Алена Ефимовских
Психокоррекционная работа педагога-психолога с детьми с ОВЗ
Добрый день, уважаемые коллеги.
Все мы, в своей профессиональной деятельности, ведем работу в коррекционном направлении, а именно работу с детьми с ОВЗ.
И ни для кого не секрет, что работа с такими детьми порой сложная и требует определенного индивидуального подхода к каждому ребенку.
Дети с ОВЗ -это дети с ограниченными возможностями здоровья.
Публикация «Психокоррекционная работа педагога-психолога с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
Дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, т. е. это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.
В настоящее время выделяют следующие категории детей с нарушениями развития, которые перечислены в Примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы»/Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
• дети с нарушениями слуха (неслышащие и слабослышащие, первичное нарушение носит сенсорный характер — нарушено слуховое восприятие, вследствие поражения слухового анализатора;
• дети с нарушениями зрения (незрячие, слабовидящие, первичное нарушение носит сенсорный характер, страдает зрительное восприятие, вследствие органического поражения зрительного анализатора;
• дети с тяжёлыми нарушениями речи, первичным дефектом является недоразвитие речи;
• дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, первичным нарушением являются двигательные расстройства, вследствие органического поражения двигательных центров коры головного мозга;
• дети с задержкой психического развития, их характеризует замедленный темп формирования высших психических функций, вследствие слабовыраженных органических поражений центральной нервной системы (ЦНС);
• дети с нарушениями интеллектуального развития, первичное нарушение — органическое поражение головного мозга, обуславливающее нарушения высших познавательных процессов;
• дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы (дети с ранним детским аутизмом (РДА) представляют собой разнородную группу, характеризующуюся различными клиническими симптомами и психолого-педагогическими особенностями;
• дети с комплексными (сложными) нарушениями развития, у которых сочетаются два и более первичных нарушения (например, слабослышащие с детским церебральным параличом, слабовидящие с задержкой психического развития и др.).
В нашем детском саду 26 детей с ОВЗ (2 ребенка ЗПР, 24 ТНР (из них 8 детей имеют СПД, эти дети имеют заключения ПМПК и им рекомендовано занятия с педагогом-психологом.
Ключевыми направлениями работы педагога-психолога с детьми с ОВЗ является диагностическая, коррекционная и развивающая работа; профилактическая и консультативная работа с педагогами и родителями, воспитывающими детей данной категории.
Коррекционно-развивающее направление.
По результатам диагностики дети старшей, подготовительной (логопедических) групп разделены на подгруппы. Дети посещают одно подгрупповое, индивидуальное занятие по программе В. Л Шарохиной, Л. И Катаевой «Коррекционно- развивающие занятия».Основными направлениями коррекционно-развивающей работы психолога с детьми с ОВЗ, находящимися в условиях образовательной интеграции, являются:
• развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция её недостатков (посредством арт - терапии, сказкотерапии, пескотерапии, музыкотерапии, аромотерапии, релаксотерапии и др.);
• развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;
• формирование произвольной регуляции деятельности и поведения;
• формирование и развитие социальных навыков и социализации.
В основе развивающей психокоррекционной работы лежит программа, В. Л Шарохиной, Л. ИКатаевой «Коррекционно-развивающие занятия», Крюкова С. В, Н. П Слободняк «Удивляюсь, злюсь,боюсь, хвалюсь и радуюсь» Программа эмоционального развития детей.
В процессе реализации программы коррекционной работы используются коррекционно-развивающие программы, позволяющие решать задачи взаимопонимания детей и взрослых, развивать навыки общения со сверстниками, корректировать типичные эмоциональные и личностные нарушения (страх, тревогу, агрессию, неадекватную самооценку и др., облегчить адаптацию детей к дошкольному учреждению.
Существует достаточное множество методов и форм инновационной работы с детьми с ОВЗ, но как же обойтись без наших любимых и добрых сказок, которые сопровождают детей с самого их рождения. На занятиях используются элементы сказкотерапии.
Структура занятий:
1. Вводная- настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт. (Это игры приветствия, игры с именами).
2. Рабочая- основная смысловая нагрузка (Этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и коррекцию эмоциолнально-личностных и познавательных сфер)
-Игры на развитие навыков общения «Секрет», «Встреча»,»Я знаю пять имен своих друзей», «Здороваемся без рук», «Ласковое имя», «Пожелания»-
-Игры на развитие восприятия, памяти, внимания, воображения
«Четвертый лишний», «Чего не хватает», «Кого не стало», «Найди отличие», «Что художник нарисовал не правильно»
-Элементы психодраммы, арттерапии, сказкотерапиии.
3. Завершающий этап
Создание у каждого чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций (общие игры забавы, коллективная деятельность, релаксация).
Сегодня мне мы хотелось представить один из методов коррекции –сказкотерапия.
Сказкотерапия или «лечение сказкой» – это новое молодое течение в прикладной психологии, которое широко используют врачи, психологи и педагоги. Преимущество сказкотерапии в том, что этот метод родители и воспитатели могут использовать самостоятельно. Ведь дети очень любят слушать сказки.
Сказкотерапию применять в своей работе актуально, т. к. она подходит всем детям и может помочь преодолеть различные проблемы в жизни ребенка.
Ее польза состоит в следующем:
• помогает найти выход из проблемной ситуации (сложности во взаимоотношениях с родителями, сверстниками и т. д.);
• расширяет знания ребенка о нем самом и окружающем мире;
• обогащает внутренний мир ребенка духовно-нравственными ценностями;
• корректирует поведение и развитие речи;
• стимулирует психофизическое и эмоциональное развитие.
Суть сказкотерапии в том, что ребенок или взрослый составляют сказку, которая отражает трудности, возникшие перед ребенком, а затем находят пути их решения.
В своей работе, я также использую метод сказкотерапии.
Атрибуты :волшебная палочка, клубочек, волшебный клубок, волшебные палочки.
Прием сказкотерапии: замена героев и хода событий
Тренинг для педагогов
Уважаемые коллеги, я приглашаю ко мне 4 смелых. Мы ведь тоже дети, пока работаем с детьми.
Ход мастер-класса:
Я хочу начать с того, что каждый участник по кругу выберет себе карточку, переверните и изобразите, а мы попробуем угадать кто это….
Наверное, нет человека, который бы не любил сказки.
А кому еще, как ни нам, по роду своей профессии жить рядом со сказкой! Сейчас я предлагаю вам разыграть сказку и не просто сказку, а ту которую вы сочините, с заменой героев (сказка Репка)
(Участники по кругу в течение 2-3 минут каждый представляют свои любимые сказки.) Какие задачи решались: совершенствование навыков монологической и диалогической речи, развитие творческих и коммуникативных навыков, коррекция агрессивного поведения, снятие мышечного напряжения и. т. д Далее подкрепляется это все играми на развитие психических процессов «Угадай из какой сказки», «Что сначало, что потом»
«Путешествие» (медитация)
Ведущая: Включается спокойная музыка, а теперь закройте глаза. Представьте, что вы отправились в путешествие. Вы объездили множество стран, познакомились с разными людьми.
И вот однажды вы ехали через поле. Вокруг летали бабочки, стрекозы. Жужжали пчелы — они собирали мед. Пели птицы — они радовались, что вы едете через их поле. Пахло цветами и свежей земляникой. И вот на холме вы увидели Прекрасный Дворец. Что-то внутри подсказало, что для вас очень важно поехать именно туда. И вы направились по дороге, ведущей ко Дворцу.
Когда вы вошли во Дворец, вы были поражены его красотой. Все здесь было удобно и красиво. Как будто кто-то строил этот Дворец специально для вас. И вы поняли, что в этом Дворце вы найдете что-то очень важное для себя. Вы пошли по Дворцу своей легкой и уверенной походкой.
Представьте, что вы идете по нему и находите для себя то, что вы хотите.
Все то, что вы нашли для себя в этом Прекрасном Дворце, остается с вами, и вы возьмете это с собой, когда будете возвращаться. А сейчас вы делаете глубокий вдох и выдох. Возьмите с собой все то, хорошее, что было с вами. И потихоньку открывая глаза, возвращайтесь к нам.
«Создание Сказочной Страны» (коллаж)
Ведущая: Сейчас я предлагаю вам взять все то, хорошее, что вы приобрели во время путешествия, и создать нашу общую Сказочную Страну, это я прошу детей, а вас уважаемые педагоги попрошу создать «Коллаж желаний» Все необходимые вам волшебные материалы вы можете найти здесь, на столе».
Группе предлагается, используя вырезки из журналов, цветную бумагу, пластилин, краски, фломастеры, карандаши и прочие материалы, создать коллаж «Сказочная Страна». Для создания коллажа участникам дается несколько минут.
Пока участники делают коллаж, психолог раздает всем остальным буклеты.
Какая чудесная страна у вас получилась! Каждый из вас внес в ее создание частичку своего тепла, своей души. А сейчас давайте придумаем название нашей Сказочной Страны.
Ведущая: Ну вот, теперь у нас есть собственная Сказочная Желаний.
Проводится обсуждение.
Вопросы:
• Какие чувства вы испытывали в процессе создания Сказочной Страны?
• Было ли сложно включиться в общую деятельность? Если да, то почему?
• Удовлетворены ли вы своей работой?
• Хочет ли кто-нибудь изменить что-либо в получившейся композиции?
Заключение.
Слушая рассказ или сказку, ребёнок, с одной стороны, отождествляет себя с героем, с другой – не забывает о том, что герой сказки – это выдуманный персонаж. Рассказы позволяют ребёнку почувствовать, что он не одинок в своих переживаниях, что другие дети испытывают те же эмоции, попадая в похожие ситуации. Это оказывает успокаивающее воздействие.
Сказкотерапия – прекрасный, увлекательный путь, который поможет решить вашим детям возрастные проблемы.
Удачи на сказочном пути!