Елатомцева Анастасия
Психологические особенности подросткового кризиса
▼ Скачать + Заказать документы
Понятие кризиса в психологии
Кризис – это состояние душевного расстройства, вызванное длительной неудовлетворенностью человека собой и своими взаимоотношениями с окружающим миром.
По Л. С. Выготскому внешние поведенческие особенности кризиса следующие : границы, отделяющие начало и конец кризисов от смежных возрастов, крайне неотчетливы. Кризис возникает незаметно, его крайне трудно диагностировать; как правило, в середине кризисного периода наблюдается его кульминация, наличие этой кульминационной точки отличает критический период от других; отмечаются выраженные особенности поведения; возможны острые конфликты с окружающими; со стороны внутренней жизни - болезненные и мучительные конфликты и переживания. Таким образом, по Л. С. Выготскому, кризис представляется кульминацией микроизменений, накапливаемых на протяжении предшествующего стабильного периода.
Публикация «Психологические особенности подросткового кризиса» размещена в разделах
- Капризы и упрямство детей. Кризис трех и семи лет
- Психология подростка
- Психология школьников
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Подростковый кризис отличается от всех других кризисов (кризис 1 года, кризис 3 лет, кризис 7 лет) большей продолжительностью.
Подростковый кризис является переходом от детства к взрослости, но бывают случаи бескризисного развития ребенка. Чаще это происходит, когда взрослые чутко относятся к потребностям детей и при первых признаках изменения перестраивают свои отношения с детьми так, чтобы могли удовлетворить свои новые потребности.
Иногда же бескризисное развитие является лишь кажущимся, поскольку кризис может проходить в сглаженной форме, а также в силу тех или иных причин может смещаться во времени. Кризисный характер перехода от одного периода к другому периоду его развития показывает, что у ребенка появились новые потребности, удовлетворение которых серьезно затруднено.
Л. И. Божович полагает, что это связано с быстрым темпом физического и умственного развития подростков, приводящего к образованию таких потребностей, которые не могут быть удовлетворены в силу недостаточной социальной зрелости школьников этого возраста, в то же время возникшие потребности очень сильные, напряженные. На образование подросткового кризиса влияют как внешние, так и внутренние факторы. Внешние факторы состоят в постоянном контроле со стороны взрослых, в зависимости и опеке, от которых подросток всеми силами стремится освободиться, считая себя достаточно взрослым, чтобы принимать самостоятельно решения и действовать по своему усмотрению. Внутренние факторы состоят в привычках и чертах характера, мешающих подростку осуществить задуманное (внутренние запреты, привычка подчиняться взрослым и др.).
Подростковый кризис связан с возникновением нового уровня самосознания, характерной чертой которого является появление у подростков способности и потребности познать самого себя как личность, обладающую только ей присущими качествами. Это порождает у подростка стремление к самоутверждению, самовыражению (проявлению себя в тех качествах, которые он считает наиболее ценными) и самовоспитанию. Механизмом развития самосознания является рефлексия.
Подростки критично относятся к отрицательным чертам своего характера, переживают из-за тех черт, которые мешают им в дружбе и взаимоотношениях с другими людьми. Переживания эти особо возрастают в силу замечаний учителей об отрицательных чертах их характера. Это приводит к аффективным вспышкам и конфликтам. Подростки, чаще всего, претендуют на роль взрослого человека. Их не устраивает отношение к себе как к детям, они хотят полного равноправия с взрослыми, подлинного уважения. Иные отношения их унижают и оскорбляют.
Как правило, протекание кризиса в большей степени зависит от стиля воспитания и самих взрослых.
В природе все имеет свою закономерность. После того, как фазы сменят друг друга, то криз подросткового возраста подойдет к концу. Теперь он имеет взрослый внутренний мир, не смотря на внешность ребенка.
Сам же кризис при этом обладает следующими фазами:
• Предкритическая или негативная. В данной фазе начинается ломка стереотипов и привычек, которые были ранее приобретены. Поэтому у родителей возникает проблема в общении с собственным ребенком.
• Кульминационная точка кризиса. Наиболее часто совпадает с тринадцатилетним возрастом. Точка кипения детей и взрослых настолько велика, что именно в это фазе подростки начинают вступать в разнообразные группировки, субкультуры и компании. Важно как можно лучше понять ребенка в этот непросто период и показать ему собственную любовь. Помимо этого, стоит также всегда учитывать его мнение.
• Поскритическая. Построение новых взаимоотношений.
Мурашова Е. В. писала, что начало и конец подросткового кризиса — дело сугубо индивидуальное, и любые точные предсказания в этом вопросе неизбежно будут носить характер спекуляции.
Итак, подростковый кризис - это переломный момент в жизни ребёнка, когда его детство почти закончилось, а взрослая жизнь ещё не началась. Приходится подростковый кризис примерно на 12-14-летний возраст. В этот же период физическое и умственное развитие человека происходит быстрым темпом. Подросток в этот момент особо нуждается в чуткости и понимании со стороны взрослых. А то, как скажется подростковый кризис на эмоциональном состоянии ребёнка, - практически целиком в руках родителей.
Психолого-педагогические особенности подросткового возраста
Исследуемый возраст относится к критическому периоду психического развития. Острое протекание перелома в психики показывает исключительную сложность, противоречие, при этом противоречие в характере проявляется не только в физическом развитии, но и в развитии интеллекта и в социальном развитии.
Подростковый возраст характеризуется как переломный или переходной, критический и трудный, а так же как возраст полового созревания.
Стремление найти свое место в обществе, становясь преобладающим, порождает у подростка стремление понять самого себя, развивает у него чувство ответственности, критическое отношение к себе и другим людям. Все это находит выражение в потребности подростка сопоставить качества других людей с чертами своей личности.
Следует, однако, отметить, что предстающая в психологических исследованиях картина возрастного развития пока еще фрагментарна, т. е. возрастные этапы в ней плохо связаны между собой. Фельдштейн Д. И. считает, что одной из причин подобной фрагментарности является недостаточная изученность психологических особенностей переходов одних этапов в другие.
Одной из основных сложностей подросткового возраста является быстрый темп происходящих изменений – в физическом и психическом состоянии, в характере и его реакции на внешние воздействия.
Изменения в этот период времени, которые происходят с подростком, смысл и необходимость этой трансформации не понятны ему самому. Стараясь взглянуть на себя со стороны, не может себя узнать, подросток, который склонен к самоанализу, не сразу узнает себя и от части стесняются своего нового облика. Они становятся очень чувствительными к высказываниям и замечаниям своей новой внешности.
Также основной сложностей подросткового кризиса является накопление к этому возрасту дефектов воспитания, которые ранее отчетливо не проявлялись вследствие недостаточной самостоятельности ребенка и относительно неширокой сферы его деятельности и общения.
В первую очередь это нарушение развития эмоциональной сферы – это может быть недостаточная внутренняя связь между восприятием и оценкой какого – либо явления окружающего и способностью действовать в соответствии с этой оценкой; фактически это означает слабость механизмов воли. При этом чувство, даже сильное, исчерпывается самим собой, его энергия находит разрядку лишь в эмоциональных проявлениях, с другими же сторонами и механизмами психической деятельности человека оно не входит в связь, не превращается в мотив поступка и не ведет к каким либо действиям. Человек как бы замыкается в своем чувстве, пишет Колесов Д. В.
Существует два пути протекания кризиса подросткового возраста :
1. «Кризис независимости». Основные проявления.
Негативизм, упрямство, грубость, бунтарство, стремление во всем поступать по-своему, противостояние авторитетам, ревностное отношение к личному пространству
2. «Кризис зависимости». Основные проявления:
Чрезмерное послушание, возврат к детским интересам и формам поведения, зависимость от взрослых, несамостоятельность, инфантильность в суждениях и поступках, подчинение мнению большинства, стремление быть «как все».
Одной из первостепенных психологических задач кризиса подросткового возраста является обретение самостоятельности в принятии решений, суждениях, поступках, т. е. формирование более зрелой, взрослой позиции по отношению к себе и своей жизни. Путь «кризиса независимости» является наиболее продуктивным, т. к. дает возможность развивающейся личности подростка принимать и адаптироваться к новообразованиям, которые несет в себе подростковый возраст.
Особенности протекания кризиса в подростковом возрасте.
Кризис подросткового возраста, он же кризис социального развития, напоминает чертами кризис 3 лет «Я САМ», только не в самостоятельном проявлении действий, а в социальном смысле.
Данный период характеризуется падением успеваемости, низкой работоспособностью, желание делать все по своему и закрыться от мира.
Но не только негативный опыт у данного кризиса. Подросток, в относительно безопасной среде, удовлетворяет свои потребности в самореализации и самопознании. Кроме выработки уверенности в себе и самостоятельности, формируются шаблоны поведения, которые в дальнейшем помогут справляться с какими-либо жизненными ситуациями и трудностями.
Основными симптомами кризиса являются :
• Снижение продуктивности -
регресс в обучении, например в творческих заданиях, способны выполнять только механические и по аналогии задания. Это связанно с тем, что дети в этот момент переходят на новую, высшую ступень интеллектуального развития, то есть от наглядности и знания к пониманию и дедукции, учатся делать собственные умозаключения. Начинает ярко прорисоваться логическое мышление. Так же психическое открытие мира – половое созревание, начинает интересоваться другими лицами.
• Негативизм –
как и в кризисе 3-х лет, подросток закрывается от мира, враждебен, конфликтен, но внутри беспокойство, прогрессирующие одиночество, изоляция от раздражителей. Следует заметить, что данный симптом ярче выражен у молодых людей (14-16) и позже начинается в отличие от девушек.
Главное понять, что симптомы не проявляются постоянно, но парой они проявляются часто, так же интенсивность и способы выражения могут существенно отличаться.
Пути протекания кризиса :
1. Независимость.
Основными симптомами являются: строптивость, упрямство, негативизм, своеволие, обесценивание авторитетов, ревность к своим вещам и собственности.
2. Зависимость.
Основными симптомами являются: чрезмерное послушание, зависимость от старших или сильных, регресс к старым интересам, вкусам, формам поведения, что «возвращает» подростка назад, к той своей позиции, к той системе отношений, которая гарантировала эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищенности.
В симптомах могут присутствовать оба пути, но один всегда будет проявляться чище и больше, чем другой. Одновременное присутствие стремления к независимости и стремления к зависимости связано с двойственностью позиции подростка. В силу недостаточной психологической и социальной зрелости, предъявляя взрослым и отстаивая перед ними свои новые взгляды, добиваясь равных прав, стремясь расширить рамки дозволенного, одновременно ждет от них помощи, поддержки и защиты, ждет (чаще неосознанно, что взрослые обеспечат относительную безопасность этой борьбы и оградят его от чрезмерно рискованных шагов. Именно в связи с этим избыточно разрешающее отношение часто наталкивается на глухое раздражение подростка, а достаточно жесткий запрет, вызвав вспышку негодования, напротив, ведет к успокоению, эмоциональному благополучию.
Поэтому поведение подростка во время кризиса не обязательно имеет негативный характер.
Л. С. Выготский пишет о трех вариантах поведения:
1. Негативизм ярко выражен во всех областях жизни подростка. Причем это длится либо несколько недель, либо подросток надолго выпадает из семьи, недоступен уговорам старших, возбудим или, наоборот, туп. Это трудное и острое протекание наблюдается у 20% подростков.
2. Ребенок – потенциальный негативист. Это проявляется лишь в некоторых жизненных ситуациях, главным образом как реакция на отрицательное влияние среды (семейные конфликты, угнетающее действие школьной обстановки). Таких детей большинство, примерно 60 %.
3. Негативных явлений нет вовсе у 20 % детей.
Но как правило, взрослые столкнувшись с проблемой подросткового возраста, обычно всё связывают не с кризисом как таковым, а с посткризисным периодом.
Трудным для окружающих становится период формирования новых психологических образований у подростка, так как перенос на этот возраст прежних воспитательных мер оказывается неэффективным.