Татьяна
Картотека упражнений для развития межполушарных связей в младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
1. «Молоток и полочка».
Молоток стучал, стучал,
Гвозди в доску загонял.
Колотил он с толком,
Получилась полка.
Во время чтения стихотворения (на каждую строчку) дети меняют положение рук. Правая рука – «молоток»: ладонь повернуть к себе, пальцы крепко сжать в кулак; предплечье опустить вниз перпендикулярно полу. Левая рука – «полочка»: руку согнуть в локте и поднять на уровне груди, предплечье параллельно полу. На каждую строчку смена положений рук.
2. «Ладушки - оладушки»
Правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх; одновременная смена позиции со словами:
Мы играли в ладушки
– жарили оладушки,
так пожарим, повернем
и опять играть начнем.
3. «Стул».
Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе). Потом — одновременная смена положений рук. По мере усвоения — движения ускорять.
Ножки, спинка и сиденье -
Вот вам стул на удивленье.
4. «Стол».
Левая рука в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка. Потом — одновременная смена положений рук. По мере усвоения — движения ускорять.
У стола четыре ножки,
Сверху крышка, как ладошка.
5. «Лягушка».
Поочередно одна рука сжимается в кулак, а другая – ладонью на столе. Происходит смена положения рук. Речевое сопровождение:
Лягушка хочет в пруд,
Лягушке скучно тут,
А пруд зарос травой,
Зеленой и густой.
Лягушка, лягушка (сгибаем и разгибаем пальчики на обеих руках)
Глазки на макушке. (сжимаем кулачки, подносим их к голове)
Прячьтесь от лягушки (закрываем ладошками глаза)
Комары и мушки! (шевелим пальчиками, показываем как летают насекомые)
6. «Здравствуй».
Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками. Речевое сопровождение:
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю —
Всех я вас приветствую!
7. «Ухо – нос».
Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
Села на нос мне, на правое ухо –
Лезет назойливо черная муха.
Снова на нос, но на левое ухо
Кыш, улетай от меня, Цокотуха!
8. «Бабочка».
Скрестить запястья обеих рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы прямые. «Бабочка сидит». Ладони прямые и напряжены. Пальцы не сгибать. Легким, но резким движением рук в запястьях имитировать полет бабочки. Речевое сопровождение:
Бабочка-коробочка, улетай под облачко.
Там твои детки на березовой ветке.
9. «Дарики – комарики»
Дарики, дарики,
Ой, летят комарики (крутим ручками «фанарики»)
Вились, вились (соединяем большие и указательные пальцы на обеих руках)
Вились, вились (делаем круговые движения кистями рук)
Взззз!
И…в щечки нам вцепились! (тихонько щипаем себя за щечки)
Дарики, дарики,
Ой, летят комарики (крутим ручками «фанарики»)
Вились, вились (соединяем большие и указательные пальцы на обеих руках)
Вились, вились (делаем круговые движения кистями рук)
Взззз!
И…в ножки нам вцепились! (тихонько щипаем себя за ножки)
И далее в носик, в ушки, в коленки…
Ай, малыш, молодец!
10. «Голуби (птички) летели»
Голуби летели, (машем руками)
На плечики сели. (сгибаем руки в локтях, касаемся пальцами плеч)
Местами поменялись, (перекрещиваем руки, касаемся противоположных плеч)
В небо поднялись… (поднимаем руки вверх)
На пояс сели, на колени сели…
11. «Гриб – полянка» (упражнение за столом)
Одна рука (гриб) согнута и поднята вверх кулаком, другая лежит на столе ладонью вниз (полянка).
Меняем поочередно, ускоряя темп.
Под осиной у ворот
Подосиновик растет.
И горит – горит огнем
Шапка красная на нем.
12. «Пальчики – кулачок».
Из рук делаем «домик», каждый пальчик опирается на такой же другой руки, отводим соответствующий палец и похлопываем по другому (начинаем с мизинца). В конце собираем пальчики в кулак.
Этот пальчик маленький,
Этот пальчик слабенький,
Этот пальчик длинненький,
Этот самый сильненький.
Ну, а это большачок…
А все вместе кулачок.
13. «Мой мяч…»
Мой веселый звонкий мяч, (одной рукой бьем по воображаемому мячу)
Щеки круглые не прячь. (смена руки)
Я тебя поймаю, (двумя руками, соединив одноименные пальцы, показываем мяч)
В ручках покатаю! (покатаем воображаемый мяч между ладоней)
14. «Дом»
Молоточком я стучу, (постучать кулачками друг о друга)
Дом построить я хочу. (соединить пальцы обеих рук – «дом»)
Строю я высокий дом. (поднять выпрямленные ладони и руки вверх)
Буду жить я в доме том. (похлопать в ладоши)
15. «Гуси»
Гуси песню распевали – га-га-га, га-га-га, (смыкаем большой с остальными пальцами на руке, изображая клюв гуся)
Посидели (сжали кулачки и положили на коленки)
Поклевали (пальцы собираем в щепотку и стучим ими по коленкам)
Маму с дочкой пощипали – га-га-га, га-га-га, (щипаем ножки)
Но от них мы убежали. (пальчики бегут по ножкам)
16. «Капельки»
Стучим указательным пальцем по внутренней поверхности ладошки, со сменой пальца и руки.
Капля – раз, капля – два,
Капли капают едва.
Кап, кап, кап, кап.
Стали капельки бежать,
Капля каплю догонять –
Кап, кап, кап, кап.
17. «Свинка»
У свиньи есть пятачок, (из большого и указательного пальцев обеих рук сделать одно кольцо)
Вместо хвостика крючок, (сгибать и разгибать указательные пальцы обеих рук)
В луже я лежать люблю, (положить на колени (стол) правую руку ладонью вниз, а левую – вверх; поменять положение рук несколько раз)
И похрюкивать хрю – хрю.
18. «Наши пальчики гуляли…»
Наши пальчики гуляли, (шагать указательным и средним пальцами обеих рук)
Вдруг легли – они устали, (положить ладошки на колени (стол, одной – вверх, другой – вниз)
Повертелись, покрутились, (перевернуть ладони несколько раз)
Снова в путь они пустились. (опять шагать)
Топали – топали, (постучать указательным и средним пальцами обеих рук по коленям (столу)
Хлопали – хлопали, (похлопать в ладоши)
Обнимались – обнимались, (зацеплять указательные пальцы)
А, в конце концов, расстались. (помахать пальцами ладошкам, разводя руки)
19. «Ладонь – кулак»
Бежали бегемотики – (поочередно стучать кулаками по коленям (столу)
Толстые животики,
Бежали и бежали
Друг другу повторяли:
Ладонь – кулак,
Ты тоже можешь так. – повторять
Ладонь – кулак,
Ты тоже делай так.
Веселые лягушки скакали на опушки, (сжимать и разжимать кулаки)
Скакали и скакали,
Друг другу повторяли:
Ладонь-кулак… (повторить)
А маленькая змейка (соединить ладони, двигать, изображая змейку)
В траве ползла, шуршала.
А маленькая змейка
За всеми повторяла:
Ладонь – кулак… (повторить)
20. «Кулак – ладошка»
Один кулак, одна ладошка,
Ты поменяй их быстро, крошка!
Теперь ладошка и кулак
И все быстрее делай так: кулак – ладошка, кулак – ладошка, кулак – ладошка…
21. «Кошка»
Вот кулак, а вот ладошка.
На ладошку села кошка.
Села мышек посчитать –
1,2,3,4,5… (загибать пальчики, начиная с мизинца)
Мышки кошку испугались,
Очень быстро разбежались.