МААМ-картинки

Психологические особенности детей с ОВЗ

Елена Шмелева
Психологические особенности детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

Психологические особенности подростков с ОВЗ.

В современном обществе существует реальная проблема, которая связана с тенденцией ухудшения здоровья детей и подростков. Число детей с ограниченными возможностями здоровья за последнее время значительно увеличилось.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» под понятием «дети с ограниченными возможностями здоровья» понимается следующие:

Публикация «Психологические особенности детей с ОВЗ» размещена в разделах

это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. К этой категории относят детей, имеющих физический и (или) психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных стандартов без создания специальных условий для получения образования.

Причины появления детей с ограниченными возможностями здоровья

1. Эндогенные (или внутренние) причины делятся на три группы:

- пренатальные (до рождения ребенка) : это может быть болезнь матери, нервные срывы, травмы, наследственность;

- натальные (момент родов) : это могут быть тяжелые роды, слишком быстрые роды, вмешательство медиков;

- постнатальные (после рождения) : например, ребенок стукнулся, упал.

2. Экзогенные (или внешние) причины: причины социально биологического характера – это экология, табакокурение, наркомания, алкоголизм, спид.

Психологические особенности детей с ОВЗ.

1. У детей наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации, недостаточно знаний этих детей об окружающем мире.

2. Недостаточно сформированы пространственные представления, дети с ОВЗ часто не могут осуществлять полноценный анализ формы, установить симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое.

3. Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению.

4. Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной.

5. Снижена познавательная активность, отмечается замедленный темп переработки информации.

6. Мышление – наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое.

7. Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.

8. Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны.

9. Речь – имеются нарушения речевых функций, либо все компоненты языковой системы не сформированы.

10. Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости, вследствие возникновения у детей явлений психомоторной расторможенности.

11. Наблюдается несформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости, расторможенность влечений, учебной мотивации.

Вследствие этого у детей проявляется недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности. Возникают трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы, определения путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности, умение работать в определенном темпе).

Типичные затруднения (общие проблемы) у детей с ОВЗ :

1. Отсутствует мотивация к познавательной деятельности, ограниченны представления об окружающем мире;

2. Темп выполнения заданий очень низкий;

3. Нуждается в постоянной помощи взрослого;

4. Низкий уровень свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение);

5. Низкий уровень развития речи, мышления;

6. Трудности в понимании инструкций;

7. Инфантилизм;

8. Нарушение координации движений;

9. Низкая самооценка;

10. Повышенная тревожность, Многие дети с ОВЗ отмечаются повышенной впечатлительностью (тревожностью) : болезненно реагируют на тон голоса, отмечается малейшее изменение в настроении;

11. Высокий уровень психомышечного напряжения;

12. Низкий уровень развития мелкой и крупной моторики;

13. Для большинства таких детей характерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредотачиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство;

14. У других детей отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству.

Различают такие категории детей с нарушениями в развитии:

1. Дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие).

2. Дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие).

3. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП).

4. Дети с нарушениями интеллекта или умственно отсталые.

5. Дети с задержкой психического развития.

6. Дети с нарушениями речи.

7. Дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы.

8. Дети с множественными нарушениями (сочетание нескольких нарушений).

Опишем некоторые психологические характеристики развития детей с ограниченными возможностями.

Дети с нарушением слуха.

Выделяют две основные группы детей с недостатками слуха:

- неслышащие – это дети с полным отсутствием слуха,

- слабослышащие – это дети с частичной слуховой недостаточностью, которая затрудняет их речевое развитие.

Нарушение слуха непосредственно влияет на речевое развитие подростка и оказывает опосредованное влияние на формирование памяти, мышления. Что же касается особенностей личности и поведения неслышащего и слабослышащего подростка, то они не являются биологически обусловленными и при создании соответствующих условий поддаются коррекции в наибольшей степени.

Важными в процессе познания окружающего мира становятся двигательные, осязательные, тактильновибрационные ощущения. Особенности мышления подростков с нарушениями слуха связаны с замедленным овладением словесной речью.

Наиболее ярко это проявляется в развитии словесно-логического мышления. При этом наглядно-действенное и образное мышление глухих и слабослышащих подростков также имеет своеобразные черты.

Нарушение слуха оказывает влияние на формирование всех мыслительных операций, приводит к затруднениям в использовании теоретических знаний на практике. У подростка с нарушением слуха наблюдается расстройство всех основных функций речи.

Дети с нарушением зрения.

Слабовидящие подростки сильно отличаются друг от друга по состоянию зрения, работоспособности, утомляемости и скорости усвоения материала. В значительной степени это обусловлено характером поражения зрения, происхождением дефекта и личными особенностями подростков.

Как правило, для подростков с нарушениями зрения характерны:

- повышенная эмоциональная ранимость,

- обидчивость,

- конфликтность,

- напряженность,

- неспособность к пониманию эмоционального состояния партнера по общению и адекватному самовыражению.

Дети с тяжелыми нарушениями речи.

Такие подростки имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции имеющихся нарушений.

Особенности речевой деятельности отражаются на формировании у подростков сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения.

При относительной сохранности смысловой памяти у обучающихся с ОВЗ:

- снижена вербальная память,

- страдает продуктивность запоминания,

- низкая мнемическая активность, которая может сочетаться с задержкой в формировании других психических процессов.

Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития проявляется в специфических особенностях мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными по возрасту, подростки отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением

Дети с соматическими заболеваниями.

Подростки с соматическими заболеваниями, не имеющие видимых дефектов, имеющие сохранный интеллект и с первого взгляда ничем не отличающиеся от остальных.

У таких обучающихся:

- слабо развита познавательная сфера,

- отмечается недоразвитие личности,

- интеллектуальная пассивность,

- ограниченный объем принятой информации,

- низкая способность к обобщениям,

- быстрая потеря интереса к занятиям.

Дети с умственной отсталостью.

Среди подростков, имеющих психическую патологию развития, наиболее многочисленную группу составляют умственно отсталые дети. Большинство из них – олигофрены.

Олигофрения – это форма умственного и психического недоразвития, возникающая в результате поражения ЦНС, и, в первую очередь, коры головного мозга, в пренатальный (внутриутробный, натальный (при родах) или постнатальный (на самом раннем этапе прижизненного развития) периоды.

По глубине дефекта умственная отсталость при олигофрении традиционно подразделяют на три степени:

- идиотия,

- имбецильность,

- дебильностъ.

Подростки с умственной отсталостью в стадии идиотии и имбецильности в правовом отношении являются недееспособными, и над ними устанавливается опека, родителей или замещающих лиц.

Развитие умственно отсталого подростка с первых дней жизни отличается от развития нормальных детей. У них отмечаются:

- задержки в физическом развитии,

- общая психологическая инертность,

- снижен интерес к окружающему миру,

- заметно недоразвитие артикуляционного аппарата и фонематического слуха.

По-иному у них складываются соотношения в развитии наглядно-действенного и словесно-логического мышления.

Дети с задержкой психического развития (ЗПР).

Внимание этих подростков характеризуется:

- неустойчивостью,

- отмечаются периодические его колебания,

- неравномерная работоспособность.

Очевидна недостаточная целенаправленность деятельности, подростки действуют импульсивно, часто отвлекаются. Установлено, что многие из них испытывают трудности и в процессе восприятия.

Память подростков с задержкой психического развития также отличается качественным своеобразием. Характерны неточность воспроизведения и быстрая потеря информации. В наибольшей степени страдает вербальная память.

Значительное своеобразие отмечается в развитии их мыслительной деятельности. Отставание отмечается уже на уровне наглядных форм мышления, возникают трудности в формировании сферы образов-представлений.

Исследователи подчеркивают сложность создания целого из частей и выделения частей из целого, трудности в пространственном оперировании образами.

У подростков с ЗПР отмечается выраженная тревожность по отношению к взрослому, от которого они зависят. Такая тревожность имеет тенденцию с возрастом прогрессировать. Подростки склонны преимущественно к конфликтному или избегающему способу взаимодействия.

Подростки с ЗПР предпочитают контактировать с детьми более младшего возраста, в силу того, что коллектив сверстников, с которыми они могут контактировать, устанавливать взаимоотношения, вызывает у них тревогу. У них преобладают ситуативно-деловые формы общения, основывающиеся на предметно-практических операциях.

У обучающихся с ЗПР, выявлена сниженная потребность в общении.

Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Детский церебральный паралич – болезнь, развивающаяся вследствие поражения головного мозга внутриутробно, при родах или в период новорожденности, характеризуется двигательными расстройствами, а также нарушениями психоречевых функций.

Для большинства подростков с ДЦП характерна задержка психического развития по типу так называемого психического инфантилизма.

Под психическим инфантилизмом понимается незрелость эмоционально-волевой сферы личности ребенка. Это объясняется замедленным формированием высших структур мозга (лобные отделы головного мозга, связанных с волевой деятельностью.

Интеллект подростка может соответствовать возрастным нормам, при этом эмоциональная сфера остается несформированной.

При психическом инфантилизме дети руководствуются, в первую очередь, эмоцией удовольствия, они эгоцентричны, не способны продуктивно работать в коллективе, соотносить свои желания с интересами окружающих, во всем их поведении присутствует элемент «детскости».

Признаки незрелости эмоционально-волевой сферы могут сохраняться и в старшем школьном возрасте. Они будут проявляться в повышенном интересе к игровой деятельности, высокой внушаемости, неспособности к волевому усилию над собой. Такое поведение часто сопровождается эмоциональной нестабильностью, двигательной расторможенностью, быстрой утомляемостью.

Несмотря на перечисленные особенности поведения, эмоционально- волевые нарушения могут проявлять себя по-разному. Это может быть и повышенная возбудимость. Подростки этого типа беспокойны, суетливы, раздражительны, склонны к проявлению немотивированной агрессии. Для них характерны резкие перепады настроения: они то, чрезмерно веселы, то вдруг начинают капризничать, кажутся усталыми и раздражительными.

Особенности нарушения познавательной деятельности при ДЦП следующие:

- неравномерный характер нарушений отдельных психических функций;

- выраженность астенических проявлений – повышенная утомляемость, истощаемость всех психических процессов, что также связано с органическим поражением ЦНС;

- сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире.

Прежде всего, отмечается недостаточность пространственных и временных представлений.

Дети с расстройствами раннего детского аутизма (РДА).

Аутизм – нарушение нормального хода мышления под влиянием болезни, психотропных или иных средств, уход человека от реальности в мир фантазий и грез.

В наиболее яркой форме он обнаруживается у детей дошкольного возраста и у больных шизофренией. Основными признаками РДА при всех его клинических вариантах являются:

- полное отсутствие потребности в контактах с окружающими, или же недостаточная потребность в них;

- обособленность от окружающего мира;

- слабость эмоциональной реакции по отношению к близким, даже к матери, возможно, полное безразличие к ним (аффективная блокада);

- подростки, страдающие аутизмом, очень часто чувствительны к слабым раздражителям. Например, они нередко не переносят тиканье часов, шум бытовых приборов, капанье воды из водопроводного крана;

- однообразное поведение со склонностью к стереотипным, примитивным движениям, например, раскачивание туловищем или головой, подпрыгивание на носках и пр. ;

- речевые нарушения при РДА разнообразны. В более тяжелых формах РДА наблюдается мутизм (полная утрата речи, у некоторых больных отмечается повышенный вербализм – ребенок постоянно произносит понравившиеся ему слова или слоги;

- характерным для детей-аутистов является такое зрительное поведение, при котором проявляется непереносимость взгляда в глаза, бегающий взгляд» или взгляд мимо.

Таким образом, дети с ОВЗ отличаются следующими психологическими особенностями :

- повышенная тревожность,

- повышенная утомляемость,

- беспокойство,

- склонность к вспышкам раздражительности, упрямству,

- низкая общительность, замкнутость,

- эмоциональная неустойчивость,

- переоценка собственных возможностей,

- низкая социальная приспособленность,

- менее успешное овладение требованиями окружающей жизни.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Психологические особенности детей раннего возраста и детей второй младшей группыПсихологические особенности детей раннего возраста и детей второй младшей группы Методическая разработка "Психологические особенности детей раннего возраста и детей 2 младшей группы" РАННИЙ ВОЗРАСТ (2 – 3 года). В развитии.

Методическая разработка «Психологические особенности детей старшего возраста»Методическая разработка «Психологические особенности детей старшего возраста» Методическая разработка "Психологические особенности детей старшего возраста" К пяти годам дети умеют сдерживать свои чувства и произвольно.

Психологические особенности среднего дошкольного возрастаПсихологические особенности среднего дошкольного возраста Методическая разработка "Психологические особенности среднего дошкольного возраста" В четыре года у ребенка любимый вопрос: «Почему?» Дети.

Методическая разработка «Психологические сказки-тесты» Уважаемые коллеги! Иногда нам приходится долго подбирать методы и приемы, с помощью которых нужно выяснить причину того или иного поведения.

Психологические игры для дошкольников «Кактусы растут в пустыне» Предназначена игра для детей дошкольного возраста. Все встают в круг, берутся за руки, ходят и говорят: «Кактусы.

Психологические особенности детей 3–4 лет Психологические особенности детей 3 – 4 лет У ребёнка нет инструмента для того, чтобы анализировать происходящие события. Вследствие чего.

Психологические требования к цветовому оформлению интерьера ДОУ Психологические требования к цветовому оформлению интерьера ДОУ. Дорогие мои коллеги, добрый вечер! Предлагаю вам интересную информацию.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психологические особенности детей с ОВЗ
Опубликовано: 9 августа 2024 в 09:57
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психологические особенности детей с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Елена Шмелева (УИ 131135) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД