Наталья Шашкова
Проект проектирование процесса военно-патриотического воспитания детей 6–7 лет посредством досуговой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Выполнила:
Музыкальный руководитель МДОУ д/с №52 «Золотой улей»
Шашкова Н. В.
.
Тольятти-2016
СОДЕРЖАНИЕ
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА….3
ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ….
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ….
ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ…
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА….
ЛИТЕРАТУРА ….
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Публикация «Проект проектирование процесса военно-патриотического воспитания детей 6–7 лет посредством досуговой деятельности» размещена в разделах
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Реагируя на все изменения социальных условий и требований общества, педагогика создает новые подходы к осуществлению образовательного процесса. При выборе новых концепций педагоги в первую очередь обращают внимание на их эффективность. Принято считать, что технологические процессы (в том числе и педагогический процесс, построенный по технологическим принципам) должно быть высоко эффективным.
Поэтому педагоги должны уметь осуществлять педагогическое проектирование, т. е. проектировать педагогические технологии, чтобы повысить качество образовательного процесса. Данное положение определяет практическую значимость данного проекта.
Актуальность проектируемого процесса формирования у детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет военно-патриотических чувств обусловлена тем, что нынешние поколения россиян, не видев ужасов войны, не слышав свистящих над головой снарядов и бомб, должны помнить, какой дорогой ценой завоевана свобода и независимость нашей Родины, завоеван мир на планете Земля. Ученые, краеведы, публицисты вновь и вновь возвращаются к теме Великой Отечественной войны, особенно ее малоизвестным страницам. Ибо слишком велик и многогранен ратный и трудовой подвиг наших соотечественников. Забыть прошлое – значит лишить себя будущего. Много войн было в истории России и у детей старшего дошкольного возраста важно сформировать адекватное отношение к защитникам Отечества, желание защищать свою Родину. Никто не забыт, ничто не забыто… Сколько раз мы слышали эти слова. К сожалению, молодое подрастающее поколение все чаще имеет поверхностное представление о событиях исторического наследия страны. Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста означает воспитание привязанности к малой Родине, понимания и признания элементов исторического и культурного наследия своей страны, что в будущем становится основой для формирования гордости, любви и уважения к Отчизне. Что и отмечено в проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» : «система образования призвана обеспечить… воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость». В решении этой задачи, сегодня важная роль должна быть отведена дошкольному образованию, так как именно в дошкольном возрасте формируется основные нравственные качества ребенка. В связи с этим, перед коллективом педагогов современного дошкольного образовательного учреждения стоят задачи формирования у детей гражданственности, чувства любви и гордости за свою Родину через построение оптимальной педагогической системы, направленной на формирование гражданско-патриотических качеств дошкольников.
В качестве ведущего средства военно-патриотического воспитания детей 6-7 лет была выбрана досуговая деятельность, так как она позволяет полнее и глубже познакомить детей данного возраста с событиями и героями историко-героического прошлого и настоящего нашей Родины. Одним из направлений этой работы является тесная взаимосвязь с родителями, как с представителями старшего поколения, в жизненном опыте которого еще сохранились воспоминания о событиях военных лет. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого. Это вызывает у детей не только интерес, но и осознание сопричастности к истории своей семьи, своего народа, своей страны.
ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ
Цель проектируемого процесса – утверждение в сознании детей 6-7 лет значимости выполнения конституционного долга и обязанности по защите Отечества, формирование интереса к военной службе как особому виду государственной службы, воспитание уважения к боевому прошлому России
Задачи проектируемого процесса :
1.1. Формировать у детей первоначальные представления о героическом прошлом страны.
1.2. Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам отношения к историко-героическому прошлому страны.
1.3. Развивать умение сочувствовать, сопереживать защитникам Родины.
2.1. Способствовать осознанию родителями необходимости осуществления военно-патриотического воспитания детей.
2.2. Привлекать родителей к активному участию в досуговой деятельности ДОУ военно-патриотической направленности.
3.1. Разработать систему досуговых мероприятий военно-патриотической направленности.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ
Критерии
Когнитивный критерий:
Показатели:
• наличие представлений о событиях героического прошлого Родины;
• наличие представлений о родах войск российской армии, видах военной техники;
• наличие нравственно-патриотических суждений.
Оценочно-отношенческий критерий:
Показатели:
• наличие интереса детей к событиям героического прошлого страны;
• желание изучать историко-героическое прошлое родной страны и выполнять долг по защите Родины;
• эмоционально-положительное отношение к героико-историческому прошлому.
Поведенческий критерий:
Показатели:
• овладение детьми элементарными моделями нравственно-патриотического поведения;
• умение уважительно относиться к защитникам Отечества;
• умение ухаживать и беречь памятники, посвященные героическим событиям.
Диагностические методы: беседы, анализ продуктов детской деятельности, диагностические задания, анкетирование родителей.
ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ
«ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Этапы I этап
Базовый II этап
Деятельный III этап
Итогово-результативный
Цель, задачи Цель: выявление знаний и интереса детей к военно-патриотическому прошлому страны.
Задачи:
1. Выявить наличие интереса у детей к данной теме.
2. Провести анкетирование родителей.
3. Проанализировать содержание предметной среды патриотических уголков.
Цель: формирование у детей патриотических чувств, чувства гордости за историческое прошлое России в процессе подготовки и участия в досуговой деятельности.
Задачи:
1. Формировать у детей первоначальные представления о героическом прошлом страны.
2. Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам отношения к историко-героическому прошлому страны.
3. Развивать умение сочувствовать, сопереживать защитникам Родины.
Цель: способствование применению полученных знаний в самостоятельной досуговой деятельности детей.
Задачи:
1. Развивать интерес к самостоятельному исследованию материалов группы военно-патриотического содержания.
2. Мотивировать детей к использованию полученных знаний в самостоятельной деятельности.
3. Побуждать к участию в подготовке к досуговой деятельности.
Способы и формы работы Анкетирование родителей, формирование творческой группы, распределение обязанностей, формулирование целей и задач технологии, изучение литературы и Интернет-ресурсов по данной теме, анализ предметной среды группы, разработка плана и конспектов досуговой деятельности, разработка сценариев праздников на военную тему. Подготовка к участию в досуговой деятельности : систематическое проведение бесед, посещение музеев и выставок, памятных мест, просмотр фильмов и слайдов на военную тему, прослушивание музыкальных произведений военных лет, чтение военно-патриотической литературы, разучивание песен, стихов.
Участие в досуговой деятельности : развлечения, спортивные мероприятия,
встреча с защитниками Отечества, концерт, посвященный Дню защитника Отечества
Последосуговая деятельность : беседы, продуктивная деятельность (рисунки, поделки).
Выступление на педагогическом совете.
Подготовка к участию в досуговой деятельности : вовлечение детей в разработку сценария, костюмов, исследовательская деятельность детей и родителей о героях, в честь которых названы улицы родного города, вовлечение детей в оформлении фотоальбома «Герои ВОВ».
Досуговая деятельность :
тематическая выставка рисунков и поделок детей на данную тему, концерт посвященный Дню Победы.
Последосуговая деятельность :
использование в самостоятельной деятельности детей подвижных, дидактических игр на военную тему, изготовление моделей военной техники, диагностирование детей по данной теме.
Деятельность педагога и детей Педагог :
Составляет анкету и проводит анкетирование родителей, диагностику детей, анализирует и интерпретирует полученные данные.
Изучает литературу и Интернет-ресурсы по данной теме, обогащает предметную среды группы, разрабатывает план и конспекты досуговой деятельности, сценарии праздников. Дети:
Участвуют в диагностике, в обогащении предметной среды группы Педагог:
Выступает на педагогическом совете, проводит
развлечения, спортивные мероприятия, встречу с защитниками Отечества, концерт посвященный Дню защитника Отечества
беседует с детьми, читает военно-патриотическую литературу.
Дети:
продуктивная деятельность (рисунки, поделки).
Посещают музеи и выставки, памятные места, просматривают слайды и фильмы на военную тему, прослушиваютмузыкальные произведения военных лет, разучивают песни. Педагог:
вовлекает детей в разработку сценария, костюмов, вовлекает детей в оформлении фотоальбома «Герои ВОВ»,оформляет тематическую выставку рисунков и поделок детей на данную тему, проводит концерт посвященный Дню Победы,
диагностирует детей по данной теме.
Дети:
исследовательская деятельность детей и родителей о героях, в честь которых названы улицы родного города, изготавливают модели военной техники, используют в самостоятельной деятельности детей подвижных, дидактических игр на военную тему.
Результат
продукт Анкеты для родителей, атрибуты к играм, тематическая библиотека Рисунки и поделки на военную тему,
изготовление буклетов, открыток, сценарии праздников и развлечений, подарки папам и дедушкам к 23 февраля.
Подарки ветеранам к Дню Победы,
фотоальбомы, альбомы «Наша Победа»
праздник «День Победы», выставка моделей и рисунков военной техники.
Результат
эффект • наличие интереса детей к событиям героического прошлого страны;
• желание изучать историко-героическое прошлое родной страны и выполнять долг по защите Родины; • Гордость и сопереживание защитникам Родины
• Появление интереса к историческим событиям военных лет
• Проявление интереса и желания общаться со взрослыми.
• Накопление ребенком социального опыта жизни в семье, в родном городе, стране, усвоение принятых норм поведения и взаимоотношений.
• Желание быть защитником своей страны;
• Проявлять самостоятельный интерес к героико-историческому прошлому страны;
• Умение грамотно общаться с взрослыми и детьми.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1. Кадровые условия
Сотрудники детского сада: воспитатели групп, музыкальные руководитель, физинструктор.
2. Финансово-экономические ресурсы
Привлечение внебюджетных средств для
3. Материально-технические ресурсы
Обеспечение трансфером для посещения музеев и памятных мест, приобретение пособий и материалов для изготовлений костюмов, поделок.
4. Правовые ресурсы
• Экспертная оценка проекта.
• Концепция о правах ребенка.
• Концепция патриотического воспитания Самарской области.
• Положение о творческой группе.
5 Организационно- методические
Разработка конспектов, сценариев, праздников, дидактического материала.
ЛИТЕРАТУРА
1. Савельева О. В «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
2. Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова «Мы живем в России» Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников
3. Энциклопедия для детей. Том 32 «История войн»
4. Р. Данкова «Победа будет за нами»
5. И. Смольников «Большой букет подснежников»
6. Б. Алмазов «Старые да малые»