Юлия Пигарева
Психологический портрет ребёнка, оставшегося без попечения родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Ежегодно в России наблюдается устойчивая тенденция роста числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Лишь малая часть из них остались без попечения в результате смерти родителей. Большинство этих детей относятся к социальным сиротам, то есть являются сиротами при живых родителях, не имеющих возможности осуществлять их воспитание и содержание.
Ежегодно увеличивается количество детей, которые попадают в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – это Центры содействия семейному воспитанию.
Публикация «Психологический портрет ребёнка, оставшегося без попечения родителей» размещена в разделах
Вырванные из привычной среды, как правило неблагополучной, эти дети вынуждены привыкать и приспосабливаться к новым для них условиям. Это - новая жизнь без родителей, новый дом, новые взрослые, новые правила, новый коллектив и ближайшее окружение из детей с различным травматичным прошлом опытом, с особенностями психического развития, с эмоциональными нарушениями и расстройствами поведения.
Для того чтобы влиться в новый коллектив ребёнку, оставшемуся без попечения родителей, необходимо пройти стадию адаптации к Учреждению, т. е. приспособиться к новой социальной группе, к новой среде путем активного усвоения её правил и требований.
Что чувствуют дети, которые в один момент потеряли дом, семью, близких и привычный сложившийся годами привычный для них уклад жизни? Как помочь им войти в новую среду, способствовать их успешной адаптации в новом коллективе, принять новые условия жизни и начать стремиться к дальнейшему своему развитию и социализации?
Данная статья посвящена теме адаптации вновь поступивших в сиротское учреждение детей младшего школьного возраста. Эти дети требуют особой психологической поддержки в период их адаптации к Учреждению, которая будет в дальнейшем способствовать их благоприятному духовному, нравственному, умственному и физическому развитию.
Адаптация детей, вновь поступивших в сиротское учреждение, является важной составляющей их социальной адаптации и социализации в целом.
Цель данной статьи – проанализировать особенности социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей, в сиротском учреждении, а также определить роль педагога-психолога в работе с вновь поступившими детьми. Особенности развития детей, оставшихся без попечения родителей, младшего школьного возраста.
Дети, поступающие в сиротского учреждения, как правило являются «социальными сиротами», т. е. родители лишены либо ограничены в родительских правах, либо находятся под следствием или отбывают наказание в местах лишения свободы.
Такие дети скорее всего росли в неблагополучной среде, были предоставлены сами себе и лишены родительского попечения. Наличие отрицательного опыта выявляется у всех поступивших детей, среди которого - физическое или психологическое насилие в семье, жестокое обращение, безнадзорность, угрожающая жизни и здоровью ребёнка, отсутствие еды, одежды, психические отклонения, алкоголизм и наркомания родителей.
У воспитанников определяются следующие проблемы:
1. Проблемы социального характера:
- наличие отрицательного опыта и деструктивных моделей поведения у ребёнка, обусловленного пребыванием в социально опасной ситуации;
- отсутствие у ребёнка элементарных социально-бытовых навыков (гигиена, коммуникация, ориентация и т. д.)
- расстройства нравственного характера, склонность к противоправным действиям.
- социальный статус такого ребёнка воспринимается им как «детдомовский».
2. Проблемы медицинского характера:
- патологические отклонения в состоянии здоровья воспитанников;
- тяжелые психические травмы, нервные расстройства, расстройства поведения, задержка психического развития;
- отставание в физическом развитии.
- отягощённая наследственность;
- ранняя депривация, деформация эмоциональной сферы ребёнка, вызванная недостатком родительской любви;
- эмоциональная холодность, отчужденность, недоверие к людям;
- недоброжелательное и агрессивное отношение к окружающим;
- несформированность коммуникативных умений (неспособность выстраивать конструктивное общение, нарушение границ в общении);
- инфантилизм, неспособность к самоопределению;
- повышенная эмоциональная уязвимость, возбудимость, неспособность к контролю своих эмоций;
- агрессивность и конфликтность как основные механизмы защиты;
- неадекватная самооценка, искажение своего собственного Я;
- нарушение эмоциональной привязанности к родным (братьям, сестрам, и способность к её формированию в целом.
4. Педагогические проблемы:
- социально-педагогическая запущенность;
- когнитивное развитие ниже возрастной нормы как результат педагогической запущенности, либо наличие отклонений в умственном развитии; неразвитость, несформированность мыслительных процессов;
- отсутствие мотивации школьного обучения, расстройство навыков обучения;
- наличие девиантного поведения;
- несформированный познавательный интерес, низкий уровень культуры;
- эгоизм, потребительское отношение к людям, «эмоциональное равнодушие»;
- отсутствие способности к самоорганизации и слабо развитое чувство ответственности.
То, что в семье дается ребёнку естественно, путём общения его с родителями, и не требует специально обозначенных усилий со стороны родителей, воспитанник детского дома может получить лишь ценой огромной целенаправленной работы всего педагогического коллектива.
Оказавшись в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ребёнок начинает приспосабливаться к новым условиям, усваивать новые нормы и правила, учиться жить в коллективе,