Елена Широкова
Психологическая готовность детей к школьному обучению
▼ Скачать + Заказать документы
Готовность ребёнка к обучению в школе является одним из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе.
Поступление в школу знаменует собой смену социальной позиции дошкольника и принятию новой позиции - школьника. Происходит трансформация всей социальной ситуации развития ребёнка.
Под психологической готовностью к школе понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребёнка для усвоения школьной программы. Психологическая готовность складывается из следующих компонентов: функциональная, интеллектуальная, эмоционально - волевая, мотивационная, социально-психологическая готовность.
Под функциональной готовностью понимают «соответствие степени созревания определённых мозговых структур, нервно-психических функций условиям и задачам школьного обучения». Функциональная готовность ребёнка свидетельствует об уровне общего развития, его глазомера, пространственной ориентации, способности к подражанию.
Интеллектуальная готовность предполагает умение анализировать, думать, делать выводы. Наличие широкого кругозора и запаса знаний. Умение выделять существенное в явлениях окружающей действительности, умение сравнивать их, видеть сходство и различие. Развитое воображение. Хорошая ориентировка в пространстве и времени. Хорошая память. Развитие мелкой моторики.
Главной ошибкой родителей является «запихивание» в ребёнка всевозможной информации. Нужно помнить, что важен не объём знаний, а качество и степень осознанности, чёткость представлений.
Нужно развивать у ребёнка способность слушать, понимать смысл прочитанного, учить пересказывать прочитанный материал, уметь сопоставлять, сравнивать, выражать своё отношение к прочитанному.
Эмоционально - волевая готовность включает в себя:
- умение управлять своим поведением, способность контролировать свои поступки усилием воли;
- сохранение работоспособности в течение одного занятия;
- эмоциональная устойчивость;
- умение задерживать свои импульсы (не перебивать других в разговоре). Развитие эмоциональной готовности к школе необходимо потому, что при возникновении различных ситуаций и в режиме школьной жизни ребенок должен регулировать свои аффекты, уметь проявлять эмоциональную устойчивость. Необходимым условием успешного обучения в школе является умение ребенка откликаться на прекрасное.
В развитии волевой и эмоциональной готовности может помочь использование примеров из сказок и рассказов (чтение художественной литературы, постановка сказок из детского театра, рассматривание картин, слушание музыки).
Мотивационная готовность - формирование мотивов, побуждающих к учению. Отсутствие мотивационной готовности влечёт за собой огромное количество трудностей, которые будут противоречить успешному систематическому обучению ребёнка в школе.
Что такое мотив?
Мотив - это побудитель деятельности, складывающийся под влиянием условий жизни человека и определяющий направленность его активности.
Мотивационная готовность к школьному обучению складывается из:
- положительных представлений о школе;
- желания учиться в школе, чтобы узнавать и уметь много нового;
- сформированной позиции школьника.
Наиболее адекватными для учебной деятельности являются учебно-познавательные мотивы, которые формируются в ходе осуществления самой учебной деятельности и специально организованных мероприятий.
Среди основных мотивов выделяют: познавательный, социальный, позиционный, игровой, оценочный, внешний.
Познавательный мотив. К поступлению в школу этого ребёнка побуждает познавательный мотив - желание узнать что-то новое, ранее неизвестное, чему-то научиться.
Ребёнок: «Я хочу пойти в школу, потому что там интересные занятия, и я хочу научиться писать, читать, считать».
Социальный мотив. В основе мотива лежит понимание важности и необходимости учения.
Ребёнок: «Да, хочу, потому что все дети должны учиться. Это очень важно и нужно».
Позиционный мотив. Стремление ребёнка быть «как взрослый».
Игровой мотив. Скорее всего, для этого ребёнка школа - словно новая интересная игра, где можно весело провести время.
Ребёнок: «Хочу в школу. Там весело, детей много, есть перерывы. На переменах я буду бегать, с друзьями играть».
Оценочный мотив. У ребёнка - сильное желание получить высокие отметки. Если при этом взрослые придают слишком большое значение оценкам ребёнка, в итоге у него может сформироваться так называемая «отметочная психология» - учение ради отметок, а не ради новых знаний и умений, Постоянная гонка за оценками делает ребёнка тревожным. Ребёнок в первую очередь должен знать, что он идёт в школу за знаниями. Это нужно помнить и родителям, и детям.
Внешний мотив поступления в школу. Ребёнка привлекает в школе что угодно, кроме учебы и всего с ней связанного, или он сам толком не осознает, почему хочет идти в школу.
Для формирования мотивационной готовности к обучению в школе необходимо:
Подготовить психологически ребенка к школьному обучению, формировать у него положительное отношение к школе, стремление занять новое социальное положение: стать школьником.
Нужно убедить ребенка, что в школе он найдет новых друзей и добрых учителей.
Расскажите дошкольнику о своих любимых учителях, прочтите рассказы о школе, посмотрите фильмы, активизируйте его сознательное отношение к поступлению в 1 класс.
Как подготовить ребёнка к школе?
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ
Подготовку к школе нужно организовать как непродолжительные приятные для ребёнка занятия.
1. Дошкольник учится в игре, где активно и равноправно участвуют родители.
2. Обучение требует систематичности: 15 - 20 минут каждый день дадут больший результат, чем час-два в выходные дни.
3. Необходимо учитывать принцип «от простого к сложному», то есть нельзя сразу научить ребёнка всему, что вы знаете и умеете, каждый новый элемент добавляется постепенно, когда предыдущие знания, умения уже усвоены.
4. Не забывайте оценивать успехи, а при неудачах одобряйте действия ребёнка словами: «Если бы ты сделал так (показ, объяснение, то было бы ещё лучше».
5. Разнообразные игры, рисование, лепка, конструирование, прослушивание и пересказ, проигрывание сказок, пение - всё это прекрасная подготовка к школе. Можно вводить непродолжительные занятия по книгам (сейчас в продаже большой выбор пособий для детей, но, занимаясь, побуждайте ребёнка думать, объясняя свои выводы.
6. Стимулируйте интерес ребёнка к окружающему миру. Задавайте ребёнку вопросы, приучайте его рассказывать о своих впечатлениях, об увиденном.
7. Не старайтесь «натренировать» ребёнка на выполнении заданий, а организовывайте работу так, чтобы ребёнок понял способ решения задания. Работайте над пониманием материала, а не только над его запоминанием, скоростью ответов, действий.
8. Развивайте образные представления ребёнка. Этому способствует конструирование, изобразительная деятельность, слушание и пересказ сказок, сочинение сказок.
Рекомендации по развитию осведомленности об окружающем мире
Ребенок к началу обучения в школе должен ориентироваться во времени, пространстве и ближайшем социальном окружении.
Расширяйте кругозор за счет чтения вслух, бесед о происходящих событиях и явлениях. К 6-7 годам ребенок должен знать свой адрес, название города, где он живет; знать имена и отчества своих родных и близких, кем и где они работают; хорошо ориентироваться во временах года, их последовательности и основных признаках; знать месяцы, дни недели; различать основные виды транспорта, деревьев, цветов, домашних и диких животных.
Рекомендации по развитию речи
Для успешного обучения необходимо умение связно и грамотно говорить. Дети, не умеющие последовательно и ясно излагать свои мысли, объяснять то или иное явление, будут испытывать серьезные трудности в школе.
Обучайте рассказыванию, учите пересказу (по картинкам) .
Учите излагать мысли, вычленять главное и второстепенное. Это умение необходимо для освоения любого школьного предмета.
Учите содержательно и развернуто отвечать на вопросы.
Рекомендации по развитию логического мышления
Развивайте мышление в виде конкретных игр и упражнений. Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение, общение, т. е. все то, чем занимается ребенок до школы, развивают у него такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, классификация, установление причинно-следственных связей, способность рассуждать.
Учите ребенка:
Сравнивать и сопоставлять предметы, находить их сходства и различия.
Описывать различные свойства окружающих его предметов.
Узнавать предметы по заданным признакам.
Разделять предметы на классы, группы путем выделения в этих предметах тех или иных признаков.
Находить противоположные по значению понятия.
Рекомендации по развитию памяти
Развивайте память за счет заучивания наизусть, обучайте использованию средств при запоминании – ассоциаций, связей и т. п. Учите рассказывать о произошедших событиях.
Проконтролируйте, чтобы тот материал, который запоминает ребенок, был ему понятен.
Время для изучения материала лучше поделить на разумные временные отрезки, так как малыми порциями материал запоминается не только быстрее, но и надолго.
Попросите ребенка выученный материал повторить на второй день.
При заучивании предлагайте ребенку проговаривать вслух.
Заинтересуйте ребенка в той информации, которую он изучает, так как высокая мотивация обучения оказывает очень большое положительное влияние на память.
При появлении у ребенка ярких признаков утомления сделайте перерыв, так как информация не будет качественно усвоена.
Рекомендации по развитию внимания
Внимание значительно развиваются в результате упражнений. Например:
Различные корректурные пробы.
Выкладывание узора из мозаики.
Выкладывание фигуры из палочек по образцу.
Исключение лишнего.
Нахождение отличий в двух похожих картинках.
Нахождения двух одинаковых предметов среди множества.
Нанизывание бусинок по образцу.
Срисовывание по клеточкам.
Рекомендации по развитию восприятия
Ребёнок должен:
Различать цвета и их оттенки.
Различать форму предметов и геометрические фигуры.
Делить геометрические фигуры на 2, 4 равные части.
Сравнивать предметы по величине (длине, ширине, высоте).
Выражать словами, какой предмет больше (меньше, длиннее
короче, выше, ниже, шире, уже.
Сравнивать до 10 предметов, различных по величине.
Рекомендации по развитию мелкой моторики:
Тренировка пальцев рук у ребенка является средством повышения его интеллекта, развития речи и подготовки его к письму.
Учите ребенка:
Разминать пальцами тесто, глину, пластилин, лепить что-нибудь.
Нанизывать бусинки, пуговки на нитки.
Завязывать узлы на толстой и тонкой веревках, шнурках.
Заводить будильник, игрушки ключиком.
Штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелками, красками.
Резать ножницами (желательно небольшого размера).
Конструировать из бумаги, «оригами», шить, вышивать, вязать.
Рисовать узоры по клеточкам в тетради.
Заниматься на домашних снарядах, где требуется захват пальцами (кольца, перекладина и др.).
Катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики.
Делать пальчиковую гимнастику.
Итак психологическая готовность к школьному обучению не может оцениваться лишь по тому, умеет ли ребёнок читать и писать.
Если ребёнок хочет учиться, старательно выполняет все требования учителя, умеет работать по образцу и по правилу, обладает хорошей обучаемостью, то в школе у такого первоклассника не должно быть особых проблем.
Уважаемые родители, надеюсь, что, моё выступление сможет помочь Вашему ребёнку правильно подготовиться к началу школьного обучения.