Лучший педагог года

Психологическое сопровождение детей

Трофимова Василиса Васильевна
Психологическое сопровождение детей

Психологическое сопровождение детей

Трофимова В. В. - педагог-психолог

Психологическое здоровье является очень важным условием полноценного развития дошкольника. Целью практической психологической работы с детьми должно быть психологическое здоровье ребенка. Что же включает в себя понятие «психологическое здоровье»? Этот термин в научной лексике был введен И. В. Дубровиной, которая считает, что психологическое здоровье является необходимым условием полноценного развития и функционирования человека в процессе его жизнедеятельности. Основным условием нормального психосоциального развития признается спокойная и доброжелательная обстановка. Создаваемая родителями и педагогами.

Публикация «Психологическое сопровождение детей» размещена в разделах

Дошкольный возраст (с 3 до 7 лет) приносит ребенку новые потенциальные достижения. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.

Основные задачи педагога - психолога, работающего с детьми дошкольного возраста, связаны с психологическим сопровождением естественного развития ребенка, которое включает развитие основ произвольности психических процессов у детей и тренировку психических процессов и функций. Однако наличие детей с коммуникативными, поведенческими и эмоционально-личностными проблемами, социально-педагогической запущенностью, недостатками в психическом развитии предполагает организацию развивающих либо коррекционно-развивающих занятий.

Фактически ребенок дошкольного возраста воспринимает социальное окружение во многом через игру, которая раскрывает ему смысл взаимоотношений между людьми в различных ситуациях. Занятия проводятся в игровой форме. Ведь игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, которая оказывает решающее влияние на развитие психики в том или ином возрасте. Мы считаем следующие функции, которые выполняет игра в развитии ребенка:

- позволяет ребенку осваивать различные формы поведения, общения, речи поскольку она разворачивается в безопасном для него окружении;

- представляет собой моделирующую деятельность, поэтому на доступном ребенку материале воссоздаем различные проблемные ситуации;

- развивает познавательную сферу ребенка;

- является естественной формой выражения чувств и мыслей ребенка.

Для проведения занятий необходима соответствующее помещение чтоб ребенок мог в полной мере проявить активность и выражать себя в разных видах деятельности. Для успешной работы педагога - психолога в образовании важно грамотно организовать его рабочее пространство и обеспечить необходимым инструментарием. Кабинет можно рассматривать как своеобразное поле взаимодействия педагога - психолога с детьми разного возраста, их родителями и педагогами.

Наш кабинет педагога – психолога расположен на первом этаже детского сада, в левом крыле здания. Цвет стен и мебели спокойных тонов, которые не вызывают дополнительного возбуждения и раздражения. Освещение в кабинете осуществляется при помощи ламп дневного света и соответствует нормам Сан Пин. Площадь помещения освещена равномерно.

С учетом основных направлений деятельности педагога – психолога помещение территориально включает несколько зон, каждая из которых имеет специфическое назначение и соответствующее оснащение:

• Рабочая зона – необходима для организационно-планирующей деятельности педагога - психолога.

• Зона индивидуальных и подгрупповых занятий – предполагает непосредственное взаимодействие психолога с детьми.

• Консультативная зона – пространство для взаимодействия с родителями и педагогами.

• Зона релаксации – предполагает эмоциональную разгрузку.

Посещая психолога, дети должны думать, что они ходят просто поиграть. По дороге на занятия говорим, что мы идем играть. Какую бы задачу ни решал педагог - психолог, занятие должно начинаться с расслабления ребенка. Методы релаксации связанное с физическими упражнениями - расслабление мышц, «сон», с дыханием, с искусством. Например, если тело ребенка напряжено, он скован и внутренне. Можно попросить ребенка закрыть глаза и вообразить, что он отправляется в какое – нибудь знакомое и привлекательное для него место. Через некоторое время можно попросить ребенка вернуться в комнату. Это упражнение снимает напряжение, делает ребенка расслабленным и вновь способным к деятельности. При работе с группой детей можно попросить их закрыть глаза, сделать несколько глубоких вдохов и выдохов и представить, что они попали в ситуацию, предшествовавшую занятию. Затем попросить детей мысленно завершить все недоделанные дела, вернуться в группу и медленно открыть глаза. Это упражнение не только снижает напряжение, но и подготавливает ребенка к смене деятельности.

В начале группового занятия следует договориться с дошкольниками о правилах, которые обеспечат безопасность детей. Если ребенок хочет нарушить какое – либо правило, то следует озвучить его желание, повторить запрет и обсудить альтернативные варианты поведения. Также можно ввести внешние средства, которые помогут детям соблюдать различные правила (например, жребий, очередность и др.).

При работе с ребенком самой важной и сложной является задача установления контакта. Взрослый в процессе работы с ребенком рассматривает его игру как закодированную речь, в которой представлены проблемы, с которыми он столкнулся. Игротерапия позволяет решить большое количество проблем, с которыми может столкнуться ребенок. Подобные занятия особенно полезны для детей, имеющих проблемы в познавательной сфере, коммуникативные проблемы, испытывающих тревогу и страх, проявляющих агрессию в отношении сверстников. Необходимо учесть возрастные особенности.

В целях сохранения и укрепления психологического здоровья в нашем детском саду проводятся развивающие занятия. В основе данных занятий лежит программы групповых занятий, разработанные Ю. Е. Веприцкой для детей среднего дошкольного возраста и А. Н. Веракса, М. Ф. Гуторовой для детей старшего дошкольного возраста направленные на преодоление сложностей в познавательной и эмоционально – личностной сферах в неделю один раз. Дети среднего дошкольного возраста на занятиях учатся управлять своими чувствами. Так как в это время дети живут в мире эмоций и чувств. Для них подходят развивающие занятия Ю. Е. Веприцкой. Где используем подвижные, коммуникативные, сюжетно-ролевые игры, сказкотерапию, арттерапию, релаксационные упражнения. Дети старшего дошкольного возраста учатся преодолевать сложности в познавательной и эмоционально-личностной сферах. И мы используем методы и приемы А. Н. Веракса, М. Ф. Гуторовой направленные на обучение положительному самоотношению и принятию других людей, обучение рефлексивным умениям, а также формирование потребности в саморазвитии.

Таким образом, в работе с детьми с нарушениями в познавательной и эмоционально-волевой сферы особенно важна регулярность занятий. Данные занятия способствуют сохранению и укреплению психологического здоровья детей, что является одной из важнейших задач в работе педагога - психолога дошкольного образовательного учреждения.

Публикации по теме:

Психологическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптацииПсихологическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации (опыт работы) Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических.

Фотоотчет о семинаре «Сопровождение замещающих семей»Фотоотчет о семинаре «Сопровождение замещающих семей» На базе областного государственного казенного учреждения социального обслуживания «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей.

Консультация для воспитателей «Проведение утренней гимнастики под музыкальное сопровождение в ДОУ» Режим дня в детском саду включает в себя утреннюю гимнастики. На утренней гимнастике решаются задачи музыкального, физического воспитания.

Консультация «Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации междисциплинарного подхода» Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации междисциплинарного подхода в ДОО компенсирующего вида. Проблема.

Методическое сопровождение перехода ДОУ на работу по ФГОС до 1. Написана и утверждена образовательная программа МБДОУ №43 «Аленький цветочек» на 2015г. -2020г. в соответствие с ФГОС ДО, 2. Рабочие программы.

Психологическое сопровождение детско-родительских отношений в условиях ФГОС до Понятие «сопровождение» означает «следовать рядом», делая возможным, реально выполнимым то, что запланировано. А это в свою очередь преобразование.

Психологическое упражнение «Чемодан в дорогу»Психологическое упражнение «Чемодан в дорогу» Психологическое упражнение «Чемодан в дорогу» Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию одну из форм завершения установочного педсовета.

Психологическое здоровье дошкольника-залог его успешности и благополучияПсихологическое здоровье дошкольника-залог его успешности и благополучия Говоря о здоровье каждого человека, в том числе ребенка, мы имеем в виду не только физическое состояние, но и психологическое. Человек,.

Психолого-педагогическое сопровождение и коррекция тревожных детей среднего дошкольного возраста в ДОУ Подготовила и провела исследование Кокорина И. Н. На современном этапе детский сад становится одним из определяющих социальных условий формирования.

Влияние физических нагрузок на психологическое здоровье детей ЗАЧЕМ СПОРТ ДЕТЯМ? Групповая консультация для родителей учеников начальной школы от педагога-психолога Кроме того, что я педагог-психолог,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Психологическое сопровождение детей
Опубликовано: 26 ноября 2022 в 06:11
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психологическое сопровождение детей» (включая файлы) размещена пользователем Трофимова Василиса Васильевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

8 ноября. День детского меню. Папка передвижка «Правильное питание»

Правильноепитание — залог здоровья, а культура питания закладывается в семье. Важная задача — привить ребенку привычку к здоровому питанию.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД