Коновалова Татьяна
Психологическое занятие «Сказочная подготовка к настоящей школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Развивающее занятие с детьми по психологической готовности к школе: «Сказочная подготовка к настоящей школе».
Цель: развивать чувство группового единства, познакомиться со сказочной школой, некоторыми школьными правилами. Развитие внимания, логического мышления, общего кругозора.
Ритуал приветствия.
- Здравствуйте, ребята, я рада Вас всех приветствовать!
- Как вы думаете, для чего люди здороваются? (ответы детей)
- Когда люди здороваются – это значит, они хотят подарить частичку радости, хорошего настроения и доброты другому человеку.
- Я слышала, что люди в разных странах приветствуют друг друга по-разному:
В одной пожимают при встрече руку,
В другой кивают головой,
В третьей при встрече обнимаются,
В четвертой прикасаются щечками.
(повторяем движения приветствия)
Сегодня, мы с вами отправимся в путешествие…тоже в другую страну…в Сказочный лес. А кто живет в лесу? (ответы детей).
- Правильно, зайчата с мамой зайчихой, лисята с мамой лисой. Давайте выясним, хорошо ли вы знаете животных?
Игра «Найди пару»
Дети становятся в круг, психолог достает коробочку и просит детей достать по одной карточке. У каждого ребенка в руках карточка с животным (либо мама, либо детеныш). Задача детей найти вторую половинку и с тем, у кого она находится образовать пару. Когда пары сформированы, дети приступают к приветствию.
Здравствуй друг! (рукопожатие)
Как ты тут? (похлопывание по плечу)
Где ты был? (теребят друг друга за мочку ушка)
Я скучал! (складывают руки на груди в области сердца)
Ты пришел! (разводят руки в сторону)
Хорошо! (обнимают друг друга).
- Ну вот, мы и поделились друг с другом своим теплом и добротой.
Основная часть (проблемная ситуация)
Как вы думаете, в какой сказочной стране мы сегодня окажемся? (ответы детей)
- Для того чтобы попасть в волшебную страну, что мы для этого должны с вами сделать? (ответы детей)
- Правильно, мы с вами вместе закроем глаза и внимательно прислушиваемся (Звучит спокойная лирическая музыка).
Мы оказались в чудесном лесу, где светит теплое солнышко, дует ветерок, а на деревьях тихо, тихо колышутся листья.
Мы видим небольшой домик на полянке, он очень уютный и светлый. В этом домике много лесных животных и они разговаривают друг с другом.
- Давайте узнаем, что там происходит…
Первая сказка. Создание "Лесной школы"
Жил-был Ежик. Он был маленький, кругленький, серого цвета, с остреньким носиком и черными глазками-пуговками. На спине у Ежика были самые настоящие колючки. Но он был очень добрым и ласковым. А жил Ежик в школе. Да, в самой обыкновенной школе, где было много детей, которых учили мудрые учителя. Как он сюда попал, Ежик и сам не знал: может быть, какой-то школьник принес его для "живого уголка" еще крохотным, а может, он и родился в школе. Сколько Ежик себя помнил, он всегда вспоминал школьные звонки, теплые руки детей, вкусные угощенья и уроки. Очень нравилось Ежику, как проходили уроки. Вместе с детьми Ежик учился читать, писать, считать, изучал и другие предметы. Конечно, это было незаметно для людей. Им казалось: бегает Ежик, радуется жизни. А Ежик мечтал. И мечтал он о том, что, когда вырастет, станет учителем и сможет научить своих лесных друзей всему, что умеет и чему научился сам у людей в школе. Вот Ежик стал взрослым, и пришла пора осуществиться его мечте. Лесные жители построили настоящую школу, в которой будут учиться зайчата, лисята, волчата, мышата и другие зверята. Учитель-Еж готовил класс к приему первоклассников. В светлой комнате стояли столы, стульчики. На стене висела доска, на которой можно писать мелом. Еж принес учебники - книжки с картинками, которые помогут научить писать, считать. Сорока принесла в Лесную школу блестящий звонкий колокольчик. - Зачем ты принесла в школу какую-то игрушку? - спросил у Сороки Сторож-Крот. - Ведь в школе не играют, а учатся! Сорока важно ответила: - Меня Еж попросил. Я буду отвечать за звонки. - А зачем нам звонить? Школа же не пожарная машина! - удивился Крот. - Эх, ты ничего про школу не знаешь! Если звенит звонок - значит, пора на урок. А если на уроке звонок, значит, пора отдохнуть, дружок! - затрещала Сорока. - Подожди, Сорока, объясни мне еще разок. Если ребята придут в школу, то, услышав звонок, побегут на урок? - Да, только не побегут, а подойдут к столикам, будут ждать начала урока, - ответила Сорока. - Это верно! - подхватил Еж. - Именно так делают настоящие школьники. - Так наши ребята- зверята могут и не знать эти правила? - заволновался Крот. - Придут в школу и узнают! - вновь затрещала Сорока. - Да, - подтвердил Еж, - узнают, как стать школьником, как правильно писать, считать и многое другое. Еж, Крот и Сорока затихли. В Лесной школе было тихо и свежо. В ожидании первоклассников деревья на школьном дворе принарядились и шелестели своей желто-красной листвой. Казалось, что они тоже разговаривают. - Пора, пора! - объявляет всему лесу клен. - В школу, в школу! - шепчет березка.
- А сейчас ребята отрываем глазки. Посмотрите, какой то сундучок появился, как вы думаете, что в нем? Давайте, откроем его и посмотрим? Ребята, да там же наш ежик - учитель из сказки… Посмотрите, по-моему, наш ежик грустит, давайте, у него спросим, что случилось? (дети рассматривают ежика).
- Ежику грустно из-за того, что он не знает как ему ребят - зверят подготовить к школе. Ведь они еще ходят в детский сад и ничего не знают о ней. Поможем ему? А как мы это сделаем? (ответы детей)
- Давайте, ему покажем, что мы с вами знаем о школе, что бы он смог этому научить своих зверят.
Упражнение «Мир дошкольника и мир школьника»
Цель: умения различать понятия, знание об окружающем мире, в частности общая осведомленность о школе.
-Ребята, давайте мы с вами подумаем, чем отличается жизнь школьника от жизни дошкольника (ответы детей с наводящими вопросами). Например - в детском саду спят, а в школе нет и т. д.).
- Вот мы и объяснили ежику, чем школа отличается от детского сада.
- Ой, ребята, а что это за звук (звенит колокольчик в лапках ежика).
А для чего он звонит в колокольчик? (ответы детей…еж объясняет, что, пора на урок).
Упражнение «Наоборот». Цель – развитие логического мышления, внимания, общего кругозора.
А какие должны быть ученики? Давайте поиграем в игру «Наоборот». Зайчата говорят, каким должен быть ученик, а лисята противоположное по смыслу слово, например, трудолюбивый – ленивый и т. д. МОЛОДЦЫ!
Физкультминутка
Ежик: Ребята, а как вы думаете, на каком уроке школьникам можно бегать, прыгать? (ответы детей) На физкультуре. Еж проведет у нас урок физкультуры.
Круг широкий вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево,
В центре круга соберемся
И на месте повернемся.
Улыбнемся, подмигнем
И снова в страну Знаний попадем
(играем несколько раз и с каждым разом, темп становится быстрее)
Упражнение «Ответь на вопросы» Цель: развитие мыслительной деятельности.
- Ребята, а еж еще хочет с вами поиграть. Он будет задавать вопрос, и бросать мяч тому, кто будет отвечать. Если кто то не сможешь ответить, то мы все вместе будем помогать.
-Ученика Володю ждет ученица Катя. Кто задержался?
-Школа находится позади леса. Что впереди?
-Учитель вызывает к доске ученика. Кто отвечает? и. т. д.
- Ребята, а как вы думаете, что ученику, может понадобиться в школе? (ответы детей)
- Правильно, портфели….
Ежик: Ребята, а давайте поможем первоклассникам – зверятам собрать их рюкзачки. У вас у каждого рюкзачок и картинки с предметами. Наклейте на рюкзачок те предметы, которые необходимы в школе.
- Молодцы, как вы думаете, наши рюкзачки помогут ребятам - зверятам собраться в школу и ничего не перепутать? (ответы детей)
- Ребята, посмотрите, наш сказочный ежик повеселел. Он теперь улыбается и ему очень понравилось с нами играть. Как вы думаете, мы показали ежику, чему нужно учить зверят, чтобы они смогли пойти в школу? (ответы детей).
Рефлексия занятия
Цель: получение обратной связи, закрепление нового материала.
Ежик: Я приглашаю вас в следующий раз на уроки в нашу школу. Ребята, вам понравилась наша школа? Что интересного вы узнали сегодня? Кто помнит, что должно быть в рюкзачке? Что зовет детей на переменки и уроки? Какие принадлежности необходимы первокласснику? Что было трудным для вас? А что, вам сегодня понравилось?
- Спасибо вам ребята! Каждый из вас сегодня совершил очень важный поступок. Мы сегодня с вами познакомились со Школой Зверей, и учителем Ежом и узнали, чем школа отличается от детского сада. А теперь, пора прощаться, Еж, мы обязательно придем на следующее занятие. Ребята, давайте попрощаемся с учителем Ежиком.
Ритуал прощание «До свидания, милый друг!»
Ребята снова встают в пары с тем, с кем они здоровались вначале занятия и прощаются друг с другом и ежиком:
До свиданья, милый друг! (похлопывание по плечу)
Очень рады встрече! (теребят друг друга за мочку ушка)
Может встретимся еще (складывают руки на груди в области сердца?
Давай, до новой встречи (обнимают друг друга!