Харькова Ольга
Психологические особенности детей дошкольного возраста с умственной отсталостью
▼ Скачать + Заказать документы
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 153 «Ромашка» МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ
Статья
Тема: «Психологические особенности детей дошкольного возраста с умственной отсталостью».
Документ составлен: Харькова О. В.
Воспитатель
Г. Трехгорный-1 04.12.2024г
Содержание:
1. Понятие умственной отсталости, причины, структура дефекта…3
2. Особенности познавательных процессов умственно отсталых
дошкольников…5
3. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы
умственно отсталых детей….10
4. Список литературы….12
Понятие умственно отсталый ребенок включает в себя весьма разнородную массу детей, которых объединяет наличие повреждения мозга.
В соответствии с Международной классификацией болезней
10 пересмотра (МКБ – 10):
Умственная отсталость - это состояния задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, т. е. когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей.
В других источниках термин умственной отсталости определяется следующим образом:
Умственная отсталость – это стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности, всех психических функций с особенным недоразвитием абстрактно – логического мышления, возникающее вследствие органического поражения головного мозга.
Причины умственной отсталости
1. Эндогенные (или внутренние) причины делятся на три группы:
- пренатальные (до рождения ребенка): это может быть болезнь матери, нервные срывы, травмы, наследственность;
- натальные (момент родов): это могут быть тяжелые роды, слишком быстрые роды, вмешательство медиков;
- постнатальные (после рождения): например, ребенок стукнулся, упал.
2. Экзогенные (или внешние) причины: причины социально биологического характера – это экология, табакокурение, наркомания, алкоголизм, спид.
Структура дефекта:
• Необратимое недоразвитие мозга с преимущественно незрелой корой
• Недоразвитие собственно мыслительной деятельности
• Недоразвитие мотивационно-волевых и эмоциональных компонентов
• Недостаточность высших психических функций
Дети с умственной отсталостью характеризуются стойкими нарушениями всей психической деятельности, особенно отчетливо обнаруживающимися в сфере познавательных процессов. Причем имеет место не только отставание от нормы, но и глубокое своеобразие и личностных проявлений, и познания. Таким образом, умственно отсталые ни в коей мере не могут быть приравнены к нормально развивающимся детям более младшего возраста.
Такие дети способны к развитию, хотя развитие осуществляется замедленно, но оно вносит качественные изменения в психическую деятельность детей, в их личностную сферу.
Особенности познавательных процессов умственно отсталых дошкольников:
• Патологическая инертность нервных и психических процессов;
• Интеллектуальная пассивность, равнодушие к происходящему;
• Снижение мотивации деятельности;
• Тугоподвижность, косность и стереотипность мышления;
• Нарушение критичности мышления;
• Нарушение операционального и организационного компонентов мыслительной деятельности;
• Недостаточность, недифференцированность и бедность восприятия;
• Низкая точность и прочность запоминания;
• Непреднамеренность запоминания;
• Нарушения речи;
• Низкая целенаправленность деятельности
Ощущение и восприятие
Зрительное восприятие учащихся замедленно. А это значит, что, для того чтобы разглядеть и узнать знакомый объект, ученикам, младших классов, требуется больше времени, чем их нормально развивающимся сверстникам. Это — важная особенность, оказывающая определенное влияние на ориентировку детей в пространстве и, вероятно, на процесс обучения чтению.
Восприятие отличается недифференцированностью. Рассматривая предмет, дети видят его в общих чертах, не замечая специфических особенностей. Особенно сложным для умственно отсталых детей оказывается активное приспособление восприятия к изменяющимся условиям. Они неправильно узнают перевернутые изображения хорошо знакомых предметов, принимая их за другие предметы, находящиеся в обычном положении. Особым является вопрос о восприятии школьниками сюжетных картин.
При легкой степени УО: Сужен объем зрительного восприятия, затруднено ориентирование.
При умеренной степени УО: Отстает развитие зрительного, слухового, тактильного анализаторов, аномалии зрения и слуха, не ориентируется самостоятельно в ситуации.
При тяжелой степени УО: Восприятие поверхностно, окружающие предметы воспринимаются и различаются удовлетворительно.
При глубокой степени УО: Психика на низких ступенях развития, с трудом ориентируются, не отличают съедобное от несъедобного.
Внимание и память
Исследователи подчеркивают существенную роль внимания в выполнении учебной и трудовой деятельности. Среди основных недостатков внимания умственно отсталых школьников отмечают нарушение концентрации, устойчивости, распределения, переключаемость и объем внимания. У учащихся с нарушениями интеллекта непроизвольное внимание несколько сохраннее произвольного, но и оно отличается своеобразием. Внимание умственно отсталого ребенка находится в прямой зависимости от особенностей его работоспособности.
Обучение умственно отсталых детей в большей мере опирается на процессы памяти, которая имеет многие своеобразные особенности. Объем запоминаемого учениками с УО материала существенно меньше, чем у их нормально развивающихся сверстников.
Так, ряды слов ученики запоминают менее успешно, чем ряды картинок.
Точность и прочность запоминания и словесного и наглядного материала низкая.
Запоминание текстов даже несложных, страдает у школьников несовершенством, поскольку они недостаточно умеют разделять материал на абзацы, выделять основную мысль, определять опорные слова и выражения, устанавливать смысловые связи между частями и т. п. В результате ученики сохраняют в своей памяти лишь часть материала.
Весьма характерным для учеников с УО является их неумение пользоваться хорошо усвоенным материалом, воспроизводить те знания, которые необходимы для решения поставленной перед ними конкретной задачи.
Существенным для характеристики памяти умственно отсталых учеников, а также для обоснования благоприятного прогноза их развития является то, что они способны с большим успехом запомнить материал который им понятен.
При легкой степени УО: Уменьшен объем внимания, ухудшена концентрация внимания, произвольное внимание нестойкое; не прочное запоминание, быстрое забывание, механическая память сформирована.
При умеренной степени УО: Неустойчивое внимание, память развита недостаточно, нарушено произвольное запоминание, механическая память страдает.
При тяжелой степени УО: Внимание серьезно нарушено, малый объем памяти.
При глубокой степени УО: Внимание и память не развиты.
Мышление
Мышление — обобщенное, опосредованное отражение внешнего мира и его законов, общественно обусловленный процесс познания, наиболее высокий его уровень. Оно осуществляется при помощи мыслительных операций (анализа, синтеза, обобщения, классификации, абстрагирования, сравнения).
Оно имеет последовательно возникающие в онтогенезе ребенка и затем взаимодействующие практически действенную, наглядно-образную и словесно-логическую формы.
У умственно отсталых младших школьников обнаруживается недостаточность всех уровней мыслительной деятельности. Их затрудняет решение простейших практических задач, таких, как объединение разрезанного на 2-3 части изображения знакомого объекта, выбор геометрической фигуры, по своей форме и величине идентичной данной.
Еще большие трудности вызывают у учеников 1-2 классов задачи, предусматривающие использование наглядно-образного мышления. Наибольшую сложность представляют собой задания, требующие от учащихся словесно-логического мышления, такие, как понимание несложных текстов, содержащих те или иные зависимости — временные, причинные и т. п. Дети воспринимают материал упрощенно, много опускают, изменяют последовательность смысловых звеньев, не устанавливают необходимых взаимоотношений между ними.
Мыслительные процессы умственно отсталых младших школьников весьма своеобразны.
Выполняемый ими мыслительный анализ зрительно воспринимаемого реального предмета или его изображения отличается бедностью и фрагментарностью. Анализ объектов будет более подробным, если он выполняется с помощью взрослого — по его вопросам.
Еще более сложной задачей для умственно отсталых учащихся является обобщение предметов или явлений, т. е. объединение их на основе выявленной общей черты, для всех них существенной.
При легкой степени УО: Ограничена способность к абстрактному мышлению. Относительная сохранность наглядно-образного мышления
При умеренной степени УО: Отсутствует обобщение, непонимание скрытого смысла, механическое заучивание.
При тяжелой степени УО: Хаотично. Бессистемно. Отсутствие смысловых связей.
При глубокой степени УО: Отсутствие элементарных процессов мышления
Речь
Для социальной адаптации человека очень важно его общение с другими людьми, умение вступить в беседу и поддержать ее, т. е. необходим определенный уровень сформированности диалогической речи. Ученики младших классов редко бывают инициаторами диалога. Это связано с недоразвитием их речи, с узким кругом интересов и мотивов. Они не умеют в достаточной мере слушать то, о чем их спрашивают, и не всегда отвечают на заданный вопрос. В одних случаях — молчат, в других отвечают невпопад.
При легкой степени УО: Запаздывание речи (немота, гнусавость, заикание).
При умеренной степени УО: Запаздывание речи на 3-5 лет, косноязычие, бедный словарный запас.
При тяжелой степени УО: Недоразвита устная речь, состоит из отдельных слов, структура слов нарушена, пользуются жестами и нечленораздельными звуками.
При глубокой степени УО: Речь заменяется нечленораздельными звуками.
Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы умственно отсталых детей
1. В мотивационно-потребностной сфере начальная стадия становления. Интерес направлен на текущую деятельность
2. Эмоции отстают в развитии. Нестабильность чувств (у детей с легкой степенью умственной отсталости отмечается добродушный настрой, с глубокой – больше злостно-тоскливый).
3. Самооценка подвержена контрастным изменениям. Уровень притязаний понижен. Отсутствует конкурентоспособность, стремление к достижению успеха.
4. Особенности деятельности заключаются в своеобразие целей, мотивов, средств. Нарушена целенаправленная деятельность. Низкая работоспособность, отсутствует ролевая игра.
Мотивация
Многие дети, имеющие легкую умственную отсталость, достаточно смышлены, чтобы учиться в обычных школах, хотя они более подвержены чувству беспомощности и разочарования, что дополнительно усложняет их социальное и когнитивное развитие. В результате они начинают ожидать неудачи даже при выполнении тех задач, с которыми могут справиться; при отсутствии надлежащего обучения их мотивация выполнять новые требования понижается.
Следовательно, по сравнению с нормально развивающимися детьми одного с ними умственного возраста, дети с умственной отсталостью ожидают меньшего успеха, ставят для себя низкие цели и довольствуются минимальным успехом, когда могут достичь большего. Взрослые непреднамеренно могут потворствовать этой приобретенной беспомощности. Когда, например, ребенок считается «отстающим», взрослые менее склонны настаивать на его упорстве в достижении цели, чем если бы он был нормальным ребенком на том же уровне когнитивного развития. Это явление объясняет некоторые из проявляющихся недостатков, обнаруживаемых в деятельности детей с умственной отсталостью по мере их роста. Особенно это касается задач, для которых требуются навыки обработки вербальной информации, например: чтения, письма и решения проблем.
Список литературы:
1. Амасьянц Р. А. Клиника интеллектуальных нарушений. Учебник / Р. А. Амасьянц, Э. А. Амасьянц. - М. : Педагогическое общество России, 2009. - 320 с.
2. Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений / Г. М. Андреева. - М. : Аспект Пресс, 2008. - 376 с.
3. Андреева К. А. Коммуникативные способности дошкольников с умственной отсталостью / К. А. Андреева // Молодой ученый. - 2014. - №2. - С. 715-718.
4. Антропов Ю. А. Основы диагностики психических расстройств: рук. для врачей / Ю. А. Антропов, А. Ю. Антропов, Н. Г. Незнанов. - М. : Гэотар-Медиа, 2010. - 384 с.
5. Бетанова С. С. Развитие коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста, имеющих легкую степень умственной отсталости / С. С. Бетанова // Вестник Московского государственного областного университет. - 2012. - №3. - С. 97-107.
6. Богдан Н. Н. Специальная психология / Н. Н. Богдан, М. М. Могильная. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2003. - 220 с.
7. Бойков Д. И. Как учить детей общаться: Руководство для детского психолога и логопеда / Д. И. Бойков, С. В. Бойкова. - СПб. : СОЮЗ, 2004. - 352 с. 57-61.
8. Валиева П. В. Особенности общения детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью / П. В. Валиева, М. И. Хизриева // Актуальные проблемы специального образования: Материалы VI Международной студенческой электронной научной конференции "Студенческий научный форум". - Махачкала: ФГБОУ ВПО ДГПУ, 2014. - №25. - 114 с. - С. 24.
9. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М. В. Гамезо. - М. : Инфра-М, 2007. - 446 с.
10. Выготский Л. С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский. - М. : Смысл, 2004. - 512 с.
11. Гейслер Е. В. Психиатрия: конспект лекций / Е. В. Гейслер А. А. Дроздов. - М. : Эксмо, 2007. - 84 с. С. 24.
12. Дмитриева Е. Е. Коммуникативно-личностное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста с легкими формами психического недоразвития: Дис.. д-ра психол. наук / Е. Е. Дмитриева. - М. : МГОУ, 2005. - 411 c.
13. Дмитриева Е. Е. Коррекция коммуникативной деятельности у старших дошкольников с задержкой психического развития / Е. Е. Дмитриева // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. - 2004. - №6. - С. 11-17.
14. Дмитриева Е. Е. Проблемные дети. Развитие через общение / Е. Е. Дмитриева - М. : АРКТИ, 2005. - 68 с.
15. Дубинина Л. Развитие у детей коммуникативных способностей / Л. Дубинина // Дошкольное воспитание. - 2005. - №10. - С. 26-36; №11. - С. 3-10.
16. Екжанова Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта. Метод. рекомендации / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. - М. : Просвещение, 2005. - 272 с.
17. Емельянова И. А. Педагогическая технология формирования коммуникативных умений и навыков у младших школьников с нарушением интеллекта: Дис.. канд-та пед. наук / И. А. Емельянова. - Екатеринбург: Ур. гос. пед. ун-т, 2009. - 274 с.
18. Ефремова Ю. М. Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с нарушением интеллектуального развития // Современные проблемы специальной педагогики и специальной психологии: Материалы научно-практических конференций "Дни науки МГПУ - 2010" / Сост. Е. В. Ушакова, Ю. А. Покровская. - М. : МГПУ, 2010. - 190 с. С. 89.
19. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей: Учеб. / С. Д. Забрамная. - М. : Просвещение, 1995. - 112 с.
20. Закрепина А. В. Социальное развитие дошкольников / А. В. Закрепина // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 11. - С. 72-79.
21. Золоткова Е. В. Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями развития / Е. В. Золоткова, Н. Г. Минаева, И. В. Чумакова. - Саранск, 2004. - 116 с.
22. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений / Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2011. - 573 с. С. 8.
23. Исаев Д. Н. Практикум по психологии умственно отсталых детей и подростков: Учеб. / Д. Н. Исаев, Т. А. Колосова. - СПб. : КАРО, 2012. - 176 с.
24. Катаева А. А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учеб. / А. А. Катаева, Е. А. Стребелева. - М. : ВЛАДОС, 2006. - 208 с.
25. Кубраченко Н. В. Особенности коммуникативных умений и навыков детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта // Современные проблемы специальной педагогики и специальной психологии: Материалы научно-практических конференций "Дни науки МГПУ - 2010" / Сост. Е. В. Ушакова, Ю. А. Покровская. - М. : МГПУ, 2010. - 190 с. С. 140.
26. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка / Под ред. А. Г. Рузской. - М. : Институт практической психологии, 1997. - 384 с.
27. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении / М. И. Лисина. - СПб. : Питер, 2009. - 320 с.
28. Лобач С. А. Особенности невербального общения детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью / С. А. Лобач // Журнал "Вестник СФУ". - 2010. - № 6. - С. 14.
29. Маллер А. Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью: Учеб. пособие / А. Р. Маллер, Г. В. Цикото. - М. : Академия, 2003. - 208 с.
30. Мозговой В. М. Основы олигофренопедагогики / В. М. Мозговой, И. М. Яковлева. - М. : Академия, 2010. - 224 с.