Приложение МААМ

Психологическое здоровье участников образовательного процесса

Диана Зеленкова
Психологическое здоровье участников образовательного процесса
▼ Скачать + Заказать документы

Зеленкова Диана

Внимание к вопросам здоровья в последние годы заметно возросло. Закономерно возросло и внимание к здоровью участников образовательного процесса. К ним в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» относятся обучающиеся, родители несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность.

Публикация «Психологическое здоровье участников образовательного процесса» размещена в разделах

Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие физических дефектов и болезней.

Психологическое здоровье – связанно с особенностями личности, является важной составляющей социального самочувствия человека, с одной стороны, и его жизненных сил, с другой.

Критерии психического здоровья :

Психическое равновесие, гармоничность психики и ее адаптивные возможности;

способность адекватного восприятия окружающей среды и осознанного совершения поступков, целеустремленность, работоспособность, активность; уверенность в себе, необидчивость ;

независимость и естественность поведения;

чувство юмора, доброжелательность, способность к адекватной самооценке, самообладание и способность радоваться.

Проблема психического здоровья дошкольника и его сохранения в современном обществе стоит очень остро. Эту задачу взрослым надо решать сообща с ранних лет жизни дошкольника.

Проблема оздоровления детей это не проблема одного дня и одного человека, а целенаправленная и систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный срок.

Ребенок-дошкольник с возрастом становится активен и самостоятелен, но во многих сферах жизнедеятельности и не может обходиться без контроля со стороны взрослых. Семейное воспитание ребенка, посещающего дошкольное учреждение, не теряет своего значения, если оно согласованно с воспитателем, осуществляемым детским садом. Оно не подкрепляет требования воспитателя, но и дополняет дошкольное воспитание, расширяет его. Большую роль в формировании и совершенствовании духовного мира дошкольника играет семья. В семье дети проходят первую школу морали, получают первые уроки жизни, приобретают навыки поведения, представления об окружающем мире. У детей вырабатываются вкусы и привычки здорового образа жизни, манера безопасного поведения. Ребенок с большим удовольствием выполняет задачу, когда знает что ему нужно. Перед школой важно выработать у ребенка стремление к самостоятельности, нужно приучать его выполнять какие-то действия без посторонней помощи, например, убирать сои игрушки.

Психическое здоровье ребенка является важной предпосылкой здоровья физического. Обеспечить гуманное отношение к детям с учетом личностных особенностей, формировать навыки доброжелательного общения со сверстниками и в дальнейшем – успешному обучению в школе, является одной из главных задач в деятельности воспитателей, помощников воспитателей, педагогов. Для снятия эмоционального и психофизиологического напряжения между занятиями со всеми дошкольниками проводятся расслабляющие минутки, на которых специально подобранная классическая музыка в сочетании с речевыми настройками помогают детям повысить настроение, уменьшить чувство тревоги и неуверенности.

Именно в дошкольный период формируется здоровье ребёнка, и закладываются основы личности. Основным условием обеспечения комфортного психологического состояния детей, посещающих детский сад, является организация рационального двигательного режима. Необходимо вовлекать ребенка в доступные и привлекательные для него разнообразные виды деятельности, чтобы пребывание его в детском саду было интересным.

Дошкольный период детства формирует у ребенка основы коллективистских качеств, а также гуманного отношения к другим людям. Если основы этих качеств не будут сформированы в дошкольном возрасте, то вся личность ребенка может стать ущербной, и впоследствии восполнить этот пробел будет чрезвычайно трудно.

Общение со сверстниками - необходимое условие психологического развития ребенка, формирования у него коллективных взаимоотношений детей в группе детского сада. В дошкольном возрасте продолжает активно совершенствоваться речь ребенка. Этому способствует игровая деятельность, по ходу которой дети договариваются о правилах, распределяют роли и т. д. Общение является необходимым условием существования человека и, вместе с тем, одним из основных факторов и важнейшим источником его психического развития.

Педагоги также испытывают проблемы со здоровьем с психологической точки зрения. Оно неразрывно связано со здоровьем обучающегося.

Большинство педагогов, даже начинающих, постоянно пребывая в своей профессиональной роли, распространяют ее на все другие сферы своей жизни, не могут выйти из нее, что отрицательно сказывается на их физическом и эмоциональном самочувствии. Многие жалуются на плохой сон, не проходящую усталость, головные боли, повышенную раздражительность не только с воспитанниками, коллегами по работе, но и со своими домашними. Все чаще они начинают говорить о том, что у них нет больше сил так работать, не осталось никаких чувств: "Мне нечего отдавать другим. Я истощен. Я выгорел".

Именно педагоги как раз и стали той категорией, которая наиболее подвержена выгоранию. Риску выгорания подвержены:

*люди, перегруженные ответственностью, длительно и интенсивно работающие;

*стремящиеся к непременному успеху;

*не имеющие интересов помимо работы или имеющие их слишком мало;

*уверенные в том, что они являются единственными, кто способен сделать эту работу.

Условия работы педагогаявляются основными причинами возникновения выгорания:

- стресс, вызванный множеством требований, которые непрерывно суммируются в разных сферах нашей жизнедеятельности;

- беспокойная обстановка на работе, требующая устойчивого внимания и напряжения, единственным постоянством которой является ее постоянная изменчивость;

- не всегда разумная организации труда;

- невнимание к своему здоровью.

Оказывается, что часто встречающиеся и так знакомые всем симптомы: общее чувство усталости, неприязни к работе, чувства беспокойства, разбитости и раздражения, негативная установка на жизненные перспективы, желание сменить профессию, депрессия и т. д. указывают на развитие синдрома профессионального выгорания.

У человека, подверженного выгоранию первой степени, проявляются умеренные, недолгие и случайные признаки. В этом случае человек может помочь себе сам (путем расслаблении, организации перерывов в работе).

На второй стадии выгорания симптомы проявляются более регулярно, носят более затяжной характер и труднее поддаются коррекции. Обычные способы лечения здесь неэффективны, для заботы о себе требуются дополнительные усилия.

Признаки и симптомы третьей стадии выгорания являются хроническими. Попытки позаботиться о себе не приносят результата, а профессиональная помощь может не дать быстрого облегчения.

На первых двух стадиях выгорания человек может восстановиться, но чтобы "вернуться", ему необходимо либо научиться жить с тем, что есть, либо изменить ситуацию.

Выгорание не является неизбежным, а скорее должны быть предприняты профилактические шаги, которые могут предотвратить, ослабить или исключить его возникновение.

Можно выделить два основных пути его профилактики:

· Помоги себе сам. Педагог, используя методы саморегуляции, релаксации может помочь себе избежать заболевания или ликвидировать его первые симптомы.

· Удовлетворение от работы в какой-то мере может окупить душевные затраты. Здесь очень важно, чтобы педагог знал, что его труд будет оценен, причем оценен объективно.

За активную работу может быть введена следующая система поощрений педагогов:

1. премия по итогам года;

2. благодарность в приказе;

3. ценный подарок;

4. отгул;

5. направление на престижные курсы переподготовки и повышения квалификации;

6. творческий отпуск в каникулярное время;

7. дополнительные дни к отпуску;

8. представление к награждению.

9.

Предпринимать действия для того, чтобы избавиться от причины профессионального выгорания, а значит - восстановить эмоционально-психологический баланс.

Как его восстановить?

1. Ограничить степень "рабочей" заботы. Контролировать проявления своих эмоций. Сделать это принципом - таким же, как ежедневно надевать на работу чистую рубашку.

2. Сменить (на время) род деятельности. Например, перейти к физическому труду, покопаться в саду, огороде.

3. Разнообразить спектр деятельности : как физической, так и умственной. Занятия спортом, чтение книг помогут справиться с рутиной - еще одной причиной профессионального выгорания.

4. Активная позиция. Когда, казалось бы, все о тебе забыли, и ты сам уже ничего не хочешь, поступай от обратного. Закати шумную вечеринку. Напеки пирогов. Поешь.

