Получи документы

Психокоррекционная работа педагога-психолога с детьми с ОВЗ

Алена Ефимовских
Психокоррекционная работа педагога-психолога с детьми с ОВЗ

Добрый день, уважаемые коллеги.

Все мы, в своей профессиональной деятельности, ведем работу в коррекционном направлении, а именно работу с детьми с ОВЗ.

И ни для кого не секрет, что работа с такими детьми порой сложная и требует определенного индивидуального подхода к каждому ребенку.

Дети с ОВЗ -это дети с ограниченными возможностями здоровья.

Публикация «Психокоррекционная работа педагога-психолога с детьми с ОВЗ» размещена в разделах

Дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, т. е. это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.

В настоящее время выделяют следующие категории детей с нарушениями развития, которые перечислены в Примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы»/Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

• дети с нарушениями слуха (неслышащие и слабослышащие, первичное нарушение носит сенсорный характер — нарушено слуховое восприятие, вследствие поражения слухового анализатора;

• дети с нарушениями зрения (незрячие, слабовидящие, первичное нарушение носит сенсорный характер, страдает зрительное восприятие, вследствие органического поражения зрительного анализатора;

• дети с тяжёлыми нарушениями речи, первичным дефектом является недоразвитие речи;

• дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, первичным нарушением являются двигательные расстройства, вследствие органического поражения двигательных центров коры головного мозга;

• дети с задержкой психического развития, их характеризует замедленный темп формирования высших психических функций, вследствие слабовыраженных органических поражений центральной нервной системы (ЦНС);

• дети с нарушениями интеллектуального развития, первичное нарушение — органическое поражение головного мозга, обуславливающее нарушения высших познавательных процессов;

• дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы (дети с ранним детским аутизмом (РДА) представляют собой разнородную группу, характеризующуюся различными клиническими симптомами и психолого-педагогическими особенностями;

• дети с комплексными (сложными) нарушениями развития, у которых сочетаются два и более первичных нарушения (например, слабослышащие с детским церебральным параличом, слабовидящие с задержкой психического развития и др.).

В нашем детском саду 26 детей с ОВЗ (2 ребенка ЗПР, 24 ТНР (из них 8 детей имеют СПД, эти дети имеют заключения ПМПК и им рекомендовано занятия с педагогом-психологом.

Ключевыми направлениями работы педагога-психолога с детьми с ОВЗ является диагностическая, коррекционная и развивающая работа; профилактическая и консультативная работа с педагогами и родителями, воспитывающими детей данной категории.

Коррекционно-развивающее направление.

По результатам диагностики дети старшей, подготовительной (логопедических) групп разделены на подгруппы. Дети посещают одно подгрупповое, индивидуальное занятие по программе В. Л Шарохиной, Л. И Катаевой «Коррекционно- развивающие занятия».Основными направлениями коррекционно-развивающей работы психолога с детьми с ОВЗ, находящимися в условиях образовательной интеграции, являются:

• развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция её недостатков (посредством арт - терапии, сказкотерапии, пескотерапии, музыкотерапии, аромотерапии, релаксотерапии и др.);

• развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;

• формирование произвольной регуляции деятельности и поведения;

• формирование и развитие социальных навыков и социализации.

В основе развивающей психокоррекционной работы лежит программа, В. Л Шарохиной, Л. ИКатаевой «Коррекционно-развивающие занятия», Крюкова С. В, Н. П Слободняк «Удивляюсь, злюсь,боюсь, хвалюсь и радуюсь» Программа эмоционального развития детей.

В процессе реализации программы коррекционной работы используются коррекционно-развивающие программы, позволяющие решать задачи взаимопонимания детей и взрослых, развивать навыки общения со сверстниками, корректировать типичные эмоциональные и личностные нарушения (страх, тревогу, агрессию, неадекватную самооценку и др., облегчить адаптацию детей к дошкольному учреждению.

Существует достаточное множество методов и форм инновационной работы с детьми с ОВЗ, но как же обойтись без наших любимых и добрых сказок, которые сопровождают детей с самого их рождения. На занятиях используются элементы сказкотерапии.

Структура занятий:

1. Вводная- настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт. (Это игры приветствия, игры с именами).

2. Рабочая- основная смысловая нагрузка (Этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и коррекцию эмоциолнально-личностных и познавательных сфер)

-Игры на развитие навыков общения «Секрет», «Встреча»,»Я знаю пять имен своих друзей», «Здороваемся без рук», «Ласковое имя», «Пожелания»-

-Игры на развитие восприятия, памяти, внимания, воображения

«Четвертый лишний», «Чего не хватает», «Кого не стало», «Найди отличие», «Что художник нарисовал не правильно»

-Элементы психодраммы, арттерапии, сказкотерапиии.

3. Завершающий этап

Создание у каждого чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций (общие игры забавы, коллективная деятельность, релаксация).

Сегодня мне мы хотелось представить один из методов коррекции –сказкотерапия.

Сказкотерапия или «лечение сказкой» – это новое молодое течение в прикладной психологии, которое широко используют врачи, психологи и педагоги. Преимущество сказкотерапии в том, что этот метод родители и воспитатели могут использовать самостоятельно. Ведь дети очень любят слушать сказки.

Сказкотерапию применять в своей работе актуально, т. к. она подходит всем детям и может помочь преодолеть различные проблемы в жизни ребенка.

Ее польза состоит в следующем:

• помогает найти выход из проблемной ситуации (сложности во взаимоотношениях с родителями, сверстниками и т. д.);

• расширяет знания ребенка о нем самом и окружающем мире;

• обогащает внутренний мир ребенка духовно-нравственными ценностями;

• корректирует поведение и развитие речи;

• стимулирует психофизическое и эмоциональное развитие.

Суть сказкотерапии в том, что ребенок или взрослый составляют сказку, которая отражает трудности, возникшие перед ребенком, а затем находят пути их решения.

В своей работе, я также использую метод сказкотерапии.

Атрибуты :волшебная палочка, клубочек, волшебный клубок, волшебные палочки.

Прием сказкотерапии: замена героев и хода событий

Тренинг для педагогов

Уважаемые коллеги, я приглашаю ко мне 4 смелых. Мы ведь тоже дети, пока работаем с детьми.

Ход мастер-класса:

Я хочу начать с того, что каждый участник по кругу выберет себе карточку, переверните и изобразите, а мы попробуем угадать кто это….

Наверное, нет человека, который бы не любил сказки.

А кому еще, как ни нам, по роду своей профессии жить рядом со сказкой! Сейчас я предлагаю вам разыграть сказку и не просто сказку, а ту которую вы сочините, с заменой героев (сказка Репка)

(Участники по кругу в течение 2-3 минут каждый представляют свои любимые сказки.) Какие задачи решались: совершенствование навыков монологической и диалогической речи, развитие творческих и коммуникативных навыков, коррекция агрессивного поведения, снятие мышечного напряжения и. т. д Далее подкрепляется это все играми на развитие психических процессов «Угадай из какой сказки», «Что сначало, что потом»

«Путешествие» (медитация)

Ведущая: Включается спокойная музыка, а теперь закройте глаза. Представьте, что вы отправились в путешествие. Вы объездили множество стран, познакомились с разными людьми.

И вот однажды вы ехали через поле. Вокруг летали бабочки, стрекозы. Жужжали пчелы — они собирали мед. Пели птицы — они радовались, что вы едете через их поле. Пахло цветами и свежей земляникой. И вот на холме вы увидели Прекрасный Дворец. Что-то внутри подсказало, что для вас очень важно поехать именно туда. И вы направились по дороге, ведущей ко Дворцу.

Когда вы вошли во Дворец, вы были поражены его красотой. Все здесь было удобно и красиво. Как будто кто-то строил этот Дворец специально для вас. И вы поняли, что в этом Дворце вы найдете что-то очень важное для себя. Вы пошли по Дворцу своей легкой и уверенной походкой.

Представьте, что вы идете по нему и находите для себя то, что вы хотите.

Все то, что вы нашли для себя в этом Прекрасном Дворце, остается с вами, и вы возьмете это с собой, когда будете возвращаться. А сейчас вы делаете глубокий вдох и выдох. Возьмите с собой все то, хорошее, что было с вами. И потихоньку открывая глаза, возвращайтесь к нам.

«Создание Сказочной Страны» (коллаж)

Ведущая: Сейчас я предлагаю вам взять все то, хорошее, что вы приобрели во время путешествия, и создать нашу общую Сказочную Страну, это я прошу детей, а вас уважаемые педагоги попрошу создать «Коллаж желаний» Все необходимые вам волшебные материалы вы можете найти здесь, на столе».

Группе предлагается, используя вырезки из журналов, цветную бумагу, пластилин, краски, фломастеры, карандаши и прочие материалы, создать коллаж «Сказочная Страна». Для создания коллажа участникам дается несколько минут.

Пока участники делают коллаж, психолог раздает всем остальным буклеты.

Какая чудесная страна у вас получилась! Каждый из вас внес в ее создание частичку своего тепла, своей души. А сейчас давайте придумаем название нашей Сказочной Страны.

Ведущая: Ну вот, теперь у нас есть собственная Сказочная Желаний.

Проводится обсуждение.

Вопросы:

• Какие чувства вы испытывали в процессе создания Сказочной Страны?

• Было ли сложно включиться в общую деятельность? Если да, то почему?

• Удовлетворены ли вы своей работой?

• Хочет ли кто-нибудь изменить что-либо в получившейся композиции?

Заключение.

Слушая рассказ или сказку, ребёнок, с одной стороны, отождествляет себя с героем, с другой – не забывает о том, что герой сказки – это выдуманный персонаж. Рассказы позволяют ребёнку почувствовать, что он не одинок в своих переживаниях, что другие дети испытывают те же эмоции, попадая в похожие ситуации. Это оказывает успокаивающее воздействие.

Сказкотерапия – прекрасный, увлекательный путь, который поможет решить вашим детям возрастные проблемы.

Удачи на сказочном пути!

Публикации по теме:

Песочная терапия в работе педагога-психолога ДОУ Основоположником песочной терапии является Карл Густав Юнг (1875-1961 гг.) – швейцарский психиатр, создатель аналитической психологии..

Арт-терапия в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ дошкольного возраста Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии,.

Фотоотчет о развивающем занятии педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста «В гостях у сказки»Фотоотчет о развивающем занятии педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста «В гостях у сказки» Пятый день Недели психологии. Цель: развитие психических функций у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: развитие.

Использование продуктивных видов деятельности на тренингах педагога-психолога с детьми дошкольного возрастаИспользование продуктивных видов деятельности на тренингах педагога-психолога с детьми дошкольного возраста Дорогие коллеги, примите мои искренние поздравления с весенним праздником и пожелания удачи во всех начинаниях: и в семье, и на работе.

Конспект занятия педагога-психолога с детьми подготовительной группы по формированию ЗОЖ Конспект занятия педагога-психолога с детьми подготовительной группы по формированию ЗОЖ. Цель: формировать представления детей о здоровье.

Кабинет педагога-психолога — это «волшебная» комната для ребятКабинет педагога-психолога — это «волшебная» комната для ребят Мой небольшой опыт работы привёл меня к мысли о том, что детей нужно любить и принимать такими, какие они есть, признавать уникальность.

Направления в работе педагога-психологаНаправления в работе педагога-психолога 1 слайд Направления в работе педагога - психолога 2 слайд Диагностическое направление Для диагностической работы используется зона индивидуальных.

Проект «Использование информационно-коммуникационных технологий в работе педагога-психолога с детьми» Актуальность: XXI век называют веком информации. Современные информационно коммуникационные технологии все больше внедряются в различные.

Консультация педагога-психолога «Позитивная психология» Что вы думаете о счастье? Как вы считаете, что делает нас счастливыми? Вероятно, первый ответ, который пришёл вам в голову - “деньги”. Однако.

Мастер-класс объёмной композиции для совместного выполнения педагога-психолога с детьми с ОВЗМастер-класс объёмной композиции для совместного выполнения педагога-психолога с детьми с ОВЗ Всем педагогам известно, что в последние годы именно изобразительная деятельность все больше включается в коррекционно - развивающий педагогический.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психокоррекционная работа педагога-психолога с детьми с ОВЗ
Опубликовано: 29 мая 2020 в 12:54
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психокоррекционная работа педагога-психолога с детьми с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Алена Ефимовских в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

8 ноября. День детского меню. Папка передвижка «Правильное питание»

Правильноепитание — залог здоровья, а культура питания закладывается в семье. Важная задача — привить ребенку привычку к здоровому питанию.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД