Майя Павлова
Психологическая поддержка родителей в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Основная цель моей работы в ДОУ, - это сохранение и укрепление психологического здоровья детей. Предыдущий опыт работы убедил меня, что проведение консультативной работы с родителями по этому направлению является одной из самых важных задач. Ребенок уходит домой и попадает в особую атмосферу семьи - там свои ценности, правила, идеи, неповторимый микроклимат. Детско-родительские, межличностные отношения, характер коммуникаций - все это влияет на развитие личности ребенка, его здоровье. Родители с рождения формируют детям стиль поведения, ценности, в семье закладываются качества личности. Когда семья действует как субъект образовательного процесса, равный партнер в развитии и воспитании своего ребенка, тогда мы, педагоги ДОУ, можем гарантировать обеспечение необходимых услуг для его развития.
Публикация «Психологическая поддержка родителей в ДОУ» размещена в разделах
Я, как педагог-психолог, считаю, что в первую очередь важно проинформировать родителей (законных представителей) о возможности получить консультативную поддержку педагога-психолога в ДОУ. Поэтому, участвуя в групповых консультациях на родительских собраниях, я сообщаю о том, что родители имеют возможность получить консультативную поддержку в ДОУ, а также где и как записаться на индивидуальную консультацию. Кроме того, график работы находится в доступном месте и в письменной форме сообщает о часах приема.
В рамках психопрофилактической и просветительской деятельности я провожу групповые консультации с родителями на собраниях, направленные на повышение родительской компетентности в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста с учетом возрастных и физиологических особенностей.
Одно и интереснейших направлений в этой работе - это индивидуальные консультации.
Нередко родители, в основном это мамы, обеспокоенные изменениями в поведении чада, обращаются на индивидуальные консультации.
Консультация начинается со знакомства и первичной беседы, в ходе которой я создаю условия для доверительного контакта, активно слушаю. На этом этапе моя задача понять, как видит проблему родитель-клиент. Вот наиболее распространенные причины обращений на индивидуальную консультацию:
- ребенок «не слушается»;
- ребенок испытывает страхи (к животным, темноты, оставаться один в помещении и т. д.);
- у ребенка на ПМПК впервые выявили СДВГ, ЗПР, ОНР, ЗРР («Как быть?»);
- у ребенка плаксивость, капризность;
- ребенок агрессивен;
- родители готовят ребенка к обучению в школе;
- родители разводятся или развелись и желают снизить негативное влияние постразводной ситуации на ребенка;
- ребенок адаптируется в ДОУ («Как ему помочь?»);
Далее этап анализа первичных данных - мне необходимо сформулировать предположительную психологическую проблему. Я задаю уточняющие вопросы, анализирую протоколы беседы. Часто выявляется отсутствие элементарных знаний о возрастных, физиологических особенностях ребенка. Страхи, тревожность, воспитательная неуверенность родителя.
На этапе формулирования запроса помогаю клиенту, используя наводящие вопросы и незаконченные предложения сформулировать запрос и ожидания. Нередко родитель желает отдать «плохого» ребенка психологу и получить «хорошего». Моя позиция в таком случае - направить клиента на осознание факта, что родитель в первую очередь несет ответственность за развитие и воспитание малыша.
На этапе диагностики уточняем психологическую проблему. Если необходимо - предлагаю пройти психодиагностику, анкетирование. Бывают ситуации, когда с моей стороны, достаточно «диспетчерских» рекомендаций, а именно - направляю к другим специалистам: логопеду, врачу, в социальные службы.
Чаще всего в диагностической работе с родителями я использую методы семейной психодиагностики Эйдемиллер Э. Г., -тест АСВ, который позволяет проанализировать процесс воспитания в семье, начиная с 3-х летнего возраста ребенка. Выявляет нарушения в процессе воспитания в семье, тип негармоничного воспитания, психологические причины отклонений в семейном воспитании. Проективный тест «Семейная социограмма», позволяющий выявить систему межличностных отношений, характер коммуникаций в семье.
С ребенком использую диагностику детско – родительских отношений с помощью проективного теста «Три дерева», который разработан для детей немецким психотерапевтом Эддой Клессманн, методики проективного рисования З. Василяускайте, А. М. Прихожан «Автопортрет», Лосева В. К. проективная методика «Рисуем семью», методики из перечня для проведения психологического мониторинга в образовательном учреждении, утвержденного распоряжением министерства образования и науки Самарской области.
На следующем этапе анализирую данные и беседую с клиентом по результатам диагностики. Важно, чтобы объективная картина причин возникшей проблемы стала понятна обратившимся за помощью.
Далее выбираю методы коррекции и способствую формированию ответственной позиции у родителя за решение проблемы возникшей в воспитании и развитии детей. Возможно, рекомендую литературу или интернет-ресурсы для самостоятельного изучения, составляю программу коррекции.
Хочу подчеркнуть, что моя деятельность, направленная на коррекцию и развитие наших воспитанников будет малоэффективна, без участия родителей в этом процессе. Важно развивать сотрудничество специалистов с родителями, создавать атмосферу психологической поддержки. Повышать уровень знаний о роли семьи и стиле семейного воспитания в развитии личности ребенка. Обучать родителей эффективным способам взаимодействия с детьми по развитию и укреплению здоровья. Обеспечить единство и преемственность семейного и общественного воспитания.