление руками" (наглядно-действенное) не исчезает по мере взросления, а остается в резерве даже у взрослых, когда какую-то новую задачу они не могут решить в уме и начинают действовать путем проб и ошибок. [8], на развитие наглядно-действенного мышления старших дошкольников работают, например, пазлы, детали конструкторов, головоломки из подвижно сцепленных колец, треугольников и т. п.

Образное мышление подразумевает оперирование образами, проведение различных операций (мыслительных) с опорой на представления. Детям старшего дошкольного возраста доступен данный тип мышления. Поэтому усилия здесь должны быть сосредоточены на формировании у детей умения создавать в голове различные образы, т. е. визуализировать. В образах отображаются не все особенности предмета, а только те, которые существенны для решения определенной задачи. То есть в сознании ребенка возникают схемы, модели. Особенно ярко модельно-образные формы мышления развиваются и проявляются в рисовании, конструировании и других видах продуктивной деятельности. С пяти лет ребенок может найти в помещении спрятанный предмет, пользуясь отметкой на плане, выбрать нужный путь в разветвленной системе дорожек, основываясь на схеме типа географической карты. Овладение моделями выводит на новый уровень способы получения детьми знаний. Если при словесном объяснении ребенок не всегда может понять, скажем, некоторые первичные математические действия, звуковой состав слова, то с опорой на модель он это сделает легко.

Наибольший интерес вызывает переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому, которое следует начинать развивать в старшем дошкольном возрасте. Образные формы обнаруживают свою ограниченность, когда перед ребенком возникают задачи, которые требуют выделения таких свойств и отношений, которые нельзя наглядно представить. Такой тип задач описал знаменитый швейцарский психолог Ж. Пиаже и назвал их "задачи на сохранение количества вещества" [9]. Требуется переход к суждениям на основе словесных понятий, к словесно-логическому мышлению. Способность использовать словесные рассуждения при решении ребенком задач можно обнаружить уже в среднем дошкольном возрасте, но наиболее ярко она проявляется в феномене эгоцентрической речи, описанном Ж. Пиаже (дети 4-6 лет очень часто сопровождают свои действия ни к кому не обращенными высказываниями, ребенок говорит сам с собой, как если бы он громко думал). Другое явление, открытое им же и относящееся к детям данного возраста, нелогичность детских рассуждений при сравнении, например, величины и количества предметов, свидетельствует о том, что даже к концу дошкольного детства, многие дети еще совершенно не владеют логикой.

Процессом перестройки мышления, можно управлять, учитывая особенности психического развития ребёнка. Но при этом нельзя заставить ребёнка, например, логически мыслить, если он этого не хочет. Любое проявление мышления провоцируется какой-либо мотивацией, влияющей и на её продуктивность. Задача взрослого – помочь ребёнку научиться мыслить. К 6-7 годам ребенок может подходить к решению проблемной ситуации тремя способами: используя наглядно-действенное, наглядно-образное и логическое мышления. Старший дошкольный возраст следует рассматривать только как период, когда должно начаться интенсивное развитие логического мышления.

1.5 Закономерности и своеобразие развития воображения

Старший дошкольный возраст является сензитивным для формирования воображения. Именно в этом возрасте происходит активация воображения: сначала репродуктивного, воссоздающего (механически воспроизводит полученные впечатления в виде образов, позволяет представить сказочные образы, воспроизводится то, что оказало эмоциональное впечатление, а затем творческого (обеспечивает возможность создания нового образа, когда появляется произвольность в запоминании [6]. Воображение соединяется с мышлением, включается в процесс планирования действий.

При целенаправленном развитии воображения у старших дошкольников необходимо учитывать тот факт, что пусковым механизмом является особая внутренняя позиция, которая помогает ребенку подняться над конкретной ситуацией, посмотреть со стороны, оценить с разных точек зрения. Она делает ребенка надситуативным и тем самым более свободным. Он начинает понимать контекст ситуации без наглядной опоры - предметного мира и прошлого опыта. Внутренняя позиция обеспечивает ребенку еще одно качество - она делает воображение произвольным. В 6-7 лет внутренняя позиция позволяет детям действовать не только по замыслу, но и подчинять собственному замыслу деятельность, произведенную и осмысленную кем-то другим. Иными словами, дети могут не только осмысливать, но и переосмысливать ту или иную ситуацию. Воображение – это исток игры в старшем дошкольном возрасте: в 5-6 лет доминирующей игры - игры с правилами, в 6-7 лет режиссерской игры [10].

Воображение становится особой деятельностью, которая приобретает осознанный, целенаправленный характер, превращаясь в фантазирование. В старшем дошкольном возрасте ребенок осваивает способы создания образов, которые как правило используются неосознанно.

Заключение

Изучив закономерности и своеобразие развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста, для меня стало возможным целенаправленное управление процессом их развития в своей работе.

Основным условием развития познавательных способностей дошкольников является включение их в деятельность: игровую, учебно-познавательную, продуктивную, двигательную. Одним из аспектов повышения уровня развития познавательных способностей является интеграция различных видов деятельности в учебно-воспитательном процессе. Развивающая роль любой деятельности заключается в том, что она является определенной формой практики, т. е. носит практически-продуктивный характер.

К. Д. Ушинский подчеркивал, что в дошкольный период решающую роль в воспитании познавательных способностей в целом и операций мышления частности играют родители, поскольку именно они в первую очередь постоянно общаются с ребенком, стимулируют его любознательность, отвечая на многочисленные вопросы. Работа по просвещению родителей в этом вопросе мною также ведется.

Список используемой литературы.

1. Мелёхина И. В. Сенсорное развитие — фундамент умственного развития детей дошкольного возраста [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб. : Заневская площадь, 2014.

2. Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка:Книга для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 1988.

3. Мухина В. С., Хвостов А. А. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность (хрестоматия) - М. : Издательский центр «Академия», 2007.

4. Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. обр. - М. : Издательский центр «Академия», 2007.

5. Урунтаева Г. А. Детская психология: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования - М. : Издательский центр, «Академия», 2011.

6. Тихомирова Л. Ф. Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников. Популярное пособие для родителей педагогов /Академия развития: Академия, К: Академия Холдинг, 2002.

7. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям, К., Радянська школа, 1974.

8. Попенова Н. Е. Словесно-логические игры в развитии детей старшего дошкольного возраста / Попенова Н. Е. // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2008. - № 12.

9. Малеева З. П. Развитие наглядно-образного мышления у дошкольников с нарушением зрения / З. П. Малеева // Воспитание и обучение детей с нарушением развития. - 2009. - № 1.

10. Кравцова Е. Е. Разбуди в ребенке волшебника: Кн. для воспит. дет. Сада и родителей. – М. : Просвещение, 1996.

Публикации по теме:

Презентация «Лэпбук как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста» Лепбук (lapbook) -англ. «накопительная папка». Лепбук — накопительная папка, в которой собран материал по одной теме. Функции лэпбука.

Лэпбук как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возрастаЛэпбук как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста В условиях реализации нового федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС) педагогу приходится искать.

Лэпбук  как средство развития познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги.

Лэпбук как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возрастаЛэпбук как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования, каждый педагог ищет новые подходы, идеи, формы и методы в своей педагогической деятельности,.

Аспекты развития познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментальную деятельность Дошкольный возраст является начальным периодом формирования личности, быстрого роста и интенсивного развития ребенка. Развитие познавательной.

Использование лэпбуков, как средство развития познавательных способностей детей среднего дошкольного возрастаИспользование лэпбуков, как средство развития познавательных способностей детей среднего дошкольного возраста Лэпбук - это книжка - раскладушка с кармашками, в которую собраны материалы на одну тему. Такую папку можно использовать как для организации.

Лэпбук как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста 1 слайд В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи, формы и методы в своей педагогической.

Лэпбук как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста Защита психолого-педагогической технологии «Лэпбук – как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста».

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры Образование и развитие личности.

Развитие познавательных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста при работе с фетром В настоящее время абсолютной ценностью личностно-ориентированного образования является ребёнок. С психологической точки зрения дошкольное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет)
Опубликовано: 26 июля 2018 в 12:03
+46Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет)» (включая файлы) размещена пользователем Булышкина Ольга Сергеевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД