Коновалова Ирина
Деловая игра для родителей «Психологическая готовность детей к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Деловая игра «Психологическая готовность ребенка к школьному обучению».
Задачи:
1. Познакомить родителей с компонентами психологической готовности детей к школе.
Публикация «Деловая игра для родителей „Психологическая готовность детей к школе“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Игрушки. Консультации для родителей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2019
2. Стимулировать родителей к оказанию необходимой помощи детям при подготовке к школе.
Материалы и оборудование: цветные кружки красного, желтого, зеленого цвета на всех участников; карточки с компонентами готовности к школе; карточки с описанием жизненных ситуаций; карточки с рекомендациями; бумага; ручки.
Переход дошкольника к новой ступеньке образования – поступление в первый класс – волнует каждого родителя. Взрослые переживают, как он будет ощущать себя в школе, как сможет учиться, при этом надеются, что первого сентября он станет настоящим первоклассником.
Игра 1 «Уважаемые родители! У вас на каждом столе лежат цветные карточки. Поднимите карточку такого цвета, которая отражает степень вашего беспокойства в связи с приближающейся школьной жизнью ребёнка :
карточка красного цвета – сильное беспокойство;
карточка жёлтого цвета – проявляется иногда;
карточка зелёного цвета – отсутствует вообще.
Задать вопрос родителям :
- «В чем вы видите проблему вашего беспокойства?»
- «От кого или от чего зависит улучшение вашего самочувствия?»
Далее предлагается педагогу-психологу проанализировать данную ситуацию и ответы на вопросы.
Итог : «Утрата веры в себя, возникшее чувство неуверенности, недостаточный багаж знаний, завышенные требования к ребёнку или наоборот чрезмерная любовь к нему и является причиной беспокойств родителей».
Проблема психологической готовности к школе возникла несколько десятилетий назад. И как один из наиболее важных и болезненных аспектов этой проблемы – преемственность между дошкольным периодом и школой. Весьма показательно, что поступление ребёнка в школу всё чаще называют «психотравмирующей ситуацией», причём как для самого ребёнка, так и для его семьи.
Скоро наши дети пойдут в школу. И каждый из Вас хотел бы, чтобы его ребёнок был как можно лучше подготовлен к школе. А что это значит готовность ребёнка к школе? Почему так необходимо определить готовность ребёнка до поступления в школу? Попробуем разобраться.
Игра 2. Тест «Лесенка».
Мы предлагаем Вам небольшой тест, где Вы определите основные показатели готовности ребёнка к школе. Это то, что должно быть сформировано, выработано в ребёнке, то, что ему будет помогать хорошо учиться в школе.
Родители разбиваются на несколько рабочих групп по 5-7 человек
Инструкция: Вам предлагаются карточки, где написаны различные показатели. На первую (верхнюю) строчку необходимо выложить тот показатель, который Вы считаете наиболее главным. На вторую выкладываете наиболее главный из оставшихся показателей. Так нужно выложить все показатели.
Для родителей предлагаются следующие показатели готовности детей к школе :
Ответственность
Умение считать, читать, писать
Умение общаться со взрослыми и сверстниками
Самостоятельность
Состояние здоровья
Умение управлять своим поведением
Желание идти в школу
Умение логически мыслить
Умение организовать рабочее место
Развитие речи, внимания и памяти
Стремление узнавать новое
Умение рисовать, выстригать и т. д.
Подводится итог теста (что родители ставят на первое, второе и т. д. место)
Умение читать, считать и писать, конечно же, недостаточно при подготовке ребёнка к школе. Это мы увидели из ваших анкет и «лесенки». Не менее важно воспитать в ребё нке и волевые качества: самостоятельность, ответственность, настойчивость. Согласитесь, без них невозможно успешное обучение в школе. Эти качества воспитываются не только на занятиях, но и в других видах деятельности.
Можно выделит условно несколько показателей готовности ребёнка к школе :
мотивационная готовность
волевая
коммуникативная
развитие мелкой моторики руки
Интеллектуальная готовность предполагает развитость основных психических процессов : восприятия, памяти, внимания, мышления; (ребёнок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнить их, видеть сходное и отличное, он должен научиться рассуждать, делать выводы).
- Какие качества, соответствуют интеллектуальной готовности?
Мотивационная готовность подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль — роль школьника.
Если бы сейчас мы спросили у детей, почему они хотят идти в школу, как вы думаете, что бы они ответили? (Психолог записывает все предположения на доске).
Как вы думаете, какие из этих желаний связаны с внешней стороной школы? (внутренние и внешние мотивы)
Как вы думаете, какие мотивы будут дольше способствовать учению?
Попробуйте выяснить у своего ребенка, что привлекает его в школе, почему он хочет учиться.
Поэтому очень важно, чтобы школа была для него привлекательна своей главной деятельностью — учебой. С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.
Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Помните, что ваши оценки и суждения с легкостью заимствуются детьми, воспринимаются некритично. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу.
Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок “не наигрался”. Но в возрасте 6–7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые “не наигрались”, придя в класс, скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учебы.
Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем еще не сталкивался. Достаточно дать понять ребенку, что учеба — это обязанность каждого современного человека.
Какие качества относятся к мотивационному компоненту.
Волевая готовность предполагает наличие у ребенка способностей ставить перед собой цель, принять решение о начале деятельности, наметить план действий, выполнить его, проявив определенные усилия, оценить результат своей деятельности, а также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу.
Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании.
Какие качесва относятся к волевому компоненту.
Коммуникативная готовность проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе. Она предполагает способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить.
В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.
- Какие качества относятся к коммуникативному компоненту?
Развитие мелкой моторики рук означает сформированность пальцев рук к осуществлению графических и механических операций, таких как рисование, письмо, лепка, выстригание и т. д.
Игра 3. На ваших столах лежат описания жизненных ситуаций. Определите к какому из компонентов готовности относится ваша ситуация и разработайте общие рекомендации по формированию данного компонента. Время работы 10 минут (рекомендации оформляются командой на листа). По окончанию обсуждения представитель команды отвечает на вопрос, зачитывает рекомендации по развитию одного из компонентов школьной готовности. Участники других команд могут дополнить. Ведущий делает вывод.
Карточки с ситуациями
№1. Бабушка говорит о своей внучке: «Она у нас тихая, спокойная, не бегает как другие, сидит с куклой и что-то шепчет ей. Прямо «золотой ребёнок». Воспитатели же отмечают, что девочка не знает многое из того, что знают её сверстники. После объяснения не может выполнить аналогичное задание.
Нужно ли активировать интерес ребёнка к окружающему миру?
№2. Мама Вани считает, что её сын имеет необходимый запас знаний, умений и навыков для обучения в школе. Но в беседе она узнала, что у него нет желания идти в школу.
Будет ли успешным обучение ребёнка в школе?
№3. Серёжа был довольно развитым мальчиком. К моменту поступления в школу он мог читать, считать, знал много стихов. Но не смотря на то, что он пошёл в школу с большой радостью, с первых дней учёбы он стал нарушать школьную дисциплину : вертелся на уроках, не слушал объяснений учителя, делал много ошибок.
Что послужило причиной неуспеха в школе?
№4. Мама рассказывает: «С двух лет Маша находится в обществе детей, но всё равно очень робкая, несмелая, застенчивая. На занятиях активности не проявляет. От сверстников старается держаться подальше. Думаю, что в школьном коллективе ей может быть не легко.
Права ли мама в волнениях?
№5. Славик очень хочет научиться писать. Он берёт карандаш двумя пальцами, сильно их сжимает, лицо при этом напряжённо краснеет, он пыхтит, губа нижняя закушена. Слава пытается нарисовать маленькую машинку. Вижу, что трудно, до ужаса! А вот здоровенного кота он умеет рисовать хорошо, усы так и разлетаются в разные стороны. Но ведь буквы-то маленькие, как же он будет в школе?
Можно ли учить ребёнка писать письменным шрифтом до школы?
Выводы по игре. Каждой команде раздаются рекомендации по развитию одного из компонентов психологической готовности.
А что же произойдёт, если ребёнок в момент поступления в школу не будет психологически готов к такому серьёзному и ответственному моменту?
Ребёнка ждут трудности в усвоении и выполнении предъявляемых требований, низкая школьная успеваемость, нарушение норм поведения и так далее. Если мы будем соблюдать разработанные нами рекомендации, ребенок будет лучше готов к школе. А высокой тревожности связанной с переходом ребенка в школу не будет.
Сегодняшний тренинг я хочу закончить словами Л. Венгера :
- «Быть готовым к школе уже сегодня – не значит уметь читать, писать, считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ
ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ.
• Прививайте любовь к чтению, развивайте способность пересказывать, сохранив основную мысль и последовательность действий.
• Развивайте кругозор ребенка, водите его в театр, на экскурсии, в музеи; ходите на прогулки по окрестностям, паркам.
• Развивайте опыт живых представлений об окружающей действительности, обучая наблюдать, сравнивать, анализировать.
• Развивайте речь детей, познавательные процессы во время совместных игр.
• Хвалите за малые достижения.
• Создайте библиотеку познавательных книг.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ.
• Сходите на экскурсию в школу, покажите как много там детей, посетите уроки, школьные мероприятия, поговорите после уроков с первоклассниками, с учителями.
• Расскажите как Вы учились, о школьных друзьях, интересных моментах школьной жизни.
• Спросите ребенка, кем он хочет стать, на кого быть похожим. Докажите, что именно школа поможет ребенку стать тем, кем он хочет, достичь цели.
• Если в семье уже есть школьник, не совершайте грубой ошибки, – не обсуждайте его неуспехи и проблемы в присутствии младшего ребенка, не ругайте и не наказывайте, – это может вызвать страх и нежелание быть учеником. Наоборот, отмечайте его успехи, хвалите в присутствии будущего первоклассника. Именно мотивация на успех должна стать для будущего ученика ведущей.
• За год до поступления в школу можно потихоньку покупать ребенку необходимые для учебы атрибуты, но не все сразу, а по одному. Сначала удобную ручку, чтобы с ее помощью учиться писать буквы и цифры, выполнять задания. Потом карандаши, чтобы рисовать ими только подарочные рисунки, затем несколько тетрадей, в одной из которых можно выполнять задания. Постепенно у ребенка появится желание собрать все, что у него есть в ранец и отправиться за знаниями.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ВОЛЕВОЙ ГОТОВНОСТИ.
• Постепенно и очень настойчиво приучайте ребенка к четкому распорядку дня. Придерживайтесь определенных правил организованного поведения. Ребенок должен:
Вставать, есть, гулять, ложиться спать в одно и тоже время;
Уметь занять себя интересным делом;
Чередовать подвижные, шумные игры с умственными занятиями;
Находить время для общих семейных дел и труда;
• Стараться не тратить много времени на режимные моменты (умывание, одевание и т. д.).
• Выполнение детьми постоянных обязанностей в семье. Постоянными обязанностями ребенка 6-7 лет могут быть:
Полив комнатных растений;
Мытье посуды за собой;
Уборка в игровом уголке;
Стирка своих носков, носовых платочков и т. д.
Поддержание порядка в своих вещах, своей комнате.
Выполнение трудовых поручений (сходить в магазин, подмести, накрыть на стол, вымыть посуду и т. д.);
• Использование игр с правилами (как подвижных, так и настольных, дидактических); развивать умение подчиняться правилам;
• Использование заданий, ориентированных на умение слушать и выполнять инструкции, умение работать по образцу.
• Приучать к тому, чтобы любое начатое дело, ребенок доводил до конца;
• Учите ребенка организовывать свое рабочее пространство.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ ГОТОВНОСТИ.
• Не ограничивайте взаимоотношения ребенка со сверстниками, приглашайте чаще его друзей домой;
• Отмечайте совместные праздники, участвуйте в активных играх детей;
• Развивайте умение слушать собеседника, не перебивая его;
• Признавайте право ребенка на собственное мнение;
• Обязательно спорьте с детьми, учите их доказывать свою точку зрения;
• Не стесняйтесь признавать свои ошибки, извиняться перед детьми;
• Развивайте навыки культурного поведения через личный пример, через игры;
• Учите ребенка переносить поражения. Учите тому, что неудача – это либо неправильно выбранная цель, либо неправильно выдранные средства;
• Создайте атмосферу доверия в общении с ребенком: пусть дети имеют возможность говорить о своих проблемах открыто и безбоязненно.
• Способствуйте повышению реальной самооценки ребенка, через создание ситуаций успеха.