Наталья Липовцева
Психологический уголок в группе ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад
Тема: «Создание психологического уголка в группе ДОУ»
Поведение, настроение ребенка – дошкольника очень сильно зависит от его эмоционального состояния. Управлять своими переживаниями он еще не научился, и поэтому его жизнь сильно подвержена переменам настроения: ребенка легко рассмешить, удивить, разозлить или обидеть.
Публикация «Психологический уголок в группе ДОУ» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Работа психолога в ДОУ
- Уголки и центры в группах
- Уголки настроения, эмоций, уединения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2021
Для взрослых одной из важнейших задач является формирование умения регулировать эмоциональную сферу ребенка. Именно регулирование, а не подавление. С чем зачастую приходится сталкиваться. Например, когда ребенку хочется поплакать, а мы говорим: «Тебе не стыдно, ты уже большой». Испытывая определенные чувства, ребенок познает себя, других людей и окружающий мир.
Актуальность проблемы сохранения и укрепления психологического здоровья дошкольников очевидна. Для её решения необходимо создать соответствующие условия, организовать комфортную для ребенка предметную среду в детском саду.
Сегодня, вашему вниманию я хочу представить направление работы по созданию психологического уголка в группе ДОУ. Такой уголок – это реальный инструмент в руках воспитателя для действенной психологической поддержки детей в течение дня.
Благодаря психологическому уголку у ребенка появляется возможность расслабиться, устранить беспокойство, возбуждение, восстановить силы или просто уединиться.
Целью организации уголка психологической разгрузки является преодоление эмоционального неблагополучия и сохранения психологического здоровья детей дошкольного возраста.
Пространство психологического уголка помогает педагогу:
- обучить детей владеть собой в различных ситуациях,
- повысить самооценку ребенка и уверенность в себе, снизить уровень тревожности,
- сформировать у детей навыки сотрудничества и межличностного взаимодействия.
При подборе материала для психологических уголков нами учитывались потребности детей и их возрастные особенности. Все дети испытывают разные эмоции: кому-то хочется отдохнуть от детского коллектива, посидеть в тишине, кто-то нуждается в психоэмоциональной разгрузке. (Например, если какой-то ребенок агрессивен, то ему надо помочь выплеснуть агрессию так, чтобы не навредить другим детям и не держать ее в себе). Поэтому, организуя пространство психологической разгрузки, мы опирались на следующие принципы (принципы на слайде). Мы постарались создать многофунциональность данного пространства и объединить несколько зон.
Первая зона – Зона психологической разгрузки
Цель – предоставление условий для отдыха в течение дня, для выражения переживаемых детьми стрессовых ситуаций, например, утреннего расставания с родителями, конфликт с ровесниками.
В зону психологической разгрузки входят:
уголок уединения, который быть организован как в групповой, так и спальной комнате. Он должен быть небольшого размера, который может носить постоянный характер (находится в постоянном месте) или,
может быть мобильным (передвигаться и оборудоваться по мере необходимости и свободного пространства в группе. Например, это может быть обычный стол, который накрывается полупрозрачной тканью. Такое место помогает ребенку скоротать минуты одиночества, когда все дети разошлись, а мама еще не пришла, просто уединиться, если ребенок устал или расстроен и пр.
Оснащение такого места должно быть мягким, комфортным. Это могут быть мягкие модули,
подушки, коврики.
Можно поставить детское кресло.
В уголок можно поместить фотоальбомы с групповыми и семейными фотографиями, детское портфолио, книги, которые дети могут рассматривать, находясь в уголке.
Очень любят дети в этом уголке пользоваться телефоном. При желании дети сами звонят. Ну и, конечно, для проигрывания какой – либо ситуации, педагог может использовать игру с телефоном (игра «Позвони маме» - позвони маме и расскажи, как ты помог сегодня Пете или почему ты сегодня обидел Машу и др.).
Кроме того психологический уголок может быть использован как зона саморегуляции и релаксации.
В этом случае педагоги используют разное оборудование, которое помогает снизить уровень негативизма и агрессии у ребенка в приемлемой и безопасной для окружающих форме.
Здесь можно использовать боксерскую грушу и перчатки. Когда ребенок дерется, мы объясняем ему, что бить детей – это плохо, им больно и обидно, а вот побить грушу для битья очень даже можно.
«Подушка злости» помогает, направлять агрессию не на детей и взрослых, а на безопасный объект.
Агрессивный колючий коврик улучшает настроение – нужно потереть свои стопы об поверхность волшебного коврика и злость пройдет.
Если ребенок возмущен, разозлен, словом, просто не в состоянии говорить спокойно, ему предлагается воспользоваться «стаканчиком для криков» или ведерками настроения для выражения агрессии.
Колючие мячики, разной величины, так же помогают снизить уровень напряжения ребенка. Кроме того, это оборудование можно использовать, как стимулятор точек на ладошке ребенка.
Игрушки «Антистресс» помогают отвлечься, расслабиться, успокоится и получить массу положительных эмоций.
Использование мягких клубочков ниток, шнуровок, работа с мягкими пазлами и игрушками способствует нормализации эмоционального состояния ребенка
Третья зона – развития коммуникативных навыков общения
Цель – формирование навыков бесконфликтного, продуктивного общения, обучение приемам конструктивного взаимодействия.
«Подушечка для примирения» или «Коробка – мирилка» направлена на оказание помощи поссорившимся детям в забавной форме помириться друг с другом.
«Коробочки добрых дел» - может быть у каждого ребёнка своя или одна коробочка на группу, в которую дети «помещают» добрые дела и поступки. Каждый поступок воспитатель отмечает фишкой. В конце недели фишки подсчитываются и тому, у кого больше фишек, вручается флажок, который принадлежит ему до следующего подсчёта результатов.
Так же психологические уголки наполнены разными игрушками, атрибутами, которые направлены на развитие эмоциональной сферы ребенка (повышение уверенности и самооценки ребенка, снижения уровня тревожности и пр.) Это необычные атрибуты, которые носят разнообразный характер и направление.
- Например, «Почетный стул», на которые садятся только дети, совершившие добрые дела, никого не обидели в течение дня и пр.
- На «Стульчике доброты» может отдохнуть любой, кому захочется побыть одному и расслабиться в удивительных объятиях стульчика;
- «Стул для размышлений» служит для того, чтобы ребенок мог вспомнить правила поведения, сидя на таком стульчике не более 5 минут.
- Волшебная шляпа, которая помогает придумывать что-то необычное, чтобы всех удивить;
- «Добрая кукла - подружка», которая может выслушать, помирить друзей, поиграть или просто посидеть рядом в тишине.
- «Наряд короля и королевы» помогают детям контролировать свои поступки, поведение. Такие наряды надевают детям, которые сумели проявить себя за день в хорошем качестве (например, хорошо справились с занятиями, помогали другим детям, никого не обижали и т. д.)
Кроме того Психологический уголок должен быть наполнен разными развивающими и стимульными материалами, игрушками для развития познавательной сферы.
- это может быть наличие мелких развивающих игр и игрушек, которые направлены на развитие тактильных ощущений и мелкой моторики руки – это тактильные шарики и декоративные камушки. Уголок можно оснастить бусинами, материалами для рисования,
- массой для лепки, клубочками ниток и шнурочков, и другими настольными и дидактическими играми.
При наполнении уголка необходимо учитывать правило новизны: не нужно выкладывать все сразу. Чтобы поддерживать интерес у детей, необходимо менять оборудование (хотя бы раз в две недели). Кроме того важно расширить использование оборудование уголка, то есть не только в рамках пространства психологического уголка, а использование так же в групповых занятиях.
Таким образом, систематическая работа по сохранению и укреплению психологического здоровья детей в группе с использованием материалов уголка психологической разгрузки приводит к положительным результатам: агрессивные дети меньше ссорятся и дерутся, раскрываются тревожные и застенчивые дети, малыши учатся позитивно сотрудничать друг с другом.