Ткачева Татьяна
Психологический тренинг возможностей педагогов к внедрению инноваций
▼ Скачать + Заказать документы
Методическое объединение старших воспитателей и руководителей детских садов города Гуково.
Тема семинара:
«Создание благоприятных условий для совершенствования и повышения качества воспитательно-образовательного процесса в условиях инновационной деятельности дошкольного учреждения и реализации ФГТ».
Психологический тренинг возможностей педагогов к внедрению инноваций.
Цель:
Публикация «Психологический тренинг возможностей педагогов к внедрению инноваций» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
Определить возможности педагогов к внедрению инноваций.
Задачи:
Отследить лидерские качества педагогов – участников тренинга;
Показать участникам каков их творческий потенциал;
Способствовать развитию коммуникативных качеств;
Снизить барьеры, препятствующие внедрению инновационной деятельности.
Материалы и оборудование:
• Карточки: красные, желтые, зеленые и синие по количеству участников тренинга;
• Четыре больших скотча;
• Ножницы, по 2-е на группу;
• 4 клеящих карандаша: по 1-му на каждую группу;
• 4 набора цветной бумаги: по 1-й на группу;
• 4 больших картонных листа формата 2А-4;
• Газеты и журналы, которые можно скручивать, склеивать, сминать, вырезывать картинки и т. д.
Ход тренинга:
1. Разделить всех участников тренинга на 4 группы с помощью карточек четырёх цветов (красный, синий, желтый, зеленый). Каждый сам выбирает одну карточку понравившегося цвета. Участники занимают места возле того стола, на котором стоит карточка такого же цвета. Группы готовы.
2. Задание для участников тренинга:
Уважаемые коллеги! Вам необходимо своей группой создать модель детского сада будущего из предложенного материала, пожалуйста, приступайте!
3. Когда модели детских садов будущего готовы, предлагаю дать название своему саду и выбрать одного представителя от группы, кто проведет презентацию своей модели.
4. По окончании всех четырех презентаций обсуждение практической части тренинга.
Я не случайно предложила Вам это задание. Почему? Да потому, что в процессе его выполнения можно отследить Ваши коммуникативные качества, умение договариваться, работать в группе, Ваш творческий потенциал, лидерские качества или качества отличного исполнителя. Кто-то наблюдал со стороны или принимал незначительное участие, но великолепно провел презентацию, то есть можно увидеть уровень готовности Вашей группы к инновационной деятельности и возможности педагогов к внедрению инноваций.
Задаются вопросы:
Кто больше предлагал вариантов изготовления модели?
Чье предложение воплотилось на практике?
Как Вы договаривались между собой?
Как распределились исполнительские роли?
Равномерно ли распределились обязанности в ходе конструирования макета модели детского сада будущего?
Кто взял на себя руководящую роль?
Как выбирали представителя от своей группы для презентации своей модели? И т. д.
Уважаемые коллеги!
Большое спасибо всем за отзывчивость, за труд, за участие и за готовность к внедрению инновационной деятельности!
А с собой Вы можете взять анкеты в электронном виде для выявления лидерских качеств, творческого потенциала педагогов и их готовности к внедрению инновационной деятельности в ДОУ.
Анкета для педагогов «Психологический климат в коллективе»
Составлена по материалам Р. Х. Шакуровой. Творческий рост педагогов. М. : 1985.
Просим Вас отметить каждый пункт данной анкеты соответствующей оценкой:
1 – совершенно не удовлетворены;
2 – скорее не удовлетворены;
3 – трудно сказать;
4 – скорее удовлетворены;
5 – полностью удовлетворены.
В какой степени Вы удовлетворены Оценка
Вашей работой в данном образовательном учреждении
Вашими взаимоотношениями с коллегами (дружбой, товариществом)
Заботой администрации об удовлетворении Ваших нужд
Готовностью коллег оказать помощь в работе
Настроением в коллективе (его жизнерадостность, оптимизм)
Культурой и интеллектуальной атмосферой в коллективе
Тем, в какой мере администрация прислушивается к Вашим замечаниям и предложениям, касающимся работы образовательного учреждения
Культурно-массовыми мероприятиями, совместным отдыхом
Тем, насколько доброжелательная и объективно оценивается Ваша работа
Отношение коллектива к работе
Организованностью и порядком в работе
Творческой атмосферой в коллективе
Вашими взаимоотношениями с руководителем
Согласованностью и единством действий педагогов
Тем, насколько рационально используются Ваши силы и время на работе
Учебно-материальной и материально-технической базой
Отсутствием «показухи» и формализма в работе
Заработной платой
Примечание. Определяется средняя оценка.
Благодарим за внимание!
Барьеры педагогической деятельности.
(книга «Менеджмент в управлении школой» под ред. Т. М. Шамова. М. :NB – Магистр, 1992.-232 с.)
Анкета 1.
Цель: выявить способности педагога к саморазвитию.
Ответьте на следующие вопросы, поставив следующие баллы:
5 баллов – если данное утверждение полностью соответствует действительности;
4 балла – скорее соответствует, чем нет;
3 балла – и да, и нет;
2 балла - скорее не соответствует;
1 балл – не соответствует.
1. Я стремлюсь изучить себя.
2. Я оставляю время для развития, как бы ни была занята работой и домашними делами.
3. Возникающие препятствия стимулируют мою активность.
4. Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя.
5. Я рефлексирую свою деятельность, выделяя на это специальное время.
6. Я анализирую свои чувства и опыт.
7. Я много читаю.
8. Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам.
9. Я верю в свои возможности.
10. Я стремлюсь быть более открытым.
11. Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди.
12. Я занимаюсь своим профессиональным развитием и имею положительные результаты.
13. Я получаю удовольствие от освоения нового.
14. Возрастающая ответственность не пугает меня.
15. Я положительно бы отнеслась к моему продвижению по службе.
Подсчитайте общую сумму баллов:
75 - 55 баллов – активное развитие;
54 - 36 баллов – отсутствует сложившаяся система саморазвития, ориентация на развитие сильно зависит от условий;
35 – 15 баллов – остановившееся развитие.
Анкета 2.
Цель: выявить факторы, стимулирующие и препятствующие обучению, развитию, саморазвитию педагогов.
Оцените по пятибалльной системе факторы, стимулирующие и препятствующие вашему обучению и развитию:
5 баллов – да (препятствуют или стимулируют);
4 балла – скорее да, чем нет;
3 балла – и да, и нет;
2 балла – скорее нет;
1 балл - нет.
Препятствующие факторы:
1. Собственная инерция.
2. Разочарование в результате имевшихся ранее неудач.
3. Отсутствие поддержки и помощи в этом вопросе со стороны руководства.
4. Враждебность окружающих (зависть, ревность, плохо воспринимающих в вас перемены и стремление к новому.
5. Неадекватная обратная связь с членами коллектива и руководителем, то есть отсутствие объективной информации о себе.
6. Состояние здоровья.
7. Недостаток времени.
8. Ограниченные ресурсы, стесненные жизненные обстоятельства.
Стимулирующие факторы:
1. Методическая работа ДОУ.
2. Обучение на курсах.
3. Пример и влияние коллег.
4. Пример и влияние руководителя.
5. Организация труда в ДОУ.
6. Внимание к этой проблеме руководителя.
7. Доверие.
8. Новизна деятельности, условия работы и возможность экспериментирования.
9. Занятия самообразованием.
10. Интерес к работе.
11. Возрастающая ответственность.
12. Возможность получения признания в коллективе.
Анкета
для выявления способностей педагогов к развитию
Составлена на основе программы Н. В. Немовой.
Уважаемые коллеги!
Оцените по 5-бальной шкале приведенные ниже утверждения:
1 – не соответствует;
2 – скорее не соответствует;
3 – и да и нет;
4 – скорее соответствует, чем нет;
5 – если данное утверждение полностью соответствует Вашему мнению.
Утверждения Балл
Я стремлюсь изучить себя
Стремлюсь изучить свои возможности в новом направлении деятельности
Возникающие препятствия стимулируют мою активность
Я ищу обратную связь, т. к. это помогает мне узнать и ощутить себя
Я анализирую свою деятельность, выделяя для этого специальное время
Я анализирую свои чувства и опыт
Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам на разного рода методических
мероприятиях внутри образовательного учреждения и за его пределами
Постоянно самостоятельно изучаю новинки методической литературы
Я верю в свои возможности
Стремлюсь быть более открытым человеком
Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди
Я управляю своим профессиональным развитием
Я получаю удовольствие от освоения нового
Возрастающая ответственность при внедрении инноваций не пугает меня
Возрастающая ответственность при внедрении инноваций помогает мне мобилизоваться
Интерпретация результатов
Подсчитайте общее количество баллов:
от 15 до 35 – Вы находитесь в стадии останавливающегося развития;
от 36 до 54 – у Вас отсутствует сложившаяся система развития;
55 и более – Вы активно реализуете свои потребности в саморазвитии.
Благодарим за внимание!
Оценка уровня инновационного потенциала
педагогического коллектива.
Показатели инновационного потенциала педагогического коллектива:
Восприимчивость и отношение (положительное, отрицательное, безразличное) к инновациям;
Подготовленность педагогов, воспитателей и коллектива к освоению инноваций;
Уровень их новаторства.
По 5-ти бальной шкале можно оценить уровень восприимчивости к инновациям:
5 баллов – очень сильно выражен;
4 балла – восприимчивость выражена;
3 балла – проявляется, но не всегда;
2 балла – слабо проявляется;
1 балл – не проявляется.
Признаки восприимчивости:
Педагог постоянно следит за передовым опытом в своей сфере деятельности, стремится внедрить его с учетом изменяющихся образовательных потребностей населения и общества.
Много и упорно занимается самообразованием.
Придерживается прогрессивных педагогических идей и развивает их в процессе работы.
Осуществляет самостоятельный анализ своей деятельности и привлекает к этому коллег, научных консультантов и др.
Способен прогнозировать и планировать профессиональную деятельность.
Педагогам предлагается оценить ряд утверждений, касающихся планируемых перемен и инновационной стороны деятельности ДОУ.
Я активно участвую в инновационной деятельности;
Я готова к переобучению для последующей работы в новых условиях;
Я готова к переобучению для повышения качества работы;
У меня есть предложения по улучшению качества работы;
У меня есть предложения по улучшению образовательного процесса;
Наше ДОУ поощряет и вознаграждает инновации и принятие риска;
Мы рассматриваем неудачи, как возможность для обучения и совершенствования.
И другие тесты и анкеты, на выявление творческого потенциала, лидерских качеств и т. д.