Галина Петренко
Психологический подход педагога к реализации задач по самообслуживанию
▼ Скачать + Заказать документы
Самообслуживание –
это основа освоения ребёнком культурно-гигиенических навыков: навыков приёма пищи, раздевания и одевания, умывания и мытья рук. Самообслуживание является основным видом труда маленького ребёнка. Приучение детей самим одеваться, умываться, есть формирует у них самостоятельность, меньшую зависимость от взрослого, уверенность в своих силах, желание и умение преодолевать препятствия.
Методы формирования навыков самообслуживания у детей раннего возраста можно разделить на две группы:
Публикация «Психологический подход педагога к реализации задач по самообслуживанию» размещена в разделах
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Работа психолога в ДОУ
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
I группа методов. [/b]Цель:Обеспечить создание у детей практического опыта общественного поведения. Методы:
Показ действия.
Пример взрослого или других детей (деятельность подражания).
Навыки опрятности.
Во время умывания читаем потешку:
Закатываем рукава,
Открываем кран-вода.
Моем глазки, моем щёчки Моем уши и ладошки!
Посмотрите, крошки,
На свои ладошки.
Ах, какие ладошки!
Чистые ладошки!
Дети с удовольствием умываются.
Метод приучения (систематические упражнения).
Целенаправленное наблюдение (питает детский опыт, исподволь формирует отношение к наблюдаемому и положительно влияет на формирование навыка).
Метод игры (даёт возможность самостоятельно, свободно использовать полученные знания, навыки в процессе игры с куклой – одеть куклу, умыть и т. д.)
II группа методов Цель:Формирование эмоционального отношения к процессу самообслуживания.
Использование литературных произведений, малых форм фольклорного жанра: песенок, потешек.
Рассматривание иллюстраций, картин («Дети моют руки», «Дети обедают» и т. д.).
Вопросы к детям, побуждающие к решению проблемы («Кукла Катя испачкалась, что делать?»)
Навыки приёма пищи.
Во время еды я читаю потешку:
Умница Катенька,
Ешь кашку
сладеньку,
Вкусную, пушистую,
сладкую, душистую.
Навыки одевания и раздевания
На мою малышку
Наденем мы штанишки.
Повторяй за мной слова:
ножка – раз, и ножка – два!
А сейчас пойдем гулять.
Будем с детками играть.
Постепенное приучение детей к самостоятельности в процессе самообслуживания практически выражается в том, что сначала работу, которая для ребёнка представляет известную трудность, он делает вместе со взрослым, вникая в объяснение. Потом он начинает сам выполнять отдельные действия. И наконец, выполняет работу полностью, хотя и под контролем взрослых.