Ольга Саржан
Психологический тренинг для педагогов «Сохраним себя для себя»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель тренинга: создать условия способствующие развитию коммуникативной компетентности, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу.
Выполняя упражнения, участники тренинга познают причины и особенности своего поведения, учатся понимать других людей.
Тренинг мотивирует педагогов к самосовершенствованию, овладению знаниями, приемами, механизмами коммуникативной компетентности.
Задачи:
Повышать коммуникативные навыки педагогов;
Снять эмоциональное и мышечное напряжение;
Развивать эмоциональную устойчивость, уверенность в себе;
Познакомить с приемом восстановления эмоционального равновесия;
Повышать самооценку педагогов;
Повышать настрой на удачу, счастье, добро и успех;
Ход психологического тренинга.
Вступление
Педагоги проходят в музыкальный зал и рассаживаются в полукруг на скамейки.
Педагог – психолог: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада приветствовать Вас на психологическом тренинге «Сохраним себя, для себя» .Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты.
В последние годы проблема сохранения психического здоровья педагогов стала особенно актуальной. Современный мир диктует свои правила: выросли требования к личности педагога. Приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии. Увеличивается не только воспитательная нагрузка, вместе с ней растет и нервно-психическое напряжение личности, переутомление. Различного рода перегрузки усугубляются многочисленными страхами: страх быть покинутым, не найти поддержки; страх оказаться непрофессионалом; страх перед контролем, такая ситуация достаточно быстро приводит к эмоциональному истощению педагогов. А чтоб этого не произошло, я предлагаю вам активно поучаствовать в психологическом тренинге «Сохраним себя, для себя».
Педагог – психолог: Итак, начнём! Перед Вам стоит доска «Давайте поздороваемся!», на которой расположены картинки различных приветствий (рукопожатие, кулачок к кулачку, объятия, ладонь к ладони, «дай пять». Для положительного настроя предлагаю Вам зарядиться благоприятными эмоциями, и установить контакт и быть так сказать со мной на «одной волне». Предлагаю Вам из предложенных картинок, выбрать один вариант приветствия со мной (педагоги по очереди приветствуют педагога – психолога и занимают места на спортивных гимнастических ковриках).
И так вхождение в тренинг считаю благополучно открытым, давайте похлопаем друг другу.
Педагог-психолог: Первое упражнение называется «Комплименты» (педагогам предлагается придумать комплимент, соответствующий личностным качествам рядом сидящего (обязательное правило – «вернуть» комплимент обратно. Комплимент принимается в определённой форме – «Да, это так!» Пример: «Катя, ты такой добрый челоек! – Да, это так!А ещё я отзывчивая!»). Молодцы! Вы отлично справились!
Каждый человек важен не только самому себе, но и в команде. Сейчас я Вам это покажу.
Отгадайте загадку:
С неких пор у нас живёт,
В огороде тихоход,
Удивительной раскраски, у неё есть рот и глазки.
Если очень повезёт, скоро бабочкой вспорхнёт. (Гусеница)
Игра «Гусеница». Педагоги встают цепочкой друг за другом. Между спиной и животом может быть мяч, но можно и без него. Задача «Гусеницы» преодолеть все заранее приготовленные препятствия, не уронив мяч или не расцепляя рук.
Педагог – психолог: Отлично! Прошу Вас присаживайтесь. И следующее упражнение «Найди общее»
Цель: Формирование чувства близости с другими людьми, принятие участниками тренинга друг друга, формирование чувства ценности других и самоценности.
(Участники тренинга сидят (стоят) в общем кругу. Ведущий передаёт по кругу мяч. «Посмотрите внимательно на всех и подумайте, что нас всех может объединять». Каждый участник с передачей мяча называет 1 общий признак для всех присутствующих).
Педагог – психолог: Скажите, пожалуйста, трудно ли было Вам найти что-то общее? Почему? Хорошо, спасибо. Продолжаем дальше. Следующее упражнение «Узнай по рисунку». Цели: (помочь участникам глубже узнать друг друга; создать мотивацию к совместной работе. (Атрибуты: флипчарт; маркеры; листы бумаги;
Задание: Психолог задает участникам вопрос: «Долго ли вы работаете вместе и хорошо ли знаете друг друга?»
После ответов участников дается следующая инструкция: «Нарисуйте, пожалуйста, за 5 минут свой портрет в этой команде, как вы себя в ней видите, чтобы сказать: «Вот это я». Рисунки не подписываются».
После завершения работы психолог собирает рисунки в общую пачку. Затем он достает каждый рисунок из пачки, прикрепляет к флипчарту (можно перед этим пустить рисунок по кругу, чтобы все рассмотрели его поближе) и проводит его обсуждение с группой по следующим вопросам:
• Каков этот человек?
• Кто это может быть?
Участники угадывают автора рисунка.
Педагог – психолог: Вы олично справляетесь, но продолжаем дальше. Предлагаю игру «Передача предмета по кругу» (цель: обмен настроениями, чувств по кругу). Сейчас, я предлагаю Вам передать по кругу из рук в руки разные предметы. Вам необходимо мимикой передать этот предмет (это м. б. цветок, горячая картошка, грязь, маленькая бусинка). В конце объяснить свои ощущения, что было приятно брать в руки, а что нет.
Педагог – психолог: Что- то мы засиделись, предлагаю немного подвигаться. Упражнение «Ведущий – ведомый» (Упражнение «Ведущий и ведомые». Экспериментирование участников с различными движениями и межличностными позициями ведущего и ведомого; осознание участниками своих танцевально-экспрессивных стереотипов. Группа выстраивается в колонну. Звучит музыка, и участники начинают двигаться, при-чем первый участник становится ведущим, а остальные – ведомыми. В качестве ведущего участник спонтанно и свободно самовыражается, максимально используя свой танцевально-экспрессивный репертуар, остальные члены группы следуют за ним, стараясь повторять его движения. Через 30 сек. первый участник переходит в конец колонны и становится ведомым. Упражнение продолжается до тех пор, пока каждый из участников не побывает в роли ведущего.
Вопросы для обсуждения:
что чувствовали участники, будучи ведущими / ведомыми?
что они чувствовали, примерив на себя его экспрессию? Какой Я, когда танцую, как он?
когда участникам было более комфортно – когда повторяли движения других или когда сами были ведущими?
Педагог – психолог: Молодцы! Все мы прекрасно знаем, что есть положительные и отрицательные эмоции, те и другие влияют на наше с Вами настроение в том числе и поведение, внешность. Я хочу предложить вам поиграть в игру, которая называется «Калоши счастья». У Андерсена есть сказка с таким названием. В этой сказке фее подарили на день рождения калоши счастья, которые она решила отдать людям, чтобы те стали счастливее. Человек, который надевал эти калоши, становился самым счастливым человеком. Калоши исполняли все его желания, он мог перенестись в любое время или эпоху. Итак, я предлагаю вам обуть эти калоши и, чтобы вы почувствовали еще более счастливыми и расслабленными присесть на всеми вам знакомого «Кота – обнимашку» и стать счастливым человеком. Я также буду зачитывать вам различные ситуации, а ваша задача — надев эти калоши, расслабиться на коте и найти в ситуации, предложенной вам, позитивные стороны. Другими словами, посмотрите на ситуацию глазами счастливого человека-оптимиста.
Утверждения:
Начальник отчитал Вас за плохо выполненную работу;
Вам выпала честь представлять свой детский сад на конкурсе педагогического мастерства.
На работе задержали зарплату.
По дороге на работу вы сломали каблук.
За последние 3 месяца Вы набрали «лишних» 12 кг.
Вам предложили пойти в отпуск в ноябре.
Вы опаздываете на работу, спешите к остановке – и начинается проливной дождь, а зонта, как выясняется, нет.
Рефлексия:
Трудно ли вам было отвечать?
Было ли для вас что-то новое?
Считаете ли вы полезным упражнение?
Открыли ли вы что-то новое для себя?
Как вы себя сейчас чувствуете?
Какие у вас сейчас ощущения?
Педагог – психолог: Конечно, на пути к счастью будут встречаться препятствия, но вы же в счастливых калошах.
Педагог – психолог: Уважаемые коллеги, и наконец всеми любимое и детьми и взрослыми релаксационное упражнение, так как все мы ждем чего – то и хотим этого очень сильно….предлагаю Вам перенестись на такое теплое, ласковое море.
Релаксационное упражнение: Представьте себе, что вы находитесь на берегу огромного синего моря. Вы лежите на мягком теплом песочке… Вам тепло и приятно…
Теплые легкие лучики солнышка нежно гладят вас по лицу, шее, рукам, ногам – по всему телу… Ваши руки отдыхают…Ваши ноги отдыхают.
Дышим легко…ровно…глубоко…Теплый ласковый ветерок обдувает все ваше тело легко свежестью. Вам тепло и приятно… Лучики солнышка скользят по вашей коже, приятно согревая ее. Вы спокойно отдыхаете и…засыпаете. Дышим легко…ровно…глубоко… Хорошо вы отдыхали, отдыхали, отдыхали. Хорошо вам отдыхать? Но уже пора вставать! Подтянуться, улыбнуться, Всем открыть глаза и встать!
Педагог – психолог: Упражнение «Грецкий орех». Высыпаются грецкие орехи (по числу участников) и предлагается каждому участнику взять себе один.
«Рассмотрите внимательно свой орешек, изучите его структуру, особенности строения, постарайтесь запомнить все его индивидуальные черточки, потрогайте его на ощупь, можете понюхать его».
Затем орехи вновь собираются в мешочек, перемешиваются и снова высыпаются в центр круга. Задача каждого участника: найти свой орех.
Обсуждение. – Кто как свой орех запомнил? – На что вы больше опирались: на тактильные ощущения, зрительные или может быть на что-то другое?
Вывод: на первый взгляд кажется, что все орехи очень похожи, но если потратить время, чтобы присмотреться повнимательнее, то можно заметить, что они очень разные и невозможно перепутать свой орех с другими. Так и люди: все очень разные и запоминающиеся, у каждого свои индивидуальные черточки, «неровности», своя красота и привлекательность. Нужно ее только почувствовать и понять.
Педагог – психолог: И в завершении нашего психологического тренинга хочу Вам показать небольшое видео (показ видео с интересными фото педагогов с различных мероприятий или из жизни детского сада).
Спасибо Вам, уважаемые коллеги!Берегите, цените, хвалите себя.