МААМ-картинки

«Буря эмоций». Психологический тренинг для педагогов ДОУ

Наталья Липовцева
«Буря эмоций». Психологический тренинг для педагогов ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Тренинг эмоциональной устойчивости педагога «Буря эмоций»

Цель

- научиться регулировать свое эмоциональное состояние, принимать взвешенные решения и воспринимать мир с радостью и оптимизмом.

Задачи:

- развитие культуры общения;

- развитие эмпатийных качеств личности;

- обучение навыкам поведения в конфликтной ситуации;

-обучение способам профилактики и преодоления эмоциональной напряженности.

Контингент участников – педагогический коллектив

Количество участников – 15 – 20 человек

Время проведения: 1,5 часа

Структура тренинга:

1. Вводная часть. Беседа про актуальность данного тренинга.

2. Упражнение «Добрые слова»

3. Упражнение «Калоши счастья».

4. Игра «Атомы, Молекулы»

5. Упражнение «Пирог «Счастье мое»

6. Притча «Картина моего спокойствия».

7. Упражнение «Звуковая гимнастика».

8. Презентация оборудования сенсорной комнаты

9. Подведение итогов занятия. Притча про колодец.

Оборудование: стикеры (5 цветов, калоши (подушка) счастья, мяч, заготовка (ингредиенты) для рецепта счастья, музыка для релаксации, фонарик, памятка «5 простых жизненных правил».

Приветствие

Психолог: Как известно любая встреча начинается с приветствия.

При регистрации получили разноцветные стикеры.

Выйдете те, у кого –

розовые стикеры – здравствуй друг – жмут участникам тренинга руку;

синие стикеры - как ты тут – похлопать участников тренинга по плечу;

желтые стикеры - поприветствовать участников тренинга, сложив ладони вместе и легкий наклон, произнося: «Вместе мы сила»;

зеленые стикеры - обнимаются с участниками тренинга и хлопают по спине, проговаривая слова: «Ты лучшая».

оранжевые стикеры - Я очень рад тебя видеть – хлопнуть по правой ладошке участника тренинга.

Актуальность.

Психолог: Важной особенностью педагогической деятельности является ее насыщенность сопровождающимися факторами разной эмоциональной окраски. Очень часто, которые являются стрессогенными факторами. Исследования многих психологов (например: Л. М. Митиной, О. А. Прохорова, А. А. Реана и др.) показывают, что многие педагоги обладают недостаточной сформированностью адекватных способов эмоционального реагирования на трудности, ситуации, которые носят непрогнозируемый или неожиданный характер такие ситуации очень часто нас выбивают из привычной колеи. Все это негативно сказывается на профессиональной деятельности, здоровье педагога и благополучии детей.

Часто внешние ситуации выбивают нас из состояния внутреннего спокойствия. Мы под давлением происходящего можем очень быстро потерять покой в своем сердце. Таким образом, сами ситуации показывают нам, что они могут управлять нами, а не мы ими.

Психолог: Мне хочется поделиться с Вами мудрой притчей, которая расскажет вам о том, как важно уметь сохранять мир в сердце, что бы ни происходило вокруг.

Притча «Картина моего спокойствия».

Одному богатому человеку захотелось иметь картину, при одном взгляде на которую становится спокойно на душе. Он учредил премию и пообещал миллион тому, кто напишет самую спокойную картину из всех. И тогда с разных уголков страны начали приходить работы художников, и было их несметное множество. Просмотрев все, богач особо отметил только две из них. На одной, яркой и радужной, был изображен совершенно идиллический пейзаж: голубое озеро блестело на дополуденном летнем солнце, вокруг стояли деревья, тянущиеся ветками к воде; по водной глади плыли белые лебеди, а в отдалении виднелась небольшая деревушка и мирно пасущиеся на лугу лошади. Вторая же картина была полной противоположностью первой: на ней художник изобразил высокую серую скалу, возвышающуюся над беспокойным морем. Бушевал шторм, волны были настолько высоки, что доставали почти до середины утёса; низкие грозовые облака хмуро нависали над местностью, а на вершине обрыва виднелись тёмные и зловещие силуэты деревьев, озаряемые бесконечными молниями. Эту картину сложно было назвать спокойной. Но, приглядевшись, под тенью утёса богач разглядел небольшой куст, произрастающий из щели в скале. А на нём было свито гнездо, а внутри него гордо восседала маленькая белая птица. Сидя там, окружённая безумием стихии, она всё так же высиживала своих будущих птенцов. Именно эту картину и выбрал богатый человек, посчитав, что она излучает спокойствие гораздо сильнее, чем первая. А всё потому, что, на самом деле, ощущение покоя наступает не тогда, когда вокруг тишина и ничего не происходит, а тогда, когда, что бы ни происходило вокруг, ты можешь сохранить спокойствие внутри себя.

Дискуссия

- Какие ситуации Вас могут выбить из колеи, испортить настроение, отразиться на вашем эмоциональном состоянии? (ответы участников)

Психолог: Чрезмерные эмоциональные нагрузки, в процессе выполнения профессиональных обязанностей вызывают снижение профессиональной активности, негативное отношение к педагогической деятельности, ухудшение самочувствия, развитие заболеваний психосоматического характера, нарушений деятельности желудочно-кишечного тракта, сердечнососудистой системы, нервные истощения, неврозы. Постоянное воздействие напряженных факторов профессионального труда ведет к ухудшению результатов их деятельнос-ти, к снижению работоспособности, появлению нехарактерных ошибок, снижению показателей психических процессов (памяти, мышления, внимания).

Психолог: Что мы чувствуем после длительного пребывания в напряженной ситуации? (ответы участников)

Психолог: После пребывания в напряженной ситуации педагог часто ощущает разбитость, подавленность, желание лечь, уснуть. В отдельных случаях эмоциональная напряженность достигает критического момента и результатом становится потеря самообладания и самоконтроля. Эмоциональные взрывы не проходят бесследно для здоровья, начинают возникать проблемы со здоровьем.

Профессиональный долг обязывает педагога принимать взвешенные решения, преодолевать вспышки гнева, раздражительности, отчаяния. Однако внешнее сдерживание эмоций, когда внутри происходит бурный эмоциональный процесс, отнюдь не приводит к успокоению. Наоборот, эмоциональное напряжение повышается и негативно сказывается на здоровье, вызывая разного рода психосоматические заболевания. Кроме того, повторяющиеся неблагоприятные эмоциональные состояния нередко приводят к закреплению отрицательных личностных качеств педагога (раздражительности, тревожности, пессимизма и т. д., что в свою очередь негативно сказывается на эффективности деятельности и на взаимоотношениях педагога с детьми и коллегами.

Развитие эмоциональной устойчивости является одной из наиболее важных сторон профессиональной деятельности педагога. Оно помогает сохранять работоспособность, эффективно взаимодействовать с учениками и коллегами, получать удовлетворение от работы, поддерживать хорошую физическую и психологическую форму и избегать раннего профессионального «перегорания».

Психолог: Как мы можем преодолеть негативное состояние, повысить себе настроение? (ответы участников)

Психолог: Есть такое выражение: «Доброе слово и кошке приятно». А как на человеке отражаются услышанные в его адрес добрые слова.

Упражнение «Добрые слова»

Задачи: вхождение в атмосферу группы; создание позитивного настроя на работу.

Описание: «Добрые слова».

Кому достанется мяч, называет комплимент или пожелание любому участнику тренинга и передает (перебрасывает) мяч.

Рефлексия: Какие ощущения Вы испытали? Что было сложнее: говорить или слушать?.

Психолог: То как мы реагируем на ту или иную негативную ситуацию, зависит еще и от свойств личности человека. От нашего темперамента, характера, от умения анализировать и главное регулировать свои эмоции. Отношение к любой ситуации еще и напрямую зависит от мировоззрения человека, взгляда на жизнь. Взгляды можно разделить на оптимистические и пессимистические.

Кто такие оптимисты и пессимисты? К какому типу взглядов относите Вы себя?

Упражнение «Калоши счастья»

Цель: развитие навыков самопознания, формирование навыков позитивного восприятия мира, развитие позитивной Я-концепции, развитие навыков эмоциональной саморегуляции.

Инструкция. Я хочу предложить вам поиграть в игру, которая называется «Калоши счастья». У Андерсена есть сказка с таким названием. В этой сказке фее подарили на день рождения калоши счастья, которые она решила отдать людям, чтобы те стали счастливее. Человек, который надевал эти калоши, становился самым счастливым человеком. Калоши исполняли все его желания, он мог перенестись в любое время или эпоху. Итак, я предлагаю вам обуть эти калоши и стать счастливым человеком. Я также буду зачитывать вам различные ситуации, а ваша задача — надев эти калоши, найти в ситуации, предложенной вам, позитивные стороны. Другими словами, посмотрите на ситуацию глазами счастливого человека-оптимиста.

Ожидаемый результат: участники игры, надев «калоши счастья», отвечают на предложенную ситуацию в позитивном ключе. Тому, кто затрудняется дать позитивный ответ, остальные участники игры помогают, предлагая свои варианты. Участники получают эмоциональную разрядку и позитивный настрой.

Карточки с предложенными ситуациями и возможными вариантами ответов к игре «Колоши счастья»

Директор (заведующая) отчитал вас за плохо выполненную работу.

• Я сделаю соответствующие выводы и постараюсь не допускать ошибок.

• В следующий раз постараюсь выполнять свою работу лучше.

Вам дали классное руководство над слабыми детьми (очень «сложную» группу).

• Есть возможность попробовать свои силы в работе с такими детьми.

• Это хорошая возможность освоить новые методы работы с классом (группой).

На работе задержали зарплату.

• Можно сэкономить на чем-то.

• Можно теперь сесть на диету.

По дороге на работу вы сломали каблук.

• Хороший повод купить новые сапоги.

Большинство ваших воспитанников выполнили работу очень слабо.

• Хорошая возможность проанализировать, какой материал дети недостаточно хорошо усвоили.

Вы внезапно заболели.

• Хороший повод отдохнуть.

• Заняться наконец-то своим здоровьем.

Вас бросил муж.

• Теперь не нужно тратить время на стирку, глажку, готовку, можно тратить свое время на себя.

• Больше времени на хобби.

Вы попали под сокращение.

• Хорошая возможность заняться чем-то другим, сменить род профессиональной деятельности.

• Новый коллектив, новые перспективы.

При аттестации вам снизили категорию.

В один прекрасный момент Вы поняли, что педагогика - это не ваше.

На работе большой «завал» бумажной работы и Вы ничего не успеваете.

Директор (заведующая) сказал, что Вы не достаточно квалифицированный педагог.

Родители обратились к директору (заведующей) с жалобой на Вас.

Получив замечание на занятии, ребенок шумно и демонстративно садится и начинает грубо кричать и кривляться, отвлекая остальных детей.

Вы первый раз проводите открытый урок и очень переживаете, и вам кажется, что все идет не по плану.

Вы потеряли кошелек.

Вам предстоит выступление перед большой аудиторией.

По дороге на работу Вас обрызгала проезжающая мимо машина.

У Вас состоялся неприятный разговор с родителем воспитанника.

К Вам на занятие пришел проверяющий.

Вопросы рефлексии

• Трудно ли вам было отвечать?

• Считаете ли вы полезным упражнение?

Психолог: Одним из действенных способов для нормализации эмоционального состояния является двигательная активность (зарядка, подвижные игры, танцы, занятия фитнесом, ритмика и пр.)

Игра «Атомы, Молекулы» (музыкальное сопровождение)

Все играющие беспорядочно передвигаются по игровой площадке, в этот момент они все являются «атомами». Как известно, атомы могут превращаться в молекулы - более сложные образования, состоящие из нескольких атомов. В молекуле может быть и два, и три, и пять атомов. Играющим по команде ведущего нужно будет создать «молекулу», т. е. нескольким игрокам нужно будет схватиться друг за друга. Если ведущий говорит: «Реакция идет по три!», то это значит, что три игрока - «атома» сливаются в одну «молекулу». Сигналом к тому, чтобы молекулы вновь распались на отдельные атомы, служит команда ведущего: «Реакция окончена».

Упражнение «Пирог «Счастье мое»

Упражнение проводится в мини-группах. Участникам даются «ингредиенты» для приготовления пирога: улыбка, радость, тепло души, радуга, солнце, голубое небо, благополучие, доброта, щебет птиц.

Задание: написать рецепт приготовления пирога из полученных ингредиентов; озвучить каждый из вариантов.

Пример: «Замесите пирог на доброте. Смешайте улыбку с радостью. Влейте тонкой струйкой тепло души. В больших пропорциях добавляйте благополучие. Украсьте кусочками голубого неба. Посыпьте цветами радуги. И выпекайте в солнечных лучах до ощущения счастья. Отламывайте маленькими кусочками и раздавайте каждому».

Будьте здоровы!

Публикации по теме:

Психологический тренинг «Мы все разные, мы все удивительные» для детей старшего дошкольного возрастаПсихологический тренинг «Мы все разные, мы все удивительные» для детей старшего дошкольного возраста Цель: развитие коммуникативной и личностной сфер, формирование навыков сотрудничества между детьми. Задачи: -позитивно настроить детей на.

Психологический тренинг для воспитателей «Возрастные особенности детей 4–5 лет»Психологический тренинг для воспитателей «Возрастные особенности детей 4–5 лет» Психологический тренинг для воспитателей "ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ" с использованием кейс-метода и приема социодрамма Цель.

Психологический тренинг «Как стать оптимистом» Психологический тренинг «Как стать оптимистом» Цель тренинга: снятие эмоционального напряжения, посредством группового взаимодействия, сформировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Буря эмоций». Психологический тренинг для педагогов ДОУ
Опубликовано: 18 декабря 2024 в 13:15
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Буря эмоций». Психологический тренинг для педагогов ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Липовцева (УИ 440675) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД