Елена Шмелева
Психологические особенности детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Психологические особенности подростков с ОВЗ.
В современном обществе существует реальная проблема, которая связана с тенденцией ухудшения здоровья детей и подростков. Число детей с ограниченными возможностями здоровья за последнее время значительно увеличилось.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» под понятием «дети с ограниченными возможностями здоровья» понимается следующие:
Публикация «Психологические особенности детей с ОВЗ» размещена в разделах
это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. К этой категории относят детей, имеющих физический и (или) психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных стандартов без создания специальных условий для получения образования.
Причины появления детей с ограниченными возможностями здоровья
1. Эндогенные (или внутренние) причины делятся на три группы:
- пренатальные (до рождения ребенка) : это может быть болезнь матери, нервные срывы, травмы, наследственность;
- натальные (момент родов) : это могут быть тяжелые роды, слишком быстрые роды, вмешательство медиков;
- постнатальные (после рождения) : например, ребенок стукнулся, упал.
2. Экзогенные (или внешние) причины: причины социально биологического характера – это экология, табакокурение, наркомания, алкоголизм, спид.
Психологические особенности детей с ОВЗ.
1. У детей наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации, недостаточно знаний этих детей об окружающем мире.
2. Недостаточно сформированы пространственные представления, дети с ОВЗ часто не могут осуществлять полноценный анализ формы, установить симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое.
3. Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению.
4. Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной.
5. Снижена познавательная активность, отмечается замедленный темп переработки информации.
6. Мышление – наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое.
7. Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.
8. Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны.
9. Речь – имеются нарушения речевых функций, либо все компоненты языковой системы не сформированы.
10. Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости, вследствие возникновения у детей явлений психомоторной расторможенности.
11. Наблюдается несформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости, расторможенность влечений, учебной мотивации.
Вследствие этого у детей проявляется недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности. Возникают трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы, определения путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности, умение работать в определенном темпе).
Типичные затруднения (общие проблемы) у детей с ОВЗ :
1. Отсутствует мотивация к познавательной деятельности, ограниченны представления об окружающем мире;
2. Темп выполнения заданий очень низкий;
3. Нуждается в постоянной помощи взрослого;
4. Низкий уровень свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение);
5. Низкий уровень развития речи, мышления;
6. Трудности в понимании инструкций;
7. Инфантилизм;
8. Нарушение координации движений;
9. Низкая самооценка;
10. Повышенная тревожность, Многие дети с ОВЗ отмечаются повышенной впечатлительностью (тревожностью) : болезненно реагируют на тон голоса, отмечается малейшее изменение в настроении;
11. Высокий уровень психомышечного напряжения;
12. Низкий уровень развития мелкой и крупной моторики;
13. Для большинства таких детей характерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредотачиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство;
14. У других детей отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству.
Различают такие категории детей с нарушениями в развитии:
1. Дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие).
2. Дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие).
3. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП).
4. Дети с нарушениями интеллекта или умственно отсталые.
5. Дети с задержкой психического развития.
6. Дети с нарушениями речи.
7. Дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы.
8. Дети с множественными нарушениями (сочетание нескольких нарушений).
Опишем некоторые психологические характеристики развития детей с ограниченными возможностями.
Дети с нарушением слуха.
Выделяют две основные группы детей с недостатками слуха:
- неслышащие – это дети с полным отсутствием слуха,
- слабослышащие – это дети с частичной слуховой недостаточностью, которая затрудняет их речевое развитие.
Нарушение слуха непосредственно влияет на речевое развитие подростка и оказывает опосредованное влияние на формирование памяти, мышления. Что же касается особенностей личности и поведения неслышащего и слабослышащего подростка, то они не являются биологически обусловленными и при создании соответствующих условий поддаются коррекции в наибольшей степени.
Важными в процессе познания окружающего мира становятся двигательные, осязательные, тактильновибрационные ощущения. Особенности мышления подростков с нарушениями слуха связаны с замедленным овладением словесной речью.
Наиболее ярко это проявляется в развитии словесно-логического мышления. При этом наглядно-действенное и образное мышление глухих и слабослышащих подростков также имеет своеобразные черты.
Нарушение слуха оказывает влияние на формирование всех мыслительных операций, приводит к затруднениям в использовании теоретических знаний на практике. У подростка с нарушением слуха наблюдается расстройство всех основных функций речи.
Дети с нарушением зрения.
Слабовидящие подростки сильно отличаются друг от друга по состоянию зрения, работоспособности, утомляемости и скорости усвоения материала. В значительной степени это обусловлено характером поражения зрения, происхождением дефекта и личными особенностями подростков.
Как правило, для подростков с нарушениями зрения характерны:
- повышенная эмоциональная ранимость,
- обидчивость,
- конфликтность,
- напряженность,
- неспособность к пониманию эмоционального состояния партнера по общению и адекватному самовыражению.
Дети с тяжелыми нарушениями речи.
Такие подростки имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции имеющихся нарушений.
Особенности речевой деятельности отражаются на формировании у подростков сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения.
При относительной сохранности смысловой памяти у обучающихся с ОВЗ:
- снижена вербальная память,
- страдает продуктивность запоминания,
- низкая мнемическая активность, которая может сочетаться с задержкой в формировании других психических процессов.
Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития проявляется в специфических особенностях мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными по возрасту, подростки отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением
Дети с соматическими заболеваниями.
Подростки с соматическими заболеваниями, не имеющие видимых дефектов, имеющие сохранный интеллект и с первого взгляда ничем не отличающиеся от остальных.
У таких обучающихся:
- слабо развита познавательная сфера,
- отмечается недоразвитие личности,
- интеллектуальная пассивность,
- ограниченный объем принятой информации,
- низкая способность к обобщениям,
- быстрая потеря интереса к занятиям.
Дети с умственной отсталостью.
Среди подростков, имеющих психическую патологию развития, наиболее многочисленную группу составляют умственно отсталые дети. Большинство из них – олигофрены.
Олигофрения – это форма умственного и психического недоразвития, возникающая в результате поражения ЦНС, и, в первую очередь, коры головного мозга, в пренатальный (внутриутробный, натальный (при родах) или постнатальный (на самом раннем этапе прижизненного развития) периоды.
По глубине дефекта умственная отсталость при олигофрении традиционно подразделяют на три степени:
- идиотия,
- имбецильность,
- дебильностъ.
Подростки с умственной отсталостью в стадии идиотии и имбецильности в правовом отношении являются недееспособными, и над ними устанавливается опека, родителей или замещающих лиц.
Развитие умственно отсталого подростка с первых дней жизни отличается от развития нормальных детей. У них отмечаются:
- задержки в физическом развитии,
- общая психологическая инертность,
- снижен интерес к окружающему миру,
- заметно недоразвитие артикуляционного аппарата и фонематического слуха.
По-иному у них складываются соотношения в развитии наглядно-действенного и словесно-логического мышления.
Дети с задержкой психического развития (ЗПР).
Внимание этих подростков характеризуется:
- неустойчивостью,
- отмечаются периодические его колебания,
- неравномерная работоспособность.
Очевидна недостаточная целенаправленность деятельности, подростки действуют импульсивно, часто отвлекаются. Установлено, что многие из них испытывают трудности и в процессе восприятия.
Память подростков с задержкой психического развития также отличается качественным своеобразием. Характерны неточность воспроизведения и быстрая потеря информации. В наибольшей степени страдает вербальная память.
Значительное своеобразие отмечается в развитии их мыслительной деятельности. Отставание отмечается уже на уровне наглядных форм мышления, возникают трудности в формировании сферы образов-представлений.
Исследователи подчеркивают сложность создания целого из частей и выделения частей из целого, трудности в пространственном оперировании образами.
У подростков с ЗПР отмечается выраженная тревожность по отношению к взрослому, от которого они зависят. Такая тревожность имеет тенденцию с возрастом прогрессировать. Подростки склонны преимущественно к конфликтному или избегающему способу взаимодействия.
Подростки с ЗПР предпочитают контактировать с детьми более младшего возраста, в силу того, что коллектив сверстников, с которыми они могут контактировать, устанавливать взаимоотношения, вызывает у них тревогу. У них преобладают ситуативно-деловые формы общения, основывающиеся на предметно-практических операциях.
У обучающихся с ЗПР, выявлена сниженная потребность в общении.
Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Детский церебральный паралич – болезнь, развивающаяся вследствие поражения головного мозга внутриутробно, при родах или в период новорожденности, характеризуется двигательными расстройствами, а также нарушениями психоречевых функций.
Для большинства подростков с ДЦП характерна задержка психического развития по типу так называемого психического инфантилизма.
Под психическим инфантилизмом понимается незрелость эмоционально-волевой сферы личности ребенка. Это объясняется замедленным формированием высших структур мозга (лобные отделы головного мозга, связанных с волевой деятельностью.
Интеллект подростка может соответствовать возрастным нормам, при этом эмоциональная сфера остается несформированной.
При психическом инфантилизме дети руководствуются, в первую очередь, эмоцией удовольствия, они эгоцентричны, не способны продуктивно работать в коллективе, соотносить свои желания с интересами окружающих, во всем их поведении присутствует элемент «детскости».
Признаки незрелости эмоционально-волевой сферы могут сохраняться и в старшем школьном возрасте. Они будут проявляться в повышенном интересе к игровой деятельности, высокой внушаемости, неспособности к волевому усилию над собой. Такое поведение часто сопровождается эмоциональной нестабильностью, двигательной расторможенностью, быстрой утомляемостью.
Несмотря на перечисленные особенности поведения, эмоционально- волевые нарушения могут проявлять себя по-разному. Это может быть и повышенная возбудимость. Подростки этого типа беспокойны, суетливы, раздражительны, склонны к проявлению немотивированной агрессии. Для них характерны резкие перепады настроения: они то, чрезмерно веселы, то вдруг начинают капризничать, кажутся усталыми и раздражительными.
Особенности нарушения познавательной деятельности при ДЦП следующие:
- неравномерный характер нарушений отдельных психических функций;
- выраженность астенических проявлений – повышенная утомляемость, истощаемость всех психических процессов, что также связано с органическим поражением ЦНС;
- сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире.
Прежде всего, отмечается недостаточность пространственных и временных представлений.
Дети с расстройствами раннего детского аутизма (РДА).
Аутизм – нарушение нормального хода мышления под влиянием болезни, психотропных или иных средств, уход человека от реальности в мир фантазий и грез.
В наиболее яркой форме он обнаруживается у детей дошкольного возраста и у больных шизофренией. Основными признаками РДА при всех его клинических вариантах являются:
- полное отсутствие потребности в контактах с окружающими, или же недостаточная потребность в них;
- обособленность от окружающего мира;
- слабость эмоциональной реакции по отношению к близким, даже к матери, возможно, полное безразличие к ним (аффективная блокада);
- подростки, страдающие аутизмом, очень часто чувствительны к слабым раздражителям. Например, они нередко не переносят тиканье часов, шум бытовых приборов, капанье воды из водопроводного крана;
- однообразное поведение со склонностью к стереотипным, примитивным движениям, например, раскачивание туловищем или головой, подпрыгивание на носках и пр. ;
- речевые нарушения при РДА разнообразны. В более тяжелых формах РДА наблюдается мутизм (полная утрата речи, у некоторых больных отмечается повышенный вербализм – ребенок постоянно произносит понравившиеся ему слова или слоги;
- характерным для детей-аутистов является такое зрительное поведение, при котором проявляется непереносимость взгляда в глаза, бегающий взгляд» или взгляд мимо.
Таким образом, дети с ОВЗ отличаются следующими психологическими особенностями :
- повышенная тревожность,
- повышенная утомляемость,
- беспокойство,
- склонность к вспышкам раздражительности, упрямству,
- низкая общительность, замкнутость,
- эмоциональная неустойчивость,
- переоценка собственных возможностей,
- низкая социальная приспособленность,
- менее успешное овладение требованиями окружающей жизни.