Заярнюк Татьяна
Психологическая готовность ребенка к школе
▼ Скачать + Заказать документы
Психологическая готовность ребенка к обучению в школе является важным аспектом воспитания и обучения дошкольника в семье и детском саду. Ее содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет к ребенку. Эти требования заключаются в необходимости ответственного отношения к школе, учебе, управления своим поведением, выполнением умственной работы, обеспечивающей сознательное усвоение знаний, установление со взрослыми и сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью.
Публикация «Психологическая готовность ребенка к школе» размещена в разделах
Основные компоненты готовности к школьному обучению:
1. Интеллектуальная готовность к школьному обучению
Она связана с развитием мыслительных процессов, то есть способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, определять причинно-следственные зависимости, делать выводы. Также у детей должны быть сформированы определенные образные и пространственные представления, соответствующее речевое развитие, познавательная активность.
2. Социально - личностная готовность
Социально - личностная готовность представляет собой готовность ребенка к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе, обусловленным ситуацией школьного обучения.
Стремление ребенка к новому социальному положению — это и есть предпосылка и основа становления многих психологических особенностей в дошкольном возрасте. Тогда у ребенка появляется ответственное отношение к школьным обязанностям. Кроме отношения к учению, для детей, поступающих в школу, важно отношение к учителю, сверстникам и самим себе. В конце дошкольного возраста должна сложиться такая форма общения ребенка со взрослыми, когда взрослый становится образцом для подражания, его требования выполняются, на его замечания не обижаются, а наоборот, стараются исправить ошибки. Сам же ребенок должен уметь себя правильно вести, уметь отвечать на поставленные вопросы, не говорить лишнего, задавать вопросы по теме, подняв при этом руку. Дети, готовые в этом плане к школьному обучению, понимают условность учебного общения и адекватно, подчиняясь школьным правилам, ведут себя на занятиях.
Классно-урочная система обучения предполагает не только особые отношения ребенка с учителем, но и особые отношения с другими детьми. Ученики должны учиться деловому общению друг с другом, умению успешно взаимодействовать, выполняя совместные учебные действия.
Личностная готовность к школе включает также определенное отношение к себе. Продуктивная учебная деятельность предполагает адекватное отношение ребенка к своим способностям, результатам работы, поведению, т. е. определенный уровень развития самосознания. Самооценка школьника не должна быть завышенной. Если ребенок говорит, что он «хороший», его рисунок «самый лучший», нельзя говорить о личностной готовности к обучению.
3.Мотивационная готовность
Мотивационная готовность – это наличие у детей желания идти учиться.
4. Эмоционально – волевая готовность
Волевая готовность – умение ребёнка действовать в соответствии с образцом и осуществлять контроль путём сопоставления с ним. Эмоционально - волевую готовность считают сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действий, принимать усилия к его реализации, преодолевать препятствия, у него формируется произвольность психологических процессов.
Уже в дошкольном возрасте ребенок оказывается перед необходимостью преодоления возникающих трудностей. Это приводит к тому, что он начинает сознательно контролировать себя, управлять своими внутренними и внешними действиями, своими познавательными процессами и поведением в целом. Это говорит о том, что уже в дошкольном возрасте возникает воля.
Таким образом, готовность к школе – это необходимый уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Психологическая готовность формируется у ребенка на протяжении всего дошкольного детства и является комплексным образованием, включающим интеллектуальную, социально-личностную, мотивационную и эмоционально - волевую готовность.
Правильно проведенная диагностика «готовности к школе» дает возможность определить, насколько ребенок подготовлен к школьной жизни, дальнейшие его школьные успехи в учебной деятельности.
При диагностике готовности к школе надо понимать, что все компоненты психологической готовности не обязательно должны быть максимально развиты, гораздо важнее, чтобы присутствовали все эти компоненты, даже если уровень сформированности некоторых из них невысок. В процессе учебы возможна компенсация менее сформированных качеств более развитыми, однако отсутсктвие какого-то компонента психологической готовности к школе полностью не компенсируется и может привести к неуспешности в учебной деятельности.