Наталья Долматова
Средства развития навыков общения у дошкольников с трудностями в общении
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном возрасте мир ребёнка уже не ограничивается семьёй. Значимые для него люди теперь- это не только мама, папа или бабушка, но и другие дети, сверстники. И по мере взросления ребёнка всё важнее для него будут контакты и конфликты со сверстниками. Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложный и порой драматичный сценарий межличностных отношений детей. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, общаются, ревнуют, помогают друг другу, и иногда делают мелкие пакости. Все эти отношения остро переживаются ребёнком и окрашены массой разнообразных эмоций. Родители и воспитатели иногда не подозревают о той богатейшей гамме чувств и отношений, которую переживают их дети и, естественно, не придают особого значения детским дружбам, ссорам, обидам. Между тем опыт первых отношений со сверстниками и является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребёнка. Этот первый опыт во многом определяет отношение человека к себе, к другим, к миру в целом, и далеко не всегда он положительный. У многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется негативное отношение к окружающим, которое может иметь весьма печальные отдалённые последствия. Вовремя определить проблемы в общении и помочь ребёнку преодолеть их важнейшая задача педагогов, психологов, родителей.
Публикация «Средства развития навыков общения у дошкольников с трудностями в общении» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Имеются некоторые причины, мешающие развитию коммуникативных умений и навыков. Причинами нелюдимости являются:
1. Индивидуально невысокая потребность в общении у ребёнка, с хорошо развитым вербальным интеллектом. Ему часто бывает интересно общаться со сверстниками. Он будет получать удовольствие от общения с детьми старше себя или взрослыми.
2. Ребёнок повторяет развитие кого-то из своих предков. Если мам, папа или кто-то из других родственников были не общительными, то не нужно требовать высокого уровня общительности у ребёнка. В таком случае у ребёнка нет образца поведения в ходе общения с другими.
3. Ребёнку достаточно общения в своей многочисленной семье.
4. У ребёнка высокий уровень тревожности.
5. У ребёнка уже сформировалась определённая модель поведения в социуме.
Существуют основные модели ролевого поведения ребёнка в общении с окружающими, особенно со сверстниками:
«Клоун» - ребёнка в коллективе не замечают, не ценят. Для поднятия своего авторитета малыш начинает паясничать. Его девиз «Пусть смеются, зато я в центре внимания».
«Добрая фея» -ребёнок старается всем понравиться через подкуп. Он приносит жвачку, игрушки, конфеты и т. п. Через такое приношение ребёнок чувствует себя нужным.
«Изгой»- ребёнок имеет какое-то отличие от других. Дети в силу ряда объективных и субъективных причин очень жестокие. Свою жестокость в виде драки, обзывания, насмешек они переносят на непохожих деток.
«Ябеда»- ребёнок с повышенной импульсивностью старается быть «хорошим» на фоне «плохого» ребёнка.