Ольга Двужилова
Психокоррекционная программа по снижению гиперактивности у детей с использованием рисуночках методик.
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
В последнее время родители, воспитатели все чаще сталкиваются с детьми, двигательная активность которых выходит за рамки представлений о просто подвижном ребенке. Большинство детей дошкольного возраста отличается подвижностью, импульсивностью, непосредственностью и эмоциональностью, но при этом они могут внимательно выслушать взрослого и выполнить его указания.
Публикация «Психокоррекционная программа по снижению гиперактивности у детей с использованием рисуночках методик,» размещена в разделах
- Гиперактивность. Синдром гиперактивности у детей
- СДВГ. Синдром дефицита внимания и гиперактивность
- Темочки
С гиперактивными детьми трудