Алевтина Лузгинова
Психологические методы исследования личности ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Общая психология – исследует наиболее общие закономерности психической деятельности, обнаруживает и описывает общие принципы, категории, понятия и методы психологической науки.
Психофизиология изучает физиологические и биохимические изменения, которые происходят в нервной системе при различных психологических состояниях (эмоциональных переживаниях, функционировании памяти, сновидениях и т. п.). В психофизиологии речь идёт о самых различных физиологических сдвигах: активности потовых желез (кожно-гальваническая проба, «детектор лжи», электроактивности мышц (электромиограмма, мозга (ЭЭГ).
Публикация «Психологические методы исследования личности ребенка» размещена в разделах
Психогенетика изучает наследственные механизмы психики и поведения.
Возрастная психология (психология развития) изучает особенности психики человека на различных этапах его жизненного пути. Она подразделяется на детскую психологию, психологию подростка, психологию юности, психологию взрослого человека и геронтопсихологию.
Социальная психология исследует психические явления, которые происходят в различных группах и коллективах в процессе общения людей, выявляет психологические закономерности взаимоотношений личности и коллектива.
Клиническая (медицинская) психология – отрасль психологии, которая сформировалась на стыке с медициной, она использует знания психологических закономерностей в медицинской практике: в диагностике, лечении и профилактике заболеваний.
Кроме изучения психики больного человека, к основным разделам предмета клинической психологии относится изучение закономерностей общения и взаимодействия больных и медицинских работников, а также изучение психологических средств воздействия на больных в целях профилактики и лечения заболеваний.
При изучении психики больного главное место занимает исследование психических проявлений различных заболеваний и механизмов их возникновения. Важное значение при этом уделяется изучению роли психогенно-травмирующих и иных психологических факторов в возникновении и течении болезней, а также исследование личностной реакции человека на своё заболевание.
При изучении процессов взаимодействия и общения медицинских работников с больными особо подчёркивается, что пациент для врача не только объект диагностики и терапии, но и субъект со своим сложным внутренним психологическим миром, индивидуально реагирующий на болезнь и условия микросоциальной среды.
Методы психологии
Как и все естественные науки, психология располагает двумя основными методами получения психологических фактов : метод наблюдения (описательный метод) и метод эксперимента.
Описательные методы отводят исследователю роль наблюдателя, который никогда не вмешивается в наблюдаемое явление, а лишь описывает его более или менее объективно.
Наблюдение – это систематическое, целенаправленное отслеживание проявлений психики человека в определённых условиях.
Одним из видов наблюдение является самонаблюдение или интроспекция, с которой мы познакомились, когда говорили о психологии сознания. Самонаблюдение, как субъективный метод, противопоставляется объективным методам, которыми пользуются другие естественные или общественные науки. Однако самонаблюдение вполне допустимо как форма словесного отчёта о том, что человек слышит, видит, переживает и т. п. Подробный отчёт фиксируется так же, как и всякое внешнее объективное выражение психических состояний человека.
С интроспекцией не следует смешивать рефлексию (т. е. размышления и переживания по поводу собственных психических качеств и состояний, которая по сути является вторичной переработкой данных самонаблюдения, анализа собственных поступков или умозаключений.
Другим основным методом в психологии является эксперимент. Эксперимент отличается от наблюдения активным вмешательством исследователя в ситуацию.
Эксперимент в психологии заключается в том, что намеренно создаются и видоизменяются условия, в которых действует испытуемый, ставятся перед ним определённые задачи и по тому, как они решаются, судят о возникающих при этом психических явлениях.
Выделяют две основные разновидности эксперимента: естественный и лабораторный.
При естественном эксперименте испытуемый может и не знать о его проведении. Обычность, естественность условий и введение на этом фоне экспериментальных переменных позволяет исследователю проследить действие этих переменных и тем самым установить их роль и особенности влияния на изучаемое явление.
Лабораторный эксперимент проводят в специально созданных условиях, часто с применением аппаратуры. Испытуемый знает, что над ним экспериментируют, и действия его определяются инструкцией.
Дополнительные методы исследования в психологии
Тестами называются наборы задач и вопросов, которые дают возможность быстро оценить психическое явление и степень его развития.
От других методов тесты отличаются тем, что они предполагают чёткую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также особые приёмы их последующей интерпретации. Получаемые количественные результаты всегда сопоставляются с аналогичными результатами контрольной группы (предварительная стандартизация теста).
Метод анализа продуктов деятельности. Продуктами деятельности людей являются созданные ими различные вещи, написанные книги, письма, изобретения и т. п. По ним можно в известной мере судить об особенностях деятельности, которая привела к их созданию и включенных в эту деятельность психических процессах.
Наиболее распространёнными являются методики изучения рисунков, а также творчества душевнобольных (рисунки, стихи, проза, изобразительные произведения).
Метод беседы. Сюда относятся как сбор анамнеза, так и интервью (получение ответов на определённые и заранее приготовленные вопросы, и анкетирование
Структура психологической науки
В настоящее время психология представляет собой сложную и разветвленную систему направлений научных исследований, структуру которой составляет множество относительно самостоятельно развивающихся отраслей.
Отрасли психологии принято квалифицировать по разным критериям.
Общая психология, объединяющая различные отрасли в целостное научное знание. Изучая сущность и общие закономерности возникновения, функционирования и развития психики, она представляет собой методологическую и теоретическую основу всех психологических дисциплин.
1. Отрасли психологии, изучающие психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности: медицинская психология изучает психологические аспекты здоровья и болезни, психологические основы деятельности медицинского персонала; педагогическая психология рассматривает психологические закономерности процессов обучения и воспитания
2. Отрасли психологии, изучающие различные аспекты психического развития : возрастная психология прослеживает развитие психики в онтогенезе – ее разделами являются детская психология, психология подростка, психология юности, психология взрослого человека, геронтопсихология
3. Отрасли психологии, изучающие отношения личности и общества : социальная психология исследует психические явления в процессе взаимоотношения людей друг с другом
Основные принципы психологии :
1. Принцип детерминизма или причинной обусловленности психической деятельности. В мире не существует беспричинности явлений. Научная психология обязательно ищет причины возникновения явлений.
2. Принцип развития психики. Психическая деятельность человека не может быть понятой до конца, если ее изучать статично, вне деятельности и развития (невозможно понять поведение взрослого человека без учета истории его жизни, невозможно объяснить психику людей не зная психики животных).
3. Принцип ведущей роли деятельности в развитии психики. Психика, будучи субъективным отражением, развивается в процессе активного взаимодействия человека с другими людьми в различных видах деятельности.
4. Принцип единства психической деятельности. Психика — нераздельное целое, в котором психолог искусственно выделяет различные психические явления.
5. Принцип объективности в изучении психики (изучаем по результатам деятельности).
Задачи современной психологической науки — это определение общих закономерностей развития психики в онтогенезе
психологических механизмов усвоения человеком общественного опыта
выявление психологических основ формирования личности в процессе обучения и воспитания
Связь с другими науками
Долгое время являясь одним из разделов философии, психология неизбежно взяла из этой науки принципиально важные теоретические положения, определяющие подход к решению проблем. Таким образом, философия является методологической основой психологии. Очевидна связь психологии с естественными науками - биологией, физиологией, химией, физикой и др., с помощью которых можно изучить физиологические и биологические процессы мозга, лежащие в основе психики. Психологию сближают с гуманитарными науками (социологией, историей, языкознанием, искусствоведением и др.) изучение взаимодействия личности и ее ближайшего окружения; интерес к особенностям психического, душевного склада человека в различные исторические эпохи; роль языка в культурном и психическом развитии человека, проблема творчества. Не менее очевидна связь психологии с педагогикой. Эффективно обучать и воспитывать можно только на основе знания закономерностей, по которым развивается психика, человека. Многообразны связи психологии с медициной. Общие точки соприкосновения эти науки находят в изучении проблемы нарушения психической деятельности, психологическом обосновании особенностей взаимодействия врача и пациента, диагностике и лечении ряда заболеваний. Взаимосвязь психологии и технических наук проявляется, с одной стороны, в выявлении оптимальных психологических условий взаимодействия человека и машины, с другой - в разработке технических средств, приборов для изучения проявлений психики.