Получи документы

Психологические особенности детей с ОВЗ

ирина упорова
Психологические особенности детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

1. Умственно отсталые дети

Специфика нарушений состояния психического здоровья у умственно отсталых детей характеризуется в первую очередь тотальным недоразвитием высших корковых функций, инертностью психических процессов, тотальным недоразвитием познавательной деятельности при выраженном стойком дефиците абстрактного мышления, процессов обобщения и отвлечения.

Осознание дефицитарности интеллектуального развития умственно от-талых детей является

психотравмирующим фактором для их родителей Это может приводить к актуализации своеобразной

Публикация «Психологические особенности детей с ОВЗ» размещена в разделах

психологической защиты, проявляющейся в эмоциональной отчужденности, дистанцированности от

ребенка. Ребенок начинает восприниматься, как носитель иных, не свойственных данной семье

качеств («Он не такой, как все», «Он не похож на нас, значит, он чужой»)». Родители умственно

отсталых детей чрезвычайно боятся и стыдятся диагноза, поставленного их ребенку. Они используют

все возможности для его изменения на другой, по их мнению, более приемлемый и «щадящий»

(ранний детский аутизм, детский церебральный паралич и др.).

Выделяют ряд особенностей в поведении родителей, воспитывающих проблемных детей :

• неумение создавать ситуацию совместной деятельности,

• неэмоциональный характер сотрудничества,

• неадекватность родительской позиции по отношению к ребенку,

• неадекватный стиль воспитания,

• недостаточная потребность в общении с ребенком,

• низкая социальная активность.

В связи с этим специалисты подчеркивают необходимость включения родителей умственно

отсталых детей в коррекционно-воспитательный процесс, разрабатывают приемы и методы

психокоррекционной помощи. Следует отметить, что среди родителей детей с умственной

отсталостью высок процент лиц, имеющих интеллектуальные нарушения. Это значительно снижает

возможности семьи по созданию реабилитационных условий, обеспечивающих оптимальное

развитие умственно отсталого ребенка.

2. Дети с детским церебральным параличом

Детский церебральный паралич (ДЦП) проявляется прежде всего в двигательных

расстройствах. При одних заболеваниях больше страдают руки, при других - ноги. Нарушения

движения могут носить односторонний характер. Может выявляться недостаточность тонких

дифференцированных движений пальцев рук. У некоторых детей при достаточном объеме движений,

при нормальном мышечном тонусе отмечаются нарушения, которые носят название апраксии

(неумение выполнять целенаправленные практические действия, движения). Такие дети с трудом

осваивают навыки одевания, раздевания, застегивания пуговиц, зашнуровывания ботинок,

затрудняются в конструировании из кубиков, палочек и т. д. В ряде случаев двигательная

недостаточность проявляется в нарушениях равновесия и координации движений. При некоторых

формах заболевания затруднено выполнение всех произвольных движений главным образом из-за

насильственных, непроизвольных движений - гиперкинезов. В связи с ограниченной подвижностью

мышц языка и губ, насильственными движениями в дыхательной и артикуляционной мускулатуре (в

мышцах лица, языка) часто нарушается звукопроизношение.

Интеллект ребенка может соответствовать возрастным нормам, при этом эмоциональная

сфера остается несформированной. При психическом инфантилизме отмечаются следующие

особенности поведения : в своих действиях дети руководствуются в первую очередь эмоцией

удовольствия, они эгоцентричны, не способны продуктивно работать в коллективе, соотносить свои

желания с интересами окружающих, во всем их поведении присутствует элемент "детскости".

Признаки незрелости эмоционально-волевой сферы могут сохраняться и в старшем школьном

возрасте. Они будут проявляться в повышенном интересе к игровой деятельности, высокой

внушаемости, неспособности к волевому усилию над собой. Такое поведение часто сопровождается

эмоциональной нестабильностью, двигательной расторможенностью, быстрой утомляемостью.

В одном случае это будет повышенная возбудимость. Дети этого типа беспокойны, суетливы,

раздражительны, склонны к проявлению немотивированной агрессии. Для них характерны резкие

перепады настроения: они то чрезмерно веселы, то вдруг начинают капризничать, кажутся усталыми

и раздражительными.

Другую категорию, напротив, отличает пассивность, безынициативность, излишняя

застенчивость. Любая ситуация выбора ставит их в тупик. Их действиям свойственна вялость,

медлительность. Такие дети с большим трудом адаптируются к новым условиям, тяжело идут на

контакт с незнакомыми людьми. Им свойственны различного рода страхи (высоты, темноты и т. д.).

Эти особенности личности и поведения гораздо чаще встречаются у детей, больных ДЦП.

Но есть ряд качеств, характерных для обоих типов развития. В частности, детей, страдающих

нарушениями опорно-двигательного аппарата мучают ночные кошмары, они тревожно спят, с

трудом засыпают.

Многие дети отличаются повышенной впечатлительностью. Отчасти, это можно объяснить

эффектом компенсации: двигательная активность ребенка ограничена, и на фоне этого органы

чувств, напротив, получают высокое развитие. Благодаря этому они чутко относятся к поведению

окружающих и способны уловить даже незначительные изменения в их настроении. Однако эта

впечатлительность зачастую носит болезненный характер; вполне нейтральные ситуации, невинные

высказывания способны вызывать у них негативную реакцию.

Повышенная утомляемость - еще одна отличительная особенность, характерная практически

для всех детей с ДЦП. Некоторые дети в результате утомления становятся беспокойны: темп речи

ускоряется, при этом она становится менее разборчивой; наблюдается усиление гиперкинезов;

проявляется агрессивное поведение - ребенок может разбрасывать находящиеся поблизости

предметы, игрушки.

Еще одна область, в которой педагоги могут столкнуться с серьезными проблемами - это

волевая активность ребенка. Любая деятельность, требующая собранности, организованности и

целенаправленности, вызывает у него затруднения. Как уже отмечалось ранее, психический

инфантилизм, свойственный большинству детей с ДЦП, накладывает существенный отпечаток на

поведение ребенка. Например, если предложенное задание потеряло для него свою

привлекательность, ему очень сложно сделать над собой усилие и закончить начатую работу. Все это

приводит к тому, что ребенок растет безынициативным, неуверенным в своих силах и возможностях,

робким. Он смиряется со своей болезнью и не стремится к самостоятельности. Он заранее

рассчитывает на то, что окружающие все сделают вместо него. Со временем ребенок привыкает к

такому положению вещей, находит его удобным. А отсюда и появляется ярко выраженный

эгоцентризм, стремление манипулировать людьми.

Доминирующим стилем воспитания в семьях, в которых растут дети и подростки с детским

церебральным параличом, является гиперопека. Этот тип взаимоотношений проявляется в

чрезмерной родительской заботе о ребенке, в необычайной ему преданности. Такое отношение к

ребенку сопровождается возникновением у родителей эмоционально-волевых проблем

(тревожности, фрустрированности, матери фиксируются на физической и психической

беспомощности их детей. Известно, что такая модель воспитания приводит к психопатическому

развитию личности больного ребенка, формирует в нем эгоцентрические установки, отрицательно

сказывается на становлении чувств ответственности и долга.

Как правило, родители, проявляющие этот стиль воспитания, снижают свою трудовую и

социальную активность. Среди семей, воспитывающих детей с двигательной патологией,

существуют и такие, в которых имеет место эмоциональное отвержение больного ребенка,

проявляющееся в жестоком обращении ( пример: ребенок, прикрепленный цепью к собачьей будке).

Причем модель семейного воспитания часто зависит от психологических особенностей самих

родителей, их ценностного отношения к ребенку и культурного уровня.

3. Дети с аутизмом.

Аутизм - тяжелое нарушение психического развития, при котором, прежде всего, страдает

способность к общению, социальному взаимодействию.

Поведение детей с аутизмом характеризуется жесткой стереотипностью (от многократного

повторения элементарных движений, таких, как потряхивания руками или подпрыгивания, до

сложных ритуалов) и нередко деструктивностью (агрессия, самоповреждение, крики, негативизм и

др.).

Холодность и безразличие аутичных детей даже к близким часто сочетаются с повышенной

ранимостью и эмоциональной хрупкостью. Дети пугаются резких звуков, громкого голоса,

малейших замечаний в свой адрес, что особо затрудняет их взаимодействие с близкими и требует

постоянного создания специальных условий для их жизнедеятельности. Особая недостаточность

энергетического потенциала ребенка травмирует личность родителя, повышает его собственную

ранимость и часто превращает родителя в эмоционального донора. Обычно на ситуацию

«удержания» аутичный ребенок реагирует отчаянным сопротивлением, воспринимая такое «лишение

свободы» как витальную опасность.

Уровень интеллектуального развития при аутизме может быть самым различным: от глубокой

умственной отсталости до одаренности в отдельных областях знаний и искусства; в части случаев у

детей с аутизмом нет речи, отмечаются отклонения в развитии моторики, внимания, восприятия,

эмоциональной и других сфер психики. Более 80% детей с аутизмом - инвалиды.

Каким бывает аутизм?

Синдром Каннера. Для синдрома Каннера в строгом смысле слова характерно сочетание

следующих основных симптомов:

1) невозможность устанавливать полноценные отношения с людьми с начала жизни;

2) крайняя отгороженность от внешнего мира с игнорированием средовых раздражителей до

тех пор, пока они не становятся болезненными;

3) недостаточность коммуникативного использования речи;

4) отсутствие или недостаточность зрительного контакта;

5) страх изменений в окружающей обстановке ("феномен тождества", по Каннеру);

6) непосредственные и отставленные эхолалии "граммофонная или попугайная речь";

7) задержка развития "Я";

8) стереотипные игры с неигровыми предметами;

9) клиническое проявление симптоматики не позднее 2-3 лет.

Синдром Аспергера. Как и при синдроме Каннера, определяют коммуникативные нарушения,

недоучет реальности, ограниченный и своеобразный, стереотипный круг интересов, отличающие

таких детей от сверстников. Поведение определяют импульсивность, контрастные аффекты,

желания, представления; нередко поведению недостает внутренней логики.

У некоторых детей рано обнаруживается способность к необычному, нестандартному

пониманию себя и окружающих. Логическое мышление сохранено или даже хорошо развито, но

знания трудно репродуцируются и крайне неравномерны. Активное и пассивное внимание

неустойчивы, однако отдельные аутистические цели достигаются с большой энергией.

В отличие от других случаев аутизма нет существенной задержки в речевом и когнитивном

развитии. Во внешнем виде обращает на себя отрешенное выражение лица, что придает ему

"красивость", мимика застывшая, взгляд обращен в пустоту, фиксация на лицах мимолетная.

Выразительных мимических движений мало, жестикуляция обеднена. Иногда выражение лица

сосредоточенно-самоуглубленное, взгляд направлен "внутрь себя". Моторика угловатая, движения

неритмичные, с тенденцией к стереотипиям. Коммуникативные функции речи ослаблены, а сама она

необычно модулирована, своеобразна по мелодике, ритму и темпу, голос звучит то тихо, то режет

слух и в целом речь нередко похожа на декламацию. Отмечаются тенденция к словотворчеству

неспособность к автоматизации навыков и их реализации вовне, влечение к аутистическим играм.

Характерна привязанность к дому, а не к близким.

Синдром Ретта. У детей с синдромом Ретта на фоне тотального распада всех сфер

деятельности наиболее длительно сохраняются эмоциональная адекватность, привязанности,

соответствующие уровню их психического развития. В дальнейшем развиваются тяжелые

двигательные нарушения, глубокие расстройства статики, утрата мышечного тонуса, глубокое

слабоумие.

Атипичный аутизм. Для атипичного аутизма характерно:

достаточно отчётливые нарушения социального взаимодействия,

ограниченное, стереотипное, повторяющееся поведение,

тот или иной признак аномального и/или нарушенного развития проявляется в возрасте

после 3-х лет.

Чаще возникает у детей с тяжёлым специфическим расстройством развития рецептивной речи

или с умственной отсталостью.

Существуют определенные симптомы, часто появляющиеся в аутизме, но не считающиеся

основными для постановки диагноза. Однако, они заслуживают внимания, это – гиперактивность

(особенно в раннем детстве или подростковом возрасте, слуховая гипер и гипочувствительность и

различные реакции на звук (четко проявляются в особенности в течение первых 2-х лет жизни,

гиперчувствительность к прикасанию, необычные привычки при приеме пищи, включая приемы

непищевых продуктов, нанесение себе повреждений, заниженная болевая чувствительность,

агрессивные проявления и перемены настроения. Они встречаются, по меньшей мере, у 1/3 людей,

имеющих это расстройство.

4. Дети с задержкой психического развития, осложненной выраженными нарушениями

поведения.

ЗПР - обратимое замедление темпа психического развития, обнаруживаемое при поступлении

в школу. Выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений,

незрелости мышления, низкой интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых

интересов, быстрой пресыщаемости интеллектуальной деятельностью. Ребенок с ЗПР отличается от

ребенка с умственной отсталостью сообразительностью в пределах имеющихся знаний. Дети с

задержкой психического развития имеют более благоприятный прогноз на будущее, чем другие дети

с проблемами в развитии. Возможная «обратимость» возникших нарушений в случае проведения

соответствующих коррекционных мероприятий предопределяет временный характер трудностей и

делает этих детей одной из перспективных для сознания родителей категорий.

Психологические особенности личности младшего подростка с ЗПР

Развитие мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы

личности происходит замедленно, с отставанием от нормы. Ограничения психических и

познавательных возможностей не позволяют ребёнку успешно справиться с задачами и

требованиями, которые предъявляет ему общество.

Неспособность к устойчивой целенаправленной деятельности, преобладание игровых

интересов и игровой мотивации, неустойчивость и выраженные трудности при переключении и

распределении внимания, неспособность к умственному усилию и напряжению при выполнении

серьёзных школьных заданий, недоразвитие произвольных видов деятельности быстро приводят к

школьной неуспеваемости у таких детей по одному или нескольким предметам.

В основе школьных трудностей этих детей лежит не интеллектуальная недостаточность, а

нарушение их умственной работоспособности. Это может проявляться в трудностях длительного

сосредоточивания на интеллектуально-познавательных заданиях, в малой продуктивности

деятельности во время занятий, в излишней импульсивности или суетливости у одних детей и

заторможенности, медлительности – у других; в замедлении общего темпа деятельности.

В структуре нарушения при ЗПР нет тотальности в недоразвитии всех высших психических

функций, имеется фонд сохранных функций. Поэтому дети с ЗПР способны воспринимать помощь

взрослых и могут осуществить перенос показанных способов и приёмов умственных действий на

новое, аналогичное задание.

Учебные трудности школьника, как правило, сопровождаются отклонениями в поведении. Изза функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения мало

сбалансированы. Ребёнок либо очень возбудим, импульсивен, тревожен, агрессивен, раздражителен,

постоянно конфликтует с детьми, либо, наоборот, скован, заторможен, пуглив.

У детей с ЗПР не сформирован комплекс умений осознанной саморегуляции познавательной

деятельности: они не способны ставить и удерживать цель деятельности; планировать действия,

определять и сохранять способ действия, использовать самоконтроль на всех этапах деятельности,

осуществлять словесный отчёт о процессе и результатах деятельности; оценивать процесс и

результат деятельности.

Дети с ЗПР затрудняются в управлении своими эмоциями. Эмоции не осмысленные и не

устойчивые. Ребёнок не способен сочувствовать, сострадать, не умеет понимать чувства других

людей, сопереживать им, часто проявляются аффективные и негативистские проявления в

поведении; наличие негативных черт характера провоцируют к конфликтам.

Серьёзные ограничения в социально-личностных и учебных возможностях определяют

необходимость выделения этих детей в категорию учащихся с «особыми потребностями»,

нуждающихся в специальной коррекционно-педагогической, психологической, медицинской

поддержке.

Психологические особенности личности подростка с ЗПР

У подростков с ЗПР отмечается недостаточная познавательная активность, которая, сочетаясь с

быстрой утомляемостью и истощаемостью. Наступающее утомление приводит к снижению

работоспособности, что проявляется в трудностях усвоения учебного материала.

Подросткам с данной патологией свойственны частые переходы от состояния активности к

полной или частичной пассивности, смене рабочих и нерабочих настроений. Вместе с тем, иногда и

внешние обстоятельства (сложность задания, большой объем работы и др.) выводят ребенка из

равновесия, заставляют нервничать, волноваться.

Подростки с ЗПР могут допускать срывы в своем поведении. Они трудно входят в рабочий

режим урока, могут вскочить, пройтись по классу, задавать вопросы, не относящиеся к данному

уроку. Быстро утомляясь, одни дети становятся вялыми, пассивными, не работают; другие —

повышенно возбудимы, расторможены, двигательно беспокойны. Эти дети очень обидчивы и

вспыльчивы. Для вывода их из таких состояний

требуется время, особые методы и большой такт со стороны педагога и других взрослых,

окружающих подростка с данным дефектом развития.

Они с трудом переключаются с одного вида деятельности на другой.

Наиболее нарушенной у подростков с ЗПР является эмоционально-личностная сфера и общие

характеристики деятельности (познавательная активность, особенно спонтанная,

целенаправленность, контроль, работоспособность, в сравнении с относительно более высокими

показателями мышления и памяти.

Их социальная адаптация больше зависит от влияния окружающей среды, чем от них самих. С

одной стороны – они повышенно – внушаемы и импульсивны, а с другой – полюс незрелости

высших форм волевой деятельности, неспособность к выработке устойчивого социально –

одобряемого жизненного стереотипа к преодолению трудностей, склонность идти по пути

наименьшего сопротивления, невыработанность собственный запретов, подверженность

отрицательным внешним влияниям. Все эти критерии характеризуют низкий уровень критичности,

незрелость, неспособность адекватно оценить ситуацию, а вследствие этого у детей с ЗПР не

возникает тревожности.

Также отмечается “психическая неустойчивость” - отсутствие сформированности собственной

линии поведения из-за повышенной внушаемости, склонности руководствоваться в поступках

эмоцией удовольствия, неспособности к волевому усилию, систематической трудовой деятельности,

стойким привязанностям и вторично, в связи с перечисленными особенностями – сексуальную

незрелость личности, проявляется в слабости и неустойчивости морально нравственных установок.

Подростки с ЗПР характеризуются моральной незрелостью, отсутствием чувства долга,

ответственности, неспособности тормозить свои желания, подчиняться школьной дисциплине и

повышенной внушаемостью и неправильным формам поведения окружающих.

Школьник с ЗПР легко вступает в конфликтные ситуации, в разрешении которых недостает

самоконтроля и самоанализа. Также таких подростков отличает завышенная самооценка, при низком

уровне тревожности, неадекватный уровень притязаний - слабость реакции на неуспехи,

преувеличение удачности.

Таким образом, для этой группы подростков характерно отсутствие учебной мотивации, а

непризнание авторитетов взрослых сочетается с односторонней житейской зрелостью,

соответственной переориентации интересов на образ жизни, адекватной старшему возрасту.

5. Дети с недостатками речевого развития

У детей с отклонениями в развитии речи можно довольно часто наблюдать переоценку

собственных сил и возможностей и своего положения в группе, то есть неадекватно завышенный

уровень притязаний. Такие дети некритично стремятся к лидерству, реагируют негативизмом и

агрессией на любые затруднения, сопротивляются требованиям взрослых либо отказываются от

выполнения деятельности, в которой могут обнаружить свою несостоятельность. В основе

возникающих у них резко отрицательных эмоций лежит внутренний конфликт между притязаниями

и неуверенностью в себе. Однако часто можно наблюдать и прямо противоположное явление –

недооценку своих возможностей.

Поведение таких детей отличается нерешительностью, конформностью, крайней неуверенностью

в своих силах. Часто можно встретиться с некритичным оцениванием как собственной деятельности,

так и действий других. Они легко подпадают под чужое влияние. Искаженное восприятие самого

себя и окружающего мира, ошибочная оценка своих способностей и личностных свойств ведут к

нарушению взаимодействия с окружающей средой и снижению эффективности деятельности, что

препятствует оптимальному развитию личности. Дети с дефектами речи всегда в какой-то форме

чувствуют свое невыгодное положение, вытекающее из дефекта, что, в свою очередь, может

проявиться в чувстве неполноценности.

Отношение общества к таким детям и, главным образом, отношение ближайшего окружения

имеют существенное значение. Дефект накладывает отпечаток на взаимодействие ребенка с

нарушенным развитием и его социального окружения. Одним из наиболее частых проявлений

нарушенных отношений со средой являются реакции дезадаптации.

Под реакциями дезадаптации понимаются относительно кратковременные психогенные

расстройства, возникающие при столкновении личности с трудными или непреодолимыми

обстоятельствами и нарушающие нормальное приспособление к условиям существования.

Ситуации повышенного риска, предрасполагающие к возникновению реакции дезадаптации в

школьном возрасте, можно представить следующим образом:

– невозможность соответствовать ожиданиям семьи (например, быть отличником);

– неприятие семьей, детским коллективом, педагогами;

неспособность справиться с учебной нагрузкой;

– враждебное отношение родителей, педагогов;

– отрыв от семьи, смена школьного коллектива.

Общей чертой реакций дезадаптации является утрата или снижение чувства защищенности. Дети

могут остро реагировать на реальную или воображаемую утрату защищенности. Типичные для них

кризисные ситуации связаны со снижением ценности «Я» – они действительно не оправдывают

возлагавшихся на них родителями или педагогами надежд или, им почему-либо так кажется,

переживают свою реальную или мнимую непризнанность, несостоятельность, боятся за свое

здоровье или жизнь. Наиболее часто трудности возникают, когда ученик не справляется со школьной

программой и тяжело это переживает.

Особенности развития детей с алалией, афазией, дизартрией, анартрией, заиканием и другими

тяжелыми речевыми нарушениями являются отягощающими для психики родителей. Нарушение

речи или ее полное отсутствие является предпосылкой к возникновению коммуникативного барьера,

отчужденности и отгороженности в родительско-детских отношениях. Нарушение речевого развития

ребенка выступает как психотравмирующий фактор, снижающий возможности успешной адаптации

его как в группе сверстников, так и при установлении отношений со значимыми взрослыми

(учителями, воспитателями).

Публикации по теме:

Особенности воспитания детей в дошкольный период Консультация "Особенности воспитания детей в дошкольный период". Особенности воспитания детей в дошкольный период можно разделить на две.

Личностные особенности одарённых детей «Одарённый», «способный», «талантливый» - эти слова довольно часто (особенно в последнее время) произносятся педагогами, психологами и родителями.

Психологические особенности детей раннего возраста и детей второй младшей группыПсихологические особенности детей раннего возраста и детей второй младшей группы Методическая разработка "Психологические особенности детей раннего возраста и детей 2 младшей группы" РАННИЙ ВОЗРАСТ (2 – 3 года). В развитии.

Методическая разработка «Психологические особенности детей старшего возраста»Методическая разработка «Психологические особенности детей старшего возраста» Методическая разработка "Психологические особенности детей старшего возраста" К пяти годам дети умеют сдерживать свои чувства и произвольно.

Психологические особенности среднего дошкольного возрастаПсихологические особенности среднего дошкольного возраста Методическая разработка "Психологические особенности среднего дошкольного возраста" В четыре года у ребенка любимый вопрос: «Почему?» Дети.

Методическая разработка «Психологические сказки-тесты» Уважаемые коллеги! Иногда нам приходится долго подбирать методы и приемы, с помощью которых нужно выяснить причину того или иного поведения.

Памятка для родителей «Возрастные особенности детей 5–6 лет»Памятка для родителей «Возрастные особенности детей 5–6 лет» Это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками. Игра остается основным способом.

Психологические игры для дошкольников «Кактусы растут в пустыне» Предназначена игра для детей дошкольного возраста. Все встают в круг, берутся за руки, ходят и говорят: «Кактусы.

Психологические требования к цветовому оформлению интерьера ДОУ Психологические требования к цветовому оформлению интерьера ДОУ. Дорогие мои коллеги, добрый вечер! Предлагаю вам интересную информацию.

Психологические тренинги для учеников школы Занятие первое Разминка: Что каждый ждет от тренинга? (Каждый участник группы должен объяснить цель своего прихода в группу.) Упражнение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психологические особенности детей с ОВЗ
Опубликовано: 12 ноября 2020 в 21:18
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психологические особенности детей с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем ирина упорова (УИ 1731068) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД