Светлана Сердюкова
Психологические тесты для диагностики познавательной сферы
▼ Скачать + Заказать документы
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ
Методика "Узнавание фигур"
Используется для определения уровня развития, объёма и особенностей зрительной образной памяти.
В качестве стимульного материала используются 2 листа с изображением различных незамкнутых фигур, размер которых составлял 2 см. На первом листе изображены 9 фигур, на втором – 15, 9 из которых были представлены на первой карточке. Предъявляемые изображения сгруппированы по следующим признакам:
Публикация «Психологические тесты для диагностики познавательной сферы» размещена в разделах
1) изображения, похожие на игрушки или знакомые предметы;
2) изображения, похожие на геометрические фигуры;
3) абстрактные изображения.
Ребенку предъявлялся первый лист в течение 30 секунд с установкой запомнить предъявляемые фигуры. Затем рисунок убирается, а испытуемому сразу же предъявлялся второй лист. Во втором рисунке ребёнок должен найти фигуры, изображенные на первой карточке.
Обработка результатов осуществляется на основании следующих критериев:
1) количество правильно запомненных фигур;
2) время, затраченное на поиск фигур на втором листе;
3) принятие и усвоение мнемической задачи;
4) использование ребенком мнемических приемов.
С учетом данных показателей присваивался определенный уровень развития зрительной образной памяти:
высокий уровень – ребёнок узнает 9 – 7 изображений за 45 – 55 секунд, принимает, усваивает и удерживает мнемическую задачу в течение всей деятельности, пользуется такими мнемическими приёмами как смысловая группировка, вербализация (открытая/ внутренняя, ассоциации (по сходству, по противоположности).
средний уровень – узнаёт 6 – 4 изображения за 65 – 75 секунд, принимает, усваивает мнемическую задачу, но не удерживает её до конца выполнения задания, пользуется таким мнемическим приёмом запоминания как вербализация (открытая / внутренняя).
низкий уровень– ребёнок узнает 3 – 0 изображений за 90 секунд и более, в редких случаях принимает мнемическую задачу или не принимает её вообще, не использует мнемические приёмы.
МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РЕБЕНКА 5-6 ЛЕТ
Для проведения обследования предлагаются следующие задания
РАССКАЖИ
(серия сюжетных картинок «Утро мальчика»). Задание направлено на выявление умений определять временную последовательность событий, обобщать свой практический опыт (сформированность наглядно-образного мышления).
Оборудование:
четыре картинки с изображением ситуаций, знакомых детям из каждодневного опыта.
На первой картинке -мальчик, проснувшись, сидит на постели, недалеко от него лежит его одежда; на второй -он умывается; на третьей -сидит на стуле и одевается; на четвертой -одетый мальчик сидит за столом и завтракает.
Проведение обследования:
перед ребенком в случайной последовательности выкладывают четыре картинки и просят его рассмотреть и разложить их: «Разложи все картинки по порядку: что мальчик делал сначала, что потом, чем завершились его действия».
Обучение:
если ребенок не раскладывает картинки или начинает выполнять задание неверно, то взрослый показывает их и говорит: «Вот первая картинка. Утро. Мальчик проснулся. А теперь разложи картинки так, чтобы было понятно, что мальчик делал потом». В случае затруднений взрослый кладет верно и вторую картинку: «А теперь мальчик одевается. А что потом он будет делать?»
Оценка действий ребенка:
принятие и понимание задания; умения понять временную последовательность событий; объяснить сущность изображенного события.
Результаты
1—ребенок не принимает задание; не воспринимает изображенный на картинках сюжет.
2—ребенок принимает задание, однако не воспринимает серию картинок как
единое событие; называет каждое действие в отдельности, не объединяя их в
единый сюжет во временной последовательности.
3 —ребенок принимает задание; раскладывает картинки не всегда точно;
ориентируется на временную последовательность; после обучения начинает
понимать единый сюжет; может рассказать о событии.
4 — ребенок принимает задание; самостоятельно раскладывает картинки,
четко ориентируясь на временную последовательность; рассказывает о них
ПОСТРОЙ ИЗ ПАЛОЧЕК (лесенка).
Задание направлено на выявление уровня развития конструктивных способностей, умения работать по памяти, по образцу.
Оборудование:
двадцать плоских палочек одного цвета, экран.
Проведение обследования:
ребенку показывают, как построить лесенку из десяти палочек, и просят запомнить. Затем взрослый закрывает лесенку экраном и предлагает ребенку сделать такую же по памяти. Еслиу него отмечаются затруднения, то задание предлагают выполнить по образцу. В тех случаях, когда ребенок не справляется с заданием, проводится обучение.
Обучение:
взрослый строит лесенку, обращая внимание ребенка на то, как он это делает, затем ребенок должен построить такую же лесенку самостоятельно.
Оценка действий ребенка:
принятие и понимание условий задания, способы выполнения
-по памяти, по образцу, после обучения
-по показу.
Результаты
1 —ребенок не понимает цель; в условиях обучения действует неадекватно.
2 —ребенок принимает задание, но не понимает его условий; раскладывает
палочки без учета образца; не может построить не только по памяти, но и по образцу; выполняет задание на основе показа или воспроизводит только
элементы лесенки.
3 —ребенок принимает и понимает задание, но самостоятельно выполнить
не может; после повторного показа самостоятельно выполняет задание по
образцу.
4 —ребенок принимает и понимает задание; умеет воспроизвести
конструкцию по памяти.
СЛОЖИ РАЗРЕЗНУЮ КАРТИНКУ (из четырех частей).
Задание направлено на выявление уровня развития целостного восприятия сюжетного изображения на картинке.
Оборудование:
две одинаковые сюжетные картинки (мишка на лошадке, одна из которых разрезана на четыре части по диагонали.
Проведение обследования:
взрослый дает ребенку четыре части разрезной картинки и просит: «Сделай целую картинку».
Обучение:
в тех случаях, когда ребенок не может правильно соединить части картинки, взрослый сначала показывает целую картинку, а затем просит сложить разрезную. Если задание снова вызывает затруднения, то взрослый сам накладывает часть разрезной картинки на целую и предлагает ребенку наложить другие части. После чего ребенку предлагают выполнить
задание самостоятельно.
Оценка действий ребенка:
принятие и понимание условий задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату; результат.
Результаты
1 —ребенок не понимает цель; в условиях обучения действует неадекватно.
2 —ребенок принимает задание, но не понимает его условий; раскладывает
картинки без учета целостного восприятия предметного изображения; в
процессе обучения пытается складывать картинку, но после обучения не переходит на самостоятельное выполнение задания.
3 —ребенок принимает и понимает задание, но самостоятельно выполнить
его не может; после обучения самостоятельно складывает картинку.
4 —ребенок принимает и понимает задание; самостоятельно справляется с
заданием.
НАЙДИ ВРЕМЯ ГОДА.
Задание направлено на выяснение уровня сформированности и представлений о временах года (развитие наглядно-образного мышления).
Оборудование:
сюжетные картинки со специфическими признаками четырех времен года.
Проведение обследования:
перед ребенком раскладывают четыре картинки, на которых изображены четыре времени года. Ребенка просят: «Покажи, где зима (лето, осень, весна)». Затем спрашивают: «Как ты догадался, что это зима?» И т. д. В случаях затруднений проводится обучение.
Обучение:
перед ребенком оставляют картинки с изображением только двух
времен года — лета и зимы и задают ему уточняющие вопросы: «Что
бывает зимой? Найди, где изображена зима. А что бывает летом? Найди, где
изображено лето».
Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания; уровень
сформированности временных представлений; умение объяснить свой выбор.
Результаты
1 —ребенок не понимает цели задания; перекладывает картинки.
2—ребенок принимает задание, но не соотносит изображения времен года с
их названиями; после обучения может выделить картинки с изображением
только двух времен года —зимы и лета.
3 —ребенок принимает задание; уверенно и самостоятельно соотносит изображения только двух времен года с их названиями —зимы и лета.
4 —ребенок принимает задание; уверенно соотносит изображения всех
времен года сих названиями; может объяснить выбор определенного
времени года.
Составлено:
Сердюкова Светлана Константиновна
Задачи:
1. Создать условия для развития слуховой и зрительной памяти через систему игровых упражнений.
2. Закреплять умение определять место звука в словах, соотносить звуки с их графическим изображением.
3. Закреплять знание цифр в пределах 10 и их графических изображений.
4. Развивать умение самостоятельно действовать в соответствии с алгоритмом.
5. Совершенствовать умение работать в парах, согласовывать действия во время проведения экспериментов, достигать результата.
6. Содействовать становлению универсальных предпосылок учебной деятельности – умения работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
7. Способствовать проявлению инициативности, активности, самостоятельности.
Оборудование и материалы:
мультимедийный проектор, компьютер, компьютерная презентация с заданиями, рабочие листы (по количеству детей, бутылки с водой, стаканы, мерки, кисточки, «тайные письма», банданы, диск с мультфильмом.
Ход занятия:
Здравствуйте, друзья!
Ребята, вы скоро пойдёте в первый класс? Вы, наверное, готовитесь, много занимаетесь? Я вам предлагаю сегодня немного отдохнуть от занятий и поиграть. А вот во что мы будем играть, вы узнаете, если выполните специальное задание.
1. Посмотрите на экран. Рассмотрите картинки и назовите, что на них нарисовано.
Вам нужно их хорошенько запомнить. Ой, ребята, картинки исчезают! Ну вот, все картинки пропали. Давайте попробуем их вспомнить. Какая картинка была первой? С какого звука начинается это слово? («ш»). Найдите букву, обозначающую этот звук, и положите её под цифрой 1 (аналогично с картинками 2- 9).
1 2 3 4 5 6 7 8 9
ш п и о н ч и к и
Смотрите, это буквенный код. Прочитайте, какое слово у нас получилось? А вы знаете кто такие шпиончики? Это дети шпионов. Чем занимаются шпионы? (узнают разные тайны, выведывают секреты и находят спрятанные предметы)
Итак, мы – шпиончики, и нам нужна специальная одежда. Давайте, у нас это будут специальные шпионские банданы. Подойдите к взрослым, они помогут вам завязать банданы.
2. Уважаемые шпиончики! Вы должны узнать секрет этого чёрного ящика. В этом трудном деле без помощника не обойтись. Помощником в нашей игре будет вот этот весёлый человечек (посмотреть на экран).
Как же нам открыть этот ящик? Смотрите, ключи есть, а вот замка нет. Давайте, обратимся к нашему помощнику (на экране – замочная скважина).
Смотрите, ребята, мы видимо должны подобрать ключ к этому замку. Запоминайте, как он выглядит (замок исчезает). Найдите среди своих ключей подходящий для этого замка. Давайте проверим, правильно ли вы подобрали ключ (Снять с коробки защитную ленту, под ней замок, сравнить ключи и замок. Раздаётся сигнал.)
Молодцы, ключ подобрали правильно, можем открыть ящик.
3. Что же в ящике? Какие- то листы бумаги и ещё один ящик. Друзья, а ведь это не просто листы бумаги, а шпионские шифровальные карты. Спросим у помощника – что делать? Смотрите, шпиончики, у него зашифрован код, который поможет открыть второй ящик. Узнать мы его сможем, если выполним задания и расшифруем карты. Садитесь за столы, будьте внимательны, задания даются только один раз, запоминайте.
Первое задание: обведите синим карандашом пятую по счёту цифру. Впишите эту цифру в первый квадрат внизу листа.
Второе задание: найдите третий ряд цифр и обведите первую цифру в этом ряду красным карандашом. Впишите эту цифру во второй квадрат внизу листа.
Третье задание: обведите цифру 5 в круг, цифру 3 – в треугольник, цифру 6 – в квадрат. Какая цифра осталась не обведена? (4) Впишите её в третий квадрат внизу листа.
Ребята, у нас получился цифровой код. Назовите какой? (864). Давайте введём его и узнаем, правильно ли мы его отгадали (вставить цифры в кармашки, звучит резкий сигнал).
Физминутка. Ой, ребята, похоже, что нужно не только вставить код, но и еще что-то сделать? Наш помощник нам так сигналит. Давайте узнаем, что он хочет нам сообщить.
А-а-а, он хочет, чтобы мы немного передохнули и занялись шпионской игрой. Каждый шпион, чтобы его не рассекретили должен уметь перевоплощаться, и не только в других людей, но и в животных и даже в предметы. Давайте потренируемся.
Итак, приготовились:
Шпионская игра – раз, шпионская игра – два, шпионская игра – три, шпиончик как дерево замри
(шпиончик как скамейка замри, шпиончик как летучая мышь замри).
Молодцы, хорошо потренировались, никто бы не смог вас рассекретить.
4. Друзья, смотрите, а здесь ещё ящик и на нём опять код. Код какой-то странный. Давайте его внимательно рассмотрим. Что это? (буква, цифра, геометрическая фигура).
Посмотрите, все эти знаки зачёркнуты. А ещё здесь какие- то чистые листы. Что же это такое? А-а-а, я догадалась, это не просто чистые листы, а тайные шпионские письма, которые мы должны прочитать. И для этого нам нужна секретная проявляющая жидкость.
Узнаем у помощника, что мы должны сделать (рисунок на экране). Смотрите, мы должны взять бутылку с жидкостью, налить из неё полную мерку и перелить в стакан. Обратите внимание, мерок должно быть три. Значит, проявляющая жидкость будет в той бутылке, в которой ровно три мерки.
Работаем в парах, а кто с кем работает, определит жребий. Разбирайте полоски, переверните их и посмотрите какого цвета у вас полоска. А теперь подойдите к столу и найдите бутылки, отмеченные таким же цветом. Действуйте быстро и бесшумно, как настоящие шпионы. Положите полоски на подносы.
Возьмите бутылки с жидкостью и налейте первую мерку. Мерку наливаем целую, до краёв. Все налили? Перелейте жидкость в стакан. Сколько перелили мерок (одну, запомните. Теперь налейте следующую мерку и перелейте в стакан. Сколько всего перелили мерок (две, запомните. Продолжайте дальше, пока не закончится жидкость в бутылке. Запоминайте, сколько мерок вы перелили в стакан.
У кого в бутылке ровно три мерки? Значит это и есть проявляющая жидкость. Давайте, я перелью её в специальный разбрызгивательный аппарат. Теперь подойдите к столу, на котором лежат тайные письма. Я сейчас нанесу проявляющую жидкость на письма, а вы распределите жидкость специальной шпионской кисточкой. Что у вас появилось? (появились знаки). Давайте вспомним код на ящике. Какие символы были зачеркнуты? А если они зачеркнуты, как вы думаете, будем мы составлять из них код? (нет) Какой же знак у вас остался в тайных письмах (картинка). Запомните каждый свою картинку, подойдите к столу, возьмите карандаши и нарисуйте такую же. Нарисовали?
Друзья, а как же нам правильно выложить код? Давайте спросим у нашего помощника. Смотрите, он нам подсказывает (посмотреть на экран). Запомните и выложите также. (дети выполняют задание, звучит сигнал).
Молодцы, ребята! Вы сумели разгадать код и открыть этот ящик. А что же в нём?
5. Смотрите, шпиончики, этот ящик последний, значит, в нём и должен быть секрет, который мы разгадывали. Но здесь только конверт, на котором написаны четыре слова, а в конверте – компьютерный диск.
А-а-а-а, ребята, я, кажется, поняла. Мы должны узнать, что на диске и помогут нам в этом слова, написанные на конверте. Я вам их сейчас прочитаю, а вы слушайте внимательно и постарайтесь запомнить (Матроскин, Шрек, лупа, Спайдермен). Ребята, какое-то слово явно лишнее. Как вы думаете, какое? (лупа) Почему? (лупа – это шпионский прибор, а остальные слова – это имена героев мультфильмов). Вспомните и назовите имена героев мультфильмов, которые я вам назвала.
Итак, шпионская лупа и герои мультфильмов. Как вы думаете, ребята, что же может быть на диске? (мультик про шпионов – раздаётся звуковой сигнал). Ну что ж, ребята, мы правильно разгадали секрет, и сейчас вы будете смотреть мультфильм «Следствие ведут колобки».
Но сначала давайте попрощаемся с нашим весёлым помощником (внимание на экран).
И я, друзья, тоже с вами прощаюсь, рада была с вами поиграть. И надеюсь, что и в школе вы будете любознательными, внимательными учениками. До свидания.
Рабочий лист
Задание 1.
6 9 4 2 8 7 1 3
Задание 2.
2 8 7 9 1 3
5 3 1 7 6 4
6 2 8 4 5 9
Задание 3.
3 5 6
6 3 5
5 4 6