Ольга Беседина
Психологическая готовность и мотивация родителей к участию в реализации ФГОС дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Психологическая готовность и мотивация родителей к участию в реализации
Подготовила : Ольга Ивановна Беседина
«Искусство воспитания имеет ту особенность,
что почти всем оно кажется делом знакомым и
понятным, а иным даже делом легким - и тем
понятнее и легче кажется оно, чем менее человек
с ним знаком, теоретически или практически».
К. Д. Ушинский
Публикация «Психологическая готовность и мотивация родителей к участию в реализации ФГОС дошкольного образования» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Современная семья практически полностью отражает социальную ситуацию в обществе. В силу своей занятости, постоянному стремлению к материальному достатку, оттеснению компьютером и телевизором общению с ребёнком мамы и папы не задумываются о недостаточности родительского внимания. Часто не задумываются о необходимости расширить свои педагогические знания и умения. Определив ребёнка в детский сад, они считают, что ответственность за результативность воспитания переходит на систему дошкольного образования. В Законе «Об образовании» отмечено, что родители являются первыми педагогами. Именно они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка.
На сегодняшний день не требуется дополнительных доказательств, что только в сотрудничестве семьи и образовательного учреждения возможно оказание эффективного влияния на полноценное и гармоничное развитие детей. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО) чётко прописывает взаимодействие семьи и дошкольного учреждения.
Задачи, которые ставит перед собой система дошкольного образования в ходе реализации ФГОС, полностью направлены на полноценное развитие и воспитание ребёнка, обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
С января 2014 года наш детский сад наряду со всеми дошкольными учреждениями районного, областного и всероссийского масштаба перешли на новый уровень образовательной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Педагоги и специалисты ДОУ взаимодействуют с родителями (законными представителями) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психологического здоровья, в развитие индивидуальных способностей. Каждый родитель желает своему ребёнку быть успешным в детском саду и в дальнейшем в школе. Для этого, родители наших воспитанников должны быть психологически подготовленными и мотивированными к участию реализации ФГОС ДО.
Наш детский сад расположен в сельском населенном пункте. Соответственного основная часть родителей работают в ОАО «Семьянское». Формирование сотрудничества всех участников образовательного процесса в ДОУ зависит от того, как сформированы взаимоотношения и взаимопонимания между педагогами и родителями. В основе сотрудничества положено единство взглядов на воспитательно-образовательный процесс, полное сотрудничество, единство намеченных целей.
По социальному статусу занятости родителей на данный учебный год имеем следующие показатели:
Управление/администрация - %;
Служащие – 9 %;
рабочие /занятые в сельском хозяйстве – 72 % (понятие «колхозники» на данный момент не актуально, поскольку на территории России колхозы и совхозы распадаются);
индивидуальные предприниматели – 0%;
Безработные – 15 %;
Инвалиды – 4 %.
По уровню образования родительский состав ДОУ подразделяются:
Высшее образование – 17 % ;
Средне – специальное – 77 %;
Не полное среднее образование – 6 %.
В своей деятельности педагога-психолога, я упираюсь на рекомендации ФГОС ДО. Наше сотрудничество с родителями носит дифференцированный подход, учитывается социальный статус, микроклимат семьи, запросы и степень заинтересованности родителей. Создаются условия для повышения педагогической грамотности родителей.
В процессе взаимодействия с родителями я придерживаюсь основных принципов составленных с учётом рекомендаций ФГОС ДО»
- целенаправленность, систематичность, плановость;
- дифференцированный подход с учётом специфики каждой семьи;
- возрастной характер родителей воспитанников;
- доброжелательность, открытость;
- доступность и грамотность педагогической информации;
- результативность.
Использую различные виды сотрудничества с родителями наших воспитанников : живое слово, организация выставки детских работ, психолого-педагогическая библиотечка, привлечение родителей к различным мероприятиям групп и детского сада, участие в конкурсах различного уровня. Взаимодействие с родителями проходит в двух направлениях: индивидуально и коллективно.
В своей практике активно использую традиционные формы сотрудничества с родителями : родительские собрания, семинары, групповое и индивидуальное консультирование, беседа, «Круглый стол». Наглядный материал в виде информационного стенда, папки-передвижки, буклеты, памятки. Так же практикую использование переписки с родителями, поскольку график работы некоторых родителей не совпадает с графиком работы детского сада. В таких случаях эффективным способом общения психолога с родителями становиться письменная форма диалога: записка, личный блокнот, открытка, благодарственное письмо. Письменное обращение гарантирует конфиденциальность проблемам семьи в воспитании детей. Ответ психолога конкретен, под определённую ситуацию.
Тематики проведённых родительских собраний : «ФГОС – в ногу со временем», «ФГОС ДО, какие изменения нас ожидают в системе дошкольного образования», «Родитель – это звучит гордо», «Навстречу друг другу», «Мы разные, но мы вместе», «В стране будущего первоклассника» и др.
Информационные стенды и родительские уголки в группах : «Сотрудничество ДОУ и семьи в контексте ФГОС ДО». «ФГОС ДО глазами родителей», «Опыт работы наших коллег по реализации ФГОС ДО», «В царстве упрямства и капризов», «Как тяжело любить детей», «Наказать или похвалить», «Страна почемучек», «Развитие мелкой моторики с использованием бытовых предметов», «В гостях у профессора Ума», «Как вести себя с ребёнком», «10 вещей, которые ребёнок должен сделать весной», «Эти разные чувства» и др.
Встреча с родителями воспитанников сопровождается подготовленными заранее буклетами или памятками для родителей : «Как избежать дезадаптацию малыша», «Кризис 3-х лет», «Самостоятельный ребёнок – какой он?», «Что? Где? Когда?», «Страна Почемучек?», «Рекомендации по подготовке ребёнка к школе», «Советы для мам и пап, как себя вести с ребёнком?» «Когда ребёнок не похож на других детей» и др.
Регулярно приглашаем родителей к участию в праздничных мероприятиях, утренниках, спортивных состязаниях. Задействуем их творческие предложения и рекомендации в оформлении предметно-пространственной среды. Многие детьми совместно с родителями принимают активное участие в творческих конкурсах районного и областного масштаба. Детские работы выставляем на конкурсах интернет-порталах: «Радуния», «Я ОДАРЁННОСТЬ. РУ», «ИЗУМРУДНЫЙ ГОРОД».
В ногу со временем с систему дошкольного образования входят и нетрадиционные формы взаимодействия с семьёй. Родители положительно принимают новшества предложенные специалистом, если информация в них даётся доступным языком, и они могут выполнить рекомендации педагога и они предложены с учётом их возможностей.
Практика использования в системе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи воспитанников метода «Мастер-класс» в нашем детском саду зарекомендовала себя с положительно-эффективной стороны. Родители с удовольствием делятся своим практическим опытом, раскрывают изюминки и тонкости творческого мастерства, делятся своим опытом в воспитание детей и решением проблемных ситуаций. Принимают предложения педагогов показать своё мастерство другим воспитанникам. Познакомились с изготовлением настольной игры на классификацию «В гостях у Маши», игры на закрепление названия цветов «Волшебная прищепка», «Цветочная полянка» и др. Эта интересная форма работы позволяет родителям укрепить творческое общение с детьми, показать своё мастерство и умение, побуждает родителей к дальнейшим творческим замыслам
Так же родители принимают участие в различных проектах «Сенсорные коврики», «Чудная игрушка», «Мастерская портнишки» и др. Данное взаимодействие, позволяет, укрепит педагогическое общение психолога с родителями воспитанников.
Семейная гостиная «Бабушкин сундучок» вызвала отклик у многих родителей, присутствующие познакомились с необычными подделками и игрушками, изготовленными собственными руками из подручного материала.
Для расширения своего опыта работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО, принимаю активное участие в работе педагогического коллектива, участвую в районных методических объединениях. В ходе семинаров и педагогических совещаниях обсуждаем те проблемы, которые возникают в ходе воспитательно-образовательной деятельности ДОУ. Все педагоги детского сада приняли участие в заседании «Круглого стола» по теме: «ФГОС – изменения с системе дошкольного образования», «Копилка педагогических идей в условиях реализации ФГОС ДО». Воспитатели и специалисты детского сада делились опытом своей работы по применению не традиционных форм взаимодействия с родителями с родителями : мастер-класс, диалог-окно, «почтовый ящик», магазин ответов (совместное решение проблемных ситуаций). Знакомлюсь с опытом работы педагогов других ДОУ
Система работы в данном направлении способствует объединению родительского состава воспитанников, педагогов и детей на основе общих интересов. Позволяет повысить качество воспитательного и образовательного процесса в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО.