Олеся Княжева
Психологические игры Гюнтера Хорна в коррекционной работе с дошкольниками. Игра «Лепешка»
▼ Скачать + Заказать документы
Что такое психологическая игра?
Это настольная разновидность игр для детей и взрослых, такой социально-психологический тренинг, позволяющий в разных формах (мифологических, ассоциативных, символьных, знаковых и т. д.) безопасно переживать различные эмоции, проживать состояния, достигая поставленную игрой цель или решая собственный психологический запрос.
«Психотерапия для ребенка – это таблетка, а игра – это хлеб»
Публикация «Психологические игры Гюнтера Хорна в коррекционной работе с дошкольниками, Игра „Лепешка“» размещена в разделах
Гюнтер Хорн немецкий психотерапевт, психоаналитик основоположник символдрамы детей и подростков.
Социальные игры Гюнтера Хорна – это уникальные психологические игры с элементами социального взаимодействия.
Самая известная из этих игра – «Лепёшка». Также широкое распространение получила «Психологическая игра Гюнтера Хорна для всей семьи». Обе этих игры еще с 1996 года переводились и адаптировались их официальными соавторами – психологами Я. Л. Обуховым - Козаровицким и Б. Хеллингер.
Можно ли с помощью одной игры научить детей договариваться, отстаивать свои интересы, предъявлять требования?
Да, с помощью психологической игры «Лепёшка», которая также поможет ребенку и его родителям прожить негативные эмоции в игровой форме.
Расскажем, каковы правила игры, как ее организовать и проводить.
Цель психологической игры «Лепешка»
- [/b]
развитие умения общаться (учиться договариваться, отстаивать свои права, уступать, извиняться, распознавать свои чувства и чувства партнеров по игре.
Очень важно то, что игра помогает участникам осознать и проработать тему границ и учит справляться с агрессией социально приемлемым способом (выражение агрессии предусмотрено правилами, но ограничено временем и рамками игры). В этой игре нет стандартных фишек, участники сами лепят их из пластилина, создавая своего представителя на поле и неся за него ответственность. Тем самым они дают понять, как они относятся к себе и другим, какие у них желания и намерения. ПО ходу игры между участниками возникают самые разные отношения.
Задачи игры «Лепёшка»
- обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в разных ситуациях;
- обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме;
- отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях;
формирование позитивных качеств личности детей;
- оптимизация детско-родительских отношений
С кем можно играть?
1. Игра для детей дошкольного и школьного возраста (от 4 лет).
2. Игру можно проводить с отдельными детьми, с группами детей или семьями с целью развития эмоциональной и социальной компетенции.
Правила игры
1. Перед началом игры каждый участник лепит из пластилина свою фигурку животного, которое служит им потом в качестве фишки. Старт игры начинается на поле "хлев".
2. Каждый игрок является одновременно владельцем всех полей того же цвета, что и его фигурка.
3. Игроки по очереди кидают кубик и переставляют свою фигурку-фишку через соответствующее количество полей. Начинает игру самый младший из игроков. Он кидает кубик, делает ход и попадает, как правило, на поле другого цвета.
4. Игрок, на цвет поля которого попала фигура другого цвета, должен обвинить попавшее на его поле животное за какой-то придуманный им проступок (например: «ты у меня украл бутерброд!»).
5. После этого обвинения владелец животного должен соответствующим образом извиниться за свое животное или предложить исправить содеянное.
6. Если владелец поля удовлетворен извинением или возмещением ущерба, то он может отказаться от наказания попавшей к нему фигуры. Тогда следующий игрок может бросать кубик. Если владелец поля не удовлетворен извинением, он может наказать попавшую к нему фигуру, щелкнув по ней, смяв ее или как угодно изменив ее форму. Он может также одним ударом смять ее в "лепешку".
7. На полях своего цвета фигура находится у себя дома. В своем доме фигура может залечить раны, изменить себя, отдохнуть и "развить себя". Поэтому все игроки восстанавливают свои фигуры, если им выпадает количество ходов, позволяющее им достичь собственного игрового поля или если у них есть возможность его перескочить. В последнем случае они идут только до своего "дома". Лишь неповрежденные фигуры имеют право перешагнуть через поле своего цвета.
8. Цель игры — стать человеком и попасть на "Небо людей". Но сам игрок не может просто превратить себя в человека. Для этого нужна помощь другого игрока, который, как в сказке, сможет "расколдовать животное", превратив его обратно в человека. Когда кто-то захочет стать человеком, он должен выбрать кого-то из игроков и попросить его перелепить фигурку своего животного. Это можно сделать, когда целая и неповрежденная фигурка животного находится на поле своего цвета. Необходимо также убедить другого игрока, обосновав ему почему животное хочет стать человеком. Если фигурка животного попадает на поле своего цвета поврежденной, то владелец животного должен сам исправить ее, долепив до целого животного. И только когда очередь в следующий раз вновь дойдет до того, что можно будет бросать кубик, можно будет попросить какого-то другого игрока превратить животное в человека.
9. Если приведенное обоснование кажется игроку, к которому обратились с просьбой превратить животное в человека, достаточно убедительным, то он лепит из фигурки животного человека. С этого момента владелец фигурки-человека должен вести себя в игре "по-человечески", "гуманно". Это значит, что он в принципе не должен бить, давить или разрушать другие фигуры, которые попали на одно из его полей и не принесли достаточных извинений за причиненный ущерб. Однако "человек" может, не разрушая другую фигуру, таким образом согнуть ее, чтобы ее поза выражала извинение, признание своей вины. Например, можно склонить голову животного, согнуть спину, поставить на колени, заставить ползти по полу.
10. Если игрок, имеющий фигурку-человека, все равно — забывшись или намеренно — раздавит кулаком фигурку животного или человека в лепешку, то его фигурку возвращают в "хлев" и он начинает игру сначала, но уже снова в форме животного.
11. Игрок, чьей фигурке-животному два раза отказали в желании стать человеком, может во время своего хода вернуться назад на ближайшее поле своего цвета и там самостоятельно превратиться в человека. Кубик при этом не кидается.
12. Последнее поле в игре — зеркальное. Наказанные и поврежденные фигурки должны точно попасть на это поле. Владелец поврежденной фигурки животного исправляет ее и переставляет ее затем на "небо животных". Владелец поврежденной фигурки человека может "подлечить" себя на зеркальном поле. На "небо людей" неповрежденная фигурка человека переходит уже при следующем ходе, если на кубике выпадает число "I". Выигрывает тот, кто первым попадет на "небо людей". Целым фигуркам-человечкам не нужно останавливаться ждать на зеркальном поле, при точном выпадении числа на кубике они могут сразу перейти на "небо людей".
Последнее поле в игре — зеркальное. Наказанные и поврежденные фигурки должны точно попасть на это поле. Владелец поврежденной фигурки животного исправляет ее и переставляет ее затем на "небо животных". Владелец поврежденной фигурки человека может "подлечить" себя на зеркальном поле. На "небо людей" неповрежденная фигурка человека переходит уже при следующем ходе, если на кубике выпадает число "I". Выигрывает тот, кто первым попадет на "небо людей". Целым фигуркам-человечкам не нужно останавливаться ждать на зеркальном поле, при точном выпадении числа на кубике они могут сразу перейти на "небо людей".
Особенности игры
- Не выигрывает кто-то один, в выигрыше остаются все, лучше узнавая как себя самого, так и партнеров по игре;
- Для ребенка очень важной является свободная игровая атмосфера, возникающая во время игры – с юмором, без авторитарного давления, без боязни наказания;
- Ребенок не боится проявить свои эмоции, когда он чувствует заинтересованность взрослых и их поддержку;
- Благодаря свободной игровой атмосфере, возникающей во время игры, происходит рефлексия тревожного состояния ребенка.
При работе с семьей
Происходит оптимизация детско-родительских отношений
Использование игр позволяет:
1) Психологу:
- увидеть специфику проблем данной семьи;
- простроить коррекционную работу с данной семьей.
2) Родителям и ребенку:
- сформировать новые взаимоотношения;
- отработать определенные навыки.
Важно! Данный вид работы с семьей естественно вписывается в детскую жизнь, не оставляя следа от специальной работы психолога с ребёнком.
Выводы
- игра обладает выраженным психотерапевтическим эффектом;
- способствует снятию тревожности, агрессии;
- развивает воображение, коммуникативные навыки, произвольность;
- способствует наработке социальных навыков и становлению личности ребенка;
- способствует конструктивным межличностным взаимоотношениям и улучшению психологического климата в детском коллективе.
- позволяет диагностировать и корректировать детско-родительские отношения.