Соответственно, указанные меры хороши не только для возвращения себе своих дорогих эмоций, когда выгорание уже наступило, но и для профилактики профессионального выгорания.

Хочется отметить первостепенную важность некоторых мероприятий, являющихся производными от социального заказа в области здоровьяно свойственных только образовательным учреждениям :

- увеличение объема двигательной активности

- рациональная организация учебного процесса и изменение нормирования, учебной нагрузки школьников и учителей не столько по увеличению или уменьшению ее объема, сколько по изменению характера учебной деятельности в сторону преобладания активности ребенка и взрослого в самообразовании, самопознании, самодеятельности.

- включение в образовательный процесс систематической информации (практической и теоретической) о здоровье человека на разных этапах его жизни формирования ценности здоровья и здорового образа жизни.

- повышение роли психологической помощи педагогам и учащимся в обучении, в создании среды, благоприятной относительно физического психического и социального благополучия участников образовательного процесса.

- организация систематической научно-методической работы с педагогами и специалистами, направленной на повышение уровня их знаний и умений в области здоровья.

Таким образом, воспитатель – представитель стрессогенной профессии. Особая ответственность и связанное с ней высокое нервно-эмоциональное напряжение, необходимость принимать оперативные решения, высокая плотность межличностных контактов, преобладание авторитарного стиля работы воспитателя, возможность конфликтов – все это отрицательно сказывается на физическом, психическом, социальном здоровье воспитателя, становится причиной возникновения профессиональных заболеваний. Задачи охраны и укрепления здоровья дошкольников могут успешно решаться только в том случае, если педагоги сами будут обладать психическим и самотическим здоровьем.

Публикации по теме:

Изменение образовательного процесса в ДОУ в условиях введения ФГОС ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию Стандарт направлен на достижение следующих целей:.

Диагностика как форма психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса Одной из важных составляющих базового компонента деятельности педагога - психолога детского сада является проведение скрининговой диагностики,.

Характеристика особенности построения образовательного процесса в дошкольном учрежденииХарактеристика особенности построения образовательного процесса в дошкольном учреждении В нашем районе есть терем-теремок, вокруг него проходит много дорог : «Там пешеходы ходят разные, соблюдая правила важные». А начиналось.

Игровой досуг, как особая форма организации образовательного процесса. Лето – пора отпусков, но не все дети летом уезжают в отпуск, большинство остается и продолжает посещать детский сад. Лето считается порой.

Модель взаимодействия участников коррекционно-образовательного процесса ДОО компенсирующего вида Выполнение образовательных, развивающих, воспитательных, коррекционных задач, поставленных Программой, обеспечивается благодаря комплексному.

Мониторинг образовательного процесса на учебный год Количество детей: 24 Дата проведения: сентябрь. Статус мониторинга: начало учебного года Цель мониторинга: 1) индивидуализация образования.

Психологическая поддержка участников образовательного процесса в дошкольном учрежденииПсихологическая поддержка участников образовательного процесса в дошкольном учреждении семинар-практикум «Психологическое здоровье участников образовательного процесса и успешность работы дошкольного учреждения», который состоял.

Психологическое здоровье дошкольника-залог его успешности и благополучияПсихологическое здоровье дошкольника-залог его успешности и благополучия Говоря о здоровье каждого человека, в том числе ребенка, мы имеем в виду не только физическое состояние, но и психологическое. Человек,.

Родители — участники образовательного процесса в ДОУ В соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, условия создания.

Влияние физических нагрузок на психологическое здоровье детей ЗАЧЕМ СПОРТ ДЕТЯМ? Групповая консультация для родителей учеников начальной школы от педагога-психолога Кроме того, что я педагог-психолог,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психологическое здоровье участников образовательного процесса
Опубликовано: 22 декабря 2020 в 16:42
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психологическое здоровье участников образовательного процесса» (включая файлы) размещена пользователем Диана Зеленкова (УИ 912544) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД