Алексеева Ольга Викторовна
Психологическое сопровождение юного спортсмена на начальном этапе спортивной карьере
▼ Скачать + Заказать документы
Спортивная карьера - многолетняя спортивная деятельность, нацеленная на высокие спортивные достижения и связанная с постоянным самосовершенствованием человека в одном или нескольких видах спорта.
Кризис начала спортивной специализации связан с поступлением в спортивную школу или началом занятий в группе специализации у профессионального тренера. Суть данного кризиса составляет адаптация к требованиям вида спорта, тренеру, спортивной группе.
Публикация «Психологическое сопровождение юного спортсмена на начальном этапе спортивной карьере» размещена в разделах
Система психологического сопровождения - целенаправленная деятельность по диагностике и развитию психических качеств, регуляции психического состояния, формированию индивидуального стиля соревновательной деятельности и т. д.
Психологическое сопровождение спортивной карьеры– это система общих и частных технологий психологической помощи спортсмену, а также особенностей их применения на каждом из этапов спортивной карьеры, начиная от начала спортивной специализации и заканчивая уходом из спорта и переходом к другой карьере.
Юный спортсмен, начав занятия спортом (спорт школа, группа, индивидуальные занятия, сталкивается с определенными трудностями, значение которых индивидуально для каждого ребенка. Для одного проблема окажется несущественной, другой - столкнувшись с такими же трудностями откажется продолжать занятия.
Для меня спортивная карьера началась случайно, с желания родителей научить плавать своего ребенка. В детском бассейне (лягушатнике, где тренер предложил пойти в группу спортивного плавания, увидев во мне "перспективного пловца" (со слов тренера). Из своего опыта хотелось бы выделить некоторые ситуации:
Проблема: Сочетание спорта с другими видами деятельности.
В первую очередь появилась нехватка свободного времени. В то время, когда мои сверстники шли на улицу гулять, в кино или в парк, мне приходилось отправляться на тренировку. Соблазн "свободы действий" часто становился непреодолимым препятствием на пути к тренировкам, попытки объяснить родителям нежелание заниматься спортом не редко заканчивались слезами и обидами. Данная проблема актуальна в каждом виде спорта, на разных этапах и наиболее выражена на начальном этапе.
Возможные пути решения: Для решения проблемы потребуются действия как родителей, так и тренера.
Родители должны донести до ребенка правильность, престижность, пользу занятий спортом в ущерб развлечениям:
пойти на определенные уступки (напр. "сегодня мы пойдем на тренировку, а завтра погуляем на 20 мин. дольше")
поощрять желание пойти на тренировку (напр. похвала, поощрение "любимым йогуртом" и т. п.)
продемонстрировать положительный пример (напр. фотографии, статьи о выдающихся спортсменах, личные награды и т. д.)
Главная задача тренера - организовать занятия таким образом, чтобы заинтересованность детей в посещении была на высоком уровне, но не в ущерб основным задачам обучения.
замена скучных названий упражнений ассоциациями (напр. отжимания - "прячемся от охотника", плавание на ногах - " моторные лодки" и т. д.)
включение игровых упражнений
поощрение успехов (напр. похвала, привилегии - "кто выше всех выпрыгивает, первый выбирает цветной мячик" и т. д.)
поддержка при отсутствии успехов (напр. "последний приплыл, зато сделал меньше всех вдохов")
При возникновении данной проблемы важно вовремя заметить ее наличие, не допустить перехода в устойчивую степень (когда занятия превращаются для ребенка в "каторгу", с пониманием относиться в желаниям ребенка (выбор вида спорта).
Проблема: Формирование устойчивой мотивации.
По прошествии некоторого времени спортсмен сталкивается с проблемой "нежелание продолжать тренировки". Упражнения становятся скучными, режим однообразным, тренировки более интенсивными.
Возможные пути решения:
широкое информирование о спорте, особенностях спортивной тренировки и новаций, о специфике избранного вида спорта. Важны не только чисто формальные сведения, например, о правилах соревнований, но и яркие рассказы о спортивной жизни вообще, ее "парадной стороне" и "черновой работе", о спортсменах - известных и не очень, о людях, которые помогают спортсмену в спорте и т. п.
игровая терапия
посещение соревнований высокого уровня
Это будет способствовать и развитию мотивации юных спортсменов (в частности, в профилактике "обмана ожиданий" по отношению к тренировкам, и подготовке их к первым соревнованиям.
Проблема: подготовка спортсмена к первым соревнованиям и самоорганизация этих соревнований
В спортивной карьере непременно присутствуют соревнования. Первые соревнования внушают страх разочаровать родителей и тренера, неуверенность в своих силах, все это доставляет большой дискомфорт, порой побуждает юного спортсмена к притворству (болит голова, живот и т. д.)
Возможные пути решения:
первым соревнованиям необходимо придать статус праздника, используя для этого все возможные на этом уровне атрибуты: парад открытия, информирование зрителей, награждение победителей, поздравления и т. п. Настраивая юных спортсменов на выступление, полезнее подчеркнуть значимость участия, а не результата. Установка - показать товарищам, родителям, тренеру, судьям, зрителям, чему спортсмен научился - будет оптимальной
важно, чтобы все участники получили удовлетворение от соревнований, памятные или поощрительные призы, поддержку тренера и родителей
для профилактики страха соревнований наиболее важно поддержать неудачников тех, кто растерялся или не справился с волнением (негативные реакции тренера здесь опасны не только сами по себе, но и потому, что обычно тут же копируются "местными чемпионами", усиливая психотравму неудачника)
анализ своих выступлений
Тренер оказывает помощь юному спортсмену в организации режима дня и рациональном распределении времени. Существенную поддержку спортсмену в решении жизненных проблем и проблем спортивной карьеры общего плана оказывают родители.
Таким образом, уже на начальном этапе спортивной карьеры постепенно развертываются все виды психологической помощи спортсмену при ведущей роли обучения, воспитания и психопрофилактики.
В целом, благодаря совместным усилиям тренера и спортсмена, помощи родителей и спортивных друзей, юный спортсмен обретает при выходе из кризиса начала спортивной специализации не только физическую, техническую и пр., но и психическую готовность к продолжению своей спортивной карьеры на более высоком уровне.