Приложение МААМ

Психологические механизмы игровой деятельности для детей как основа психотерапии

Александр Владимирович Гришин
Психологические механизмы игровой деятельности для детей как основа психотерапии
▼ Скачать + Заказать документы

Психологические механизмы игровой деятельности основываются на фундаментальных потребностях личности в самоутверждении, самовыражении, саморегуляции, самореализации и самоопределении.

Именно игра выступает в качестве ведущего вида деятельности для детей дошкольного возраста. Выделяют три основные функции игровой психотерапии :

Терапевтическая (способствует выстраиванию межличностных отношений;

Обучающая (дети приобретают навык жизни в обществе);

Публикация «Психологические механизмы игровой деятельности для детей как основа психотерапии» размещена в разделах

Диагностическая (с помощью игры можно выявить разного рода отклонения).

Общеизвестны следующие ориентиры игровых технологий :

1) Дидактические. Они позволяют расширить кругозор, активировать познавательную деятельность, приобретать навыки и умения для практики, помогают развивать навыки для процесса труда, метапредметные достижения.

2) Воспитывающие. Общеизвестно, что с помощью игр у воспитанников формируются интересы и разного рода увлечения, стремление к самостоятельности, умение жить в коллективе, сотрудничество,

чувство причастности к коллективу группы, сада.

3) Развивающие. С помощью игры развивается речь, память, мышление, внимание. Очень важно воспитанников развивать умение делать сравнения (а для этого надо быть наблюдательным, иметь опыт). Также с помощью игры у воспитанников развивается фантазия, творческие способности, воображение, воспитанники приобретают интерес узнать новое, неизведанное, что важно очень поддерживать для проецирования различных ситуаций.

4) Социализирующие. Здесь важно адаптировать воспитанников к изменениям окружающей жизни, познакомить с правилами жизни в обществе, ценностными ориентирами, учить выстраивать межличностные отношения. Также игра способствует избавиться от стресса, попробовать на себе разные

роли. Игротерапия применяется и в индивидуальной, и в групповой форме. В тех случаях, когда у ребенка присутствует потребность в общении, лучше использовать групповую игротерапию. Если же такая потребность уже сформирована у воспитанников, то мы используем индивидуальную игротерапию.

Есть дети, которые не сразу включаются в игру, как правило, с такими детьми используем индивидуальную форму, чтобы снять напряжение и подготовить ребенка для игры в группе.

Групповая игротерапия – это психологический и социальный процесс, во время которого дети естественным образом контактируют друг с другом, приобретают новые знания как о себе, так и о других детях. Именно такой способ считается приносящим положительный результат в коррекции психоэмоциональных нарушений личности.

Велика роль игры в решении детских проблем. Играя, воспитанники осознают себя и свое «Я», повышается самооценка ребенка, развиваются его потенциальные возможности. В игре исчезают страхи, обиды забываются, уменьшается тревожность.

В игре дети помогают друг другу распределять ответственность за построение межличностных отношений, приобретают опыт общения с другими людьми, проигрывают и переживают разные жизненные ситуации, извлекают нравственные уроки, учатся говорить красиво, используя правильные

слова.

Для оценки результата сформированности социально-коммуникативных навыков у дошкольников, умений выстраивать межличностные отношения определили разные направления деятельности.

Дети младшего дошкольного возраста характерно выстраивание межличностных отношений с помощью применение различных этикетных слов, например, спасибо, до свидания. Правильно говорить (неплохо бы и красиво) - такое требование предъявляется не только в игре к детской речи, но и к речи взрослых педагогов. Важным является выражение эмоций, которые зачастую связаны с настроением, способ установления контакта. Кто-то называет по фамилии, кто-то по имени, у кого-то велика роль зрительного восприятия, некоторые не могут избежать того, чтобы дотронуться до собеседника, выражая при этом разные чувства. Одни дети сдержаны, не жестикулируют, а другие спокойно ведут себя в разговоре и сдержанно. Некоторые лицом к лицу играют, а другие отворачиваются от партнера, при

этом часто настораживает и тон участника игры.

Для детей старшего дошкольного возраста прибавляются и другие критерии эффективности общения в процессе игры. Здесь особенно важным для выстраивания межличностных отношений является умение слышать и слушать собеседника, потому что одни дети перебивают собеседника, а другие нет, одни внимательны в общении, а другие невнимательные. Одни дети терпя неэтичные выражения в процессе игры, другие – принять не могут и больше играть не будут с таким партнером. Некоторые воспитанники делают разного рода замечания, некоторые не замечают ошибок, т. е. им безразлично,

другие же прибегают за помощью к взрослым за разрешением проблемы. Эмоциональный настрой собеседника тоже не все понимают, кто-то проявляет равнодушие, а кто-то – сопереживает.

Для развития позитивной динамики воспитанников применяем на практике разные игры.

Коммуникативные игры способствуют обеспечению понимания ребенком своей уникальности, своего «Я», решают проблему собственной неуверенности, развивают положительную самооценку, формируют общепринятые этические нормы и правила жизни в обществе, заставляют заглянуть в себя, в свой мир переживаний и чувств.

Игры с песком сегодня очень востребованы из-за положительного влияния на эмоциональное самочувствие детей, так как песок обладает свойством устранять негативную психическую энергию и успокаивать ребенка. Они развивают сенсорные способности, творческое воображение, нестандартное

мышление, мелкую моторику рук, процессы саморегуляции, восприятие, память, мышление, речь, положительное отношение к себе и окружающим, гармоничное психоэмоциональное состояние. Игры с песком помогают избавиться от страха и стресса, волнений и переживаний, решают детские проблемы.

Нельзя не упомянуть и о театрализованных играх. Используем в своей работе самые разные: с куклами и без них, режиссерские. Воспитанники с большим интересом создают театрализованные сцены, а порой и целые спектакли. Ярким элементом является мимика, жесты, интонация.

В процессе такой деятельности наблюдается содружество ролевой игры и искусства. Как правило, театрализованные игры требуют больших усилий: написание сценария, распределение ролей, заучивание, что способствует развитию познавательной деятельности и эмоциональной сферы.

С помощью театрализованных игр решаются следующие задачи: обогащение и укрепление эмоциональных ресурсов и коммуникативных средств, как вербальных, так и невербальных, развитие у детей познавательных способностей, совершенствование восприятия (чувственного познания, развитие воображения, воспитание волевых качеств, развитие способности к саморегуляции, совершенствование психомоторики и освобождение от мышечных зажимов, формирование у детей социальной культуры.

Для использования театрализованных игр мы готовим воспитанников с младшего дошкольного возраста, применяем методы сказкотерапии и куклотерапии. Очень важным является и посещение театров и обсуждение спектаклей.

Далее работа уже направлена на обогащение эмоционально-чувственного, художественного опыта, а также совершенствование восприятия и представлений, чему способствует чтение книг, заучивание стихотворений, скороговорок наизусть, проведение артикуляционных разминок.

На следующем этапе осуществляется формирование театрализованно-игровой деятельности,

что предполагает осваивание детьми простых элементов интонационно-пластической выразительности образов и сюжета. Свою эффективность в театрализованной игротерапии доказали :

игры, которые способствуют успокоению и организации детей («Кто за кем?», «Идем за синей птицей»);

игры, направленные на преодоление двигательного автоматизма для гипер- и гиперактивных детей («Противоположные движение», «Стоп»);

этюды, задача которых – обеспечение правильного понимания эмоционально-выразительных движений рук и адекватное использование жестов («Заколдованный ребенок», «Вот он какой», «Слушай хлопки»);

этюды, позволяющие расслабить мышцы («Штанга», «Шалтай-Болтай», «Тихое озеро»);

«Поймай букву», «Поймай звук», «Собери слова», проговаривание чистоговорок и словосочетаний;

этюды, способствующие выражению радости («Вкусные конфеты», удивления («Удивление», страха («Гроза»).

Наша задача заключается в том, чтобы дети могли анализировать свои ощущения эмоционального состояния и поведения в конкретный момент деятельности, что требуется для овладения ими саморегуляцией и приобретения умения самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность. Без художественной литературы или фольклора нет игры. Поддержка зрителей-болельщиков тоже играет важную роль.

Игры учат сопереживать, сочувствовать, правильно и красиво говорить, формируют фразовую речь, расширяют кругозор, развивают речь, слуховое внимание, зрительное восприятие, память, логическое мышление, формируют нравственность, учат общепринятым нормам поведения, помогают избавиться от конфликтов, способствуют избавлению от стрессов и проблем.

Публикации по теме:

Детское экспериментирование — основа познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста «Детское экспериментирование - основа познавательно - исследовательской деятельности детей дошкольного возраста». Из опыта своей работы.

Реализация прав детей на здоровье средствами игровой деятельности В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является актуальной, так как результаты научных исследований свидетельствуют.

Детское экспериментирование как основа поисково-исследовательской деятельности старших дошкольниковДетское экспериментирование как основа поисково-исследовательской деятельности старших дошкольников Детское экспериментирование - основа поисково - исследовательской деятельности старших дошкольников. Тема «Мы юные исследователи» Цель:.

Двусторонняя ширма для развития игровой деятельности детейДвусторонняя ширма для развития игровой деятельности детей Ведущим видом деятельности дошкольников является игра, поэтому большое внимание уделяем созданию предметно - игровой среды в группе. В игре.

Выносное оборудование для организации игровой деятельности детей на прогулкеВыносное оборудование для организации игровой деятельности детей на прогулке В нашем детском саду прошел конкурс выносного оборудования для организации игровой деятельности детей на прогулке "Погуляем, поиграем".

Конспект игровой деятельности для детей 2–3 лет «Ёжик в гости к нам пришёл»Конспект игровой деятельности для детей 2–3 лет «Ёжик в гости к нам пришёл» Цель: Организовать деятельность детей направленную на развитие мелкой моторики рук и кмстей; способствовать активизации словарного запаса.

Механизмы оптимизации и особенности организации деятельности образовательных организаций c детьми с ОВЗ Дошкольное образование реализуется в вариативных организационных формах, предусмотренных федеральным государственным образовательным стандартом.

Ширма из полипропиленовых труб для двигательной и игровой деятельности детейШирма из полипропиленовых труб для двигательной и игровой деятельности детей Многофункциональное пособие «Ширма». Данная ширма – пособие лёгкое, переносное. Она изготовлена из полипропиленовых труб. Её можно.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Психологические механизмы игровой деятельности для детей как основа психотерапии
Опубликовано: 23 июня 2024 в 18:16
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психологические механизмы игровой деятельности для детей как основа психотерапии» (включая файлы) размещена пользователем Александр Владимирович Гришин (УИ 3395430) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД