Светлана Дворник
Психологическая готовность к школе
▼ Скачать + Заказать документы
Структура понятия «Готовность к школе»
МОТИВАЦИОННАЯ
выражается в осознании ребенком себя как будущего школьника, в формировании внутренней позиции школьника. Внутреннюю позицию школьника в самом широком смысле можно определить как систему потребностей и стремлений ребенка, связанных со школой, то есть, такое отношение к школе, когда причастность к ней переживается ребенком как его собственная потребность «хочу в школу»;
Публикация «Психологическая готовность к школе» размещена в разделах
- принятие позиции школьника;
- достаточное развитие учебно-познавательных и социальных мотивов;
- отношение к учению (сформированность внутренней позиции школьника – теряется интерес к дошкольным занятиям и видам деятельности и проявляется активность в школьно-учебной деятельности, желание и интерес учиться);
- познавательная мотивация (любопытство ко всему, активность в поиске взаимосвязей в предмете познания, ненасыщаемость в познании)
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ
(связана с развитием мыслительных процессов - способность обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, определять причинно-следственные зависимости, делать выводы)
- ориентировка ребенка в окружающем мире, запас его знаний, усвоенных в системе;
- знания о своей семье, быте;
- умение высказывать собственные суждения, делать выводы;
-умение воспринимать информацию и задавать по ней вопросы;
- умение принимать цель наблюдения и осуществлять его;
- умение систематизировать и классифицировать признаки предметов и явлений;
- желание узнать новое;
- любознательность;
- развитие образных представлений;
- развитие психических процессов (предпроизвольность мышление, восприятие, воображение, память, внимание);
- развитие сенсорики, речи, мышления;
- сформированность элементарных учебных навыков (умение учиться)
КОММУНИКАТИВНАЯ
(готовность ст. дошкольников к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе, обусловленная ситуацией школьного обучения, включающая в себя все компоненты структуры общения и сформированность всех элементов процесса общения, контроль своего поведения на основе элементарного анализа обратной связи и степени восприятия партнеров, достаточная для успешного освоения школьной программы)
- умение общаться со взрослыми, сверстниками, войти в детское общество (ребенок утверждается в коллективе сверстников на основе ценностей, которые существуют в этом коллективе);
- умения ребенка строить взаимоотношения в коллективе сверстников (занимать лидирующую позицию, уметь работать в команде и поддерживать лидера)
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ
( Поведенческая цепочка субъекта деятельности:
1. Эмоциональная компонента, выражающая отношение, интерес, избирательность к предмету деятельности;
2. Эмоционально-деятельностная компонента, формирующаяся на основании инициативы и инициирующая собственно деятельность;
3. Деятельностная компонента, проявляющаяся в избирательности или свободе выбора, автономности, самостоятельности, творчестве человека)
радость ожидания обучения;
развитие высших чувств и эмоций (нравственных, интеллектуальных, эстетических);
способность соподчинять мотивы, управлять своим поведением;
умение организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нем;
положительное отношение к целям деятельности, принятие их;
стремление преодолевать трудности;
стремление к достижению результата своей деятельности;
самоконтроль поведения и деятельности (умение управлять своим поведением без агрессивности, в возрасте 6 лет вызывает затруднения);
умение понимать и принимать задачу, ее цель, планировать свою деятельность, подбирать средства для достижения цели, преодолевать трудности, достигая результат, оценивать результаты деятельности, принимать помощь взрослых при выполнении задания;
формирование самостоятельности (умение работать самостоятельно без присутствия взрослого, ориентироваться на получение результата, проявлять активный познавательный интерес к новым видам деятельности)
СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНАЯ
это осознание ребёнком своих прав и обязанностей, взаимодействия с окружающим миром; готовность ребенка «стать взрослым», принять статус ученика. Новую социальную роль, которая несет в себе определенные обязанности, и требует смены привычной, ни к чему не обязывающей игровой деятельности, на обязательную и оцениваемую учебную.
отношение к школе (выполнять правила школьного режима, своевременно приходить на занятия, выполнять учебные задания в школе и дома,
отношение к учебной деятельности и к учителям (способность не отвлекаться на посторонние темы, задавать вопросы по делу, предварительно подняв руку; правильно воспринимать ситуации урока, истинный смысл действий учителя, его профессиональную роль,
отношение к себе и к окружающим (самооценка достаточно правильная и устойчивая, проявление сочувствия, заботы, активное отношение к событиям жизни);
положительное отношение к другим, умение ориентироваться в эмоциональных переживаниях окружающих и своих собственных, согласовывать свои действия с действиями своих сверстников, договариваться в конфликтных ситуациях;
умение организовать себя в учебной деятельности, общаться с другими, придерживаясь при этом необходимых правил поведения;
формирование самостоятельности (стремление и умение ребенка решать задачи деятельности независимо от взрослого, мобилизуя имеющийся опыт, знания, используя поисковые действия; инициатива, творчество – высшая форма проявления самостоятельности)
Таким образом, основные показатели готовности ребенка к школе связаны прежде всего со:
1. Стремлением ребенка к школьному обучению, интерес к школе.
2. Любознательностью, познавательной активностью, желанием узнать новое.
3. Коммуникативной активностью, умением вступать в общение, обмениваться информацией, вести диалог, понимать нормы общения.
4. Определенным уровнем развития практических умений (то, что обеспечивает детскую самостоятельность).
5. Способностью к творчеству, к произвольному воображению.
6. Положительной самооценкой, определенным уровнем самосознания, социальной уверенностью ребенка.