Трофимова Василиса Васильевна
Психологическое сопровождение детей
Психологическое сопровождение детей
Трофимова В. В. - педагог-психолог
Психологическое здоровье является очень важным условием полноценного развития дошкольника. Целью практической психологической работы с детьми должно быть психологическое здоровье ребенка. Что же включает в себя понятие «психологическое здоровье»? Этот термин в научной лексике был введен И. В. Дубровиной, которая считает, что психологическое здоровье является необходимым условием полноценного развития и функционирования человека в процессе его жизнедеятельности. Основным условием нормального психосоциального развития признается спокойная и доброжелательная обстановка. Создаваемая родителями и педагогами.
Публикация «Психологическое сопровождение детей» размещена в разделах
Дошкольный возраст (с 3 до 7 лет) приносит ребенку новые потенциальные достижения. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.
Основные задачи педагога - психолога, работающего с детьми дошкольного возраста, связаны с психологическим сопровождением естественного развития ребенка, которое включает развитие основ произвольности психических процессов у детей и тренировку психических процессов и функций. Однако наличие детей с коммуникативными, поведенческими и эмоционально-личностными проблемами, социально-педагогической запущенностью, недостатками в психическом развитии предполагает организацию развивающих либо коррекционно-развивающих занятий.
Фактически ребенок дошкольного возраста воспринимает социальное окружение во многом через игру, которая раскрывает ему смысл взаимоотношений между людьми в различных ситуациях. Занятия проводятся в игровой форме. Ведь игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, которая оказывает решающее влияние на развитие психики в том или ином возрасте. Мы считаем следующие функции, которые выполняет игра в развитии ребенка:
- позволяет ребенку осваивать различные формы поведения, общения, речи поскольку она разворачивается в безопасном для него окружении;
- представляет собой моделирующую деятельность, поэтому на доступном ребенку материале воссоздаем различные проблемные ситуации;
- развивает познавательную сферу ребенка;
- является естественной формой выражения чувств и мыслей ребенка.
Для проведения занятий необходима соответствующее помещение чтоб ребенок мог в полной мере проявить активность и выражать себя в разных видах деятельности. Для успешной работы педагога - психолога в образовании важно грамотно организовать его рабочее пространство и обеспечить необходимым инструментарием. Кабинет можно рассматривать как своеобразное поле взаимодействия педагога - психолога с детьми разного возраста, их родителями и педагогами.
Наш кабинет педагога – психолога расположен на первом этаже детского сада, в левом крыле здания. Цвет стен и мебели спокойных тонов, которые не вызывают дополнительного возбуждения и раздражения. Освещение в кабинете осуществляется при помощи ламп дневного света и соответствует нормам Сан Пин. Площадь помещения освещена равномерно.
С учетом основных направлений деятельности педагога – психолога помещение территориально включает несколько зон, каждая из которых имеет специфическое назначение и соответствующее оснащение:
• Рабочая зона – необходима для организационно-планирующей деятельности педагога - психолога.
• Зона индивидуальных и подгрупповых занятий – предполагает непосредственное взаимодействие психолога с детьми.
• Консультативная зона – пространство для взаимодействия с родителями и педагогами.
• Зона релаксации – предполагает эмоциональную разгрузку.
Посещая психолога, дети должны думать, что они ходят просто поиграть. По дороге на занятия говорим, что мы идем играть. Какую бы задачу ни решал педагог - психолог, занятие должно начинаться с расслабления ребенка. Методы релаксации связанное с физическими упражнениями - расслабление мышц, «сон», с дыханием, с искусством. Например, если тело ребенка напряжено, он скован и внутренне. Можно попросить ребенка закрыть глаза и вообразить, что он отправляется в какое – нибудь знакомое и привлекательное для него место. Через некоторое время можно попросить ребенка вернуться в комнату. Это упражнение снимает напряжение, делает ребенка расслабленным и вновь способным к деятельности. При работе с группой детей можно попросить их закрыть глаза, сделать несколько глубоких вдохов и выдохов и представить, что они попали в ситуацию, предшествовавшую занятию. Затем попросить детей мысленно завершить все недоделанные дела, вернуться в группу и медленно открыть глаза. Это упражнение не только снижает напряжение, но и подготавливает ребенка к смене деятельности.
В начале группового занятия следует договориться с дошкольниками о правилах, которые обеспечат безопасность детей. Если ребенок хочет нарушить какое – либо правило, то следует озвучить его желание, повторить запрет и обсудить альтернативные варианты поведения. Также можно ввести внешние средства, которые помогут детям соблюдать различные правила (например, жребий, очередность и др.).
При работе с ребенком самой важной и сложной является задача установления контакта. Взрослый в процессе работы с ребенком рассматривает его игру как закодированную речь, в которой представлены проблемы, с которыми он столкнулся. Игротерапия позволяет решить большое количество проблем, с которыми может столкнуться ребенок. Подобные занятия особенно полезны для детей, имеющих проблемы в познавательной сфере, коммуникативные проблемы, испытывающих тревогу и страх, проявляющих агрессию в отношении сверстников. Необходимо учесть возрастные особенности.
В целях сохранения и укрепления психологического здоровья в нашем детском саду проводятся развивающие занятия. В основе данных занятий лежит программы групповых занятий, разработанные Ю. Е. Веприцкой для детей среднего дошкольного возраста и А. Н. Веракса, М. Ф. Гуторовой для детей старшего дошкольного возраста направленные на преодоление сложностей в познавательной и эмоционально – личностной сферах в неделю один раз. Дети среднего дошкольного возраста на занятиях учатся управлять своими чувствами. Так как в это время дети живут в мире эмоций и чувств. Для них подходят развивающие занятия Ю. Е. Веприцкой. Где используем подвижные, коммуникативные, сюжетно-ролевые игры, сказкотерапию, арттерапию, релаксационные упражнения. Дети старшего дошкольного возраста учатся преодолевать сложности в познавательной и эмоционально-личностной сферах. И мы используем методы и приемы А. Н. Веракса, М. Ф. Гуторовой направленные на обучение положительному самоотношению и принятию других людей, обучение рефлексивным умениям, а также формирование потребности в саморазвитии.
Таким образом, в работе с детьми с нарушениями в познавательной и эмоционально-волевой сферы особенно важна регулярность занятий. Данные занятия способствуют сохранению и укреплению психологического здоровья детей, что является одной из важнейших задач в работе педагога - психолога дошкольного образовательного учреждения.