Ткачева Татьяна
Психологический тренинг для воспитателей ДОУ «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: осознание педагогами своих эмоций и чувств, принятие их; освоение эффективных способов снятия внутреннего напряжения, приемов саморегуляции.
Оборудование: карточки «фантом», цветные карандаши, листы А4, ручки.
Ход проведения:
Упражнение «Поздоровайся с друзьями!»
По команде ведущего нужно как можно с большим количеством участников поздороваться рукопожатием, плечами, потереться спинами, объятиями.
Психолог. Наша сегодняшняя встреча посвящена теме: «Профилактика эмоционального выгорания педагога».
Публикация «Психологический тренинг для воспитателей ДОУ „Профилактика эмоционального выгорания педагогов“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Эмоциональное и профессиональное выгорание. Тренинги
- Темочки
Что же такое «синдром эмоционального выгорания»?
Это состояние чрезмерного эмоционального, физического и психического истощения человека, которое обуславливается длительным пребыванием в эмоционально перегруженной ситуации. Основным фактором возникновения данной «болезни» является стресс. А в работе и жизни педагога их более чем достаточно. Поэтому не будем останавливаться на вопросах «почему?» и «зачем?», вернемся к «что делать?». Для начала предложу вам упражнение, которое покажет, каким сферам своей жизни вы отдаете предпочтение, а в каких не реализуете себя.
Упражнение «Социальные роли»
(Я педагог, жена, мать, дочь, подруга, женщина, бабушка, коллега, хозяйка)
Отметьте, начиная снизу пирамиды, каждую роль по мере и количеству времени и энергии, что вы ей отдаете. Чем больше отдаете, тем ниже отмечайте.
Обсуждения. На схеме, которую вы получили можно четко увидеть, какие социальные роли стоят для вас на первом месте, и страдающих от недостатка вашей энергии.
Проведение методики «Живой дом»
Цель: диагностика субъективного восприятия клиентом психологического пространства семейных отношений.
Письменно или устно перечислите тех людей, с которыми вы проживает вместе под одной крышей и часто общаетесь дома.
На листе изобразите простым карандашом деревенский домик, в котором обязательно есть фундамент, стены, окна, крыша, чердак, труба, двери, порог.
- Присвойте каждой части дома имя конкретного человека, начиная с себя. То есть напишите прямо на рисунке, кто из указанных вами людей может быть крышей, кто - окнами, стенами и т. д.
Возможные интерпретации:
- фундамент - главный материальный и духовный «обеспечитель» семьи, тот, на ком все держится;
- стены - человек, который отвечает за эмоциональное состояние семьи и автора рисунка непосредственно;
- окна - будущее, люди, от которых семья чего-то ждёт, на кого возлагает надежды (в норме, когда окна ассоциируют с детьми);
- крыша - человек в семье, который жалеет и оберегает клиента, создаёт чувство безопасности, или клиент хотел бы это от него получать;
- чердак - символизирует секретные отношения, а также желание клиента иметь с этим человеком более доверительные отношения. Чердак также может обозначать человека, с которым у клиента отношения развивались в прошлом, а на данный момент менее активны;
- труба - человек, от которого клиент получает или хотел бы получать особую опеку, поддержку. Также может трактоваться как символическое обозначение человека, который помогает «выпустить пар», отрегулировать эмоции;
- двери - информационный портал; тот, кто учил выстраивать отношения с миром; тот, у кого клиент учится взаимодействовать с другими людьми;
- порог - человек, с которым клиент связывает возможность коммуникации в будущем.
Выводы. Методика позволяет за достаточно короткое время определить роль для клиента каждого члена семьи, а также понять, какую роль в своей семейной системе он отводит себе.
Упражнение «Вышивка».
Цель: наглядно показать участникам семинара проблемы в понимании людьми друг друга.
Ход: все участники получают листы бумаги, становятся в круг спиной к центру. Ведущий дает инструкции: «Сверните лист бумаги пополам, оторвите левый угол; сверните еще раз, оторвите правый угол, оторвите левый угол; сверните еще раз, оторвите левый угол». После этого все разворачивают свои листы и сравнивают. Обсуждение результатов:
- Есть ли одинаковые вышивки?
Упражнение «Без ограничений»
Эмоциональное истощение и приобретение «синдрома эмоционального выгорания» это неизбежная судьба почти каждого педагога, который проработал более 15-ти лет на одной должности. Часто у нас, педагогов, есть такая черта в характере как чрезмерная категоричность, знание как правильно, что является риском эмоционального выгорания.
По этому поводу предлагаю вам такой эксперимент.
У каждого участника имеется бланк, на котором нарисованы 9 точек. Их необходимо объединить четырьмя линиями, не отрывая руки. Данное упражнение показывает, насколько мы можем оторваться от стереотипов и мыслить нетрадиционно.
Притча «Решение проблем»
Профессор взял в руки стакан с водой, вытянул ее вперед и спросил своих учеников: Как вы думаете, сколько весит этот стакан? В аудитории живо зашептались.
- Примерно 200 граммов! Нет, г 300, пожалуй! А может и все 500, - раздавались ответа.
- Я действительно не знаю точно, пока не взвешу его. Но сейчас это не нужно. Мой вопрос вот какой: что случится, если я буду так держать стакан в течение нескольких минут?
- Ничего!
- Действительно, ничего страшного не случится, - ответил профессор. А что будет, если я буду держать этот стакан на вытянутой руке, например, 2:00?
- Ваша рука начнет болеть.
- А если целый день?
- Ваша рука отнимется, у вас будет сильное мышечное напряжение. Возможно, даже придется ехать в больницу, - сказал один из студентов.
- Как, по-вашему, вес стакана изменится от того, что я его целый день буду держать?
- Нет - растерянно ответили студенты.
- А что нужно делать, чтобы все это исправить?
- Просто поставьте стакан на стол, - весело сказал один студент.
- Конечно! - радостно ответил профессор. - Да так мы и делаем со всеми жизненными трудностями. Подумайте о какой-либо проблеме несколько минут, и она окажется рядом с вами. Подумайте о ней несколько часов, и она начнет вас засасывать, как трясина. Если будете думать целый день, она вас парализует. Можно думать о проблеме, но, как правило, это ни к чему не приводит. Ее вес не уменьшится. Справиться с проблемой позволяет только действие. Решай ее или отложи в сторону. Нет смысла носить на душе тяжёлые камни.
Игра «Камешек в ботинке»
В моей руке маленький камешек. Представьте себе, что такой камешек попал в ваш ботинок. Что вы будете чувствовать? Возможно, сначала это камешек не будет для вас сильно мешать, и вы даже забудете вытащить, когда придете домой и разуетесь. Но если камешек так и останется в ботинке, то через некоторое время ноге станет больно, и этот маленький камешек уже будет казаться большим. Тогда вы разуетесь и вытряхните его оттуда. Однако на ноге уже может быть ранка, и маленькая проблема станет большой - теперь уже придется лечить ногу.
Когда мы обиженные, злимся или взволнованы, то сначала это может показаться маленьким камешком в ботинке. Если мы вовремя вытащим его оттуда, нога останется целой и невредимой.
Если же нет - могут возникнуть проблемы, и немалые. Поэтому всегда полезно говорить о своих проблемах сразу, как только вы это почувствовали. Если вы скажете нам: «У меня камешек в ботинке», то мы будем знать, что вам что-то мешает, и будем готовы вас выслушать.
Упражнение «Ящик с проблемами» :
Предложить участникам на небольших листах бумаги сформулировать одну свою проблему и положить лист в ящик. Каждый из участников тренинга позже вытягивает один из листов и предлагает свой вариант решения проблемы. Так находят решения всех предложенных ситуаций, возможно, совместными усилиями.
Советы должны быть действенными и конкретными.
Вывод. Изучаем правило 1: «Чтобы маленькая обида не превратилась в большую, о своих неприятных ощущениях надо говорить сразу».
Выполнение релаксационных упражнений
1. «Гора с плеч» : выполняется стоя, сидя или даже при ходьбе. Максимально высоко поднимите плечи, отведите их далеко назад и опустите. Именно такой должна быть ежедневная осанка.
2. «Ниточка на макушке» : выполняется во время ходьбы. Представьте, что к вашей макушке прикреплена ниточка, которая вас тянет вверх. Пока вы в дороге, отбросьте все мысли, кроме одной - об этой ниточке.
Результат: улучшается осанка, нормализуется дыхание, проходит напряженность и ожидание неприятностей.
Упражнение «Я люблю свою работу за.»
Цель: развитие саморефлексии, повышение доверия участников друг к другу, содействие сплоченности группы.
Инструкция. Продолжите по кругу предложение «Я люблю свою работу за.»
Рефлексия упражнения.
Какие ощущения у вас вызвало это упражнение?
Упражнение «Ресурсный мешочек»
Позитивное и доброжелательное общение играет не последнюю роль в профилактике эмоционального выгорания.
Каждому из вас я собрала ресурсный мешочек. В нем есть бодрящие пряности, которые будут напоминать своими ароматами о том, что все для вас необходимое всегда с вами.
Кофе – вкусный напиток, который приносит удовлетворение, бодрит, тонизирует. Это один из самых любимых запахов человечества.
Кардамон укрепляет нервную систему, снимает усталость и апатию.
Корица избавляет от чувства одиночества и страха.
Заключительное слово ведущего – психолога.
Памятка «Советы педагогам по преодолению стрессовых ситуаций»
Улыбайтесь чаще и будьте здоровы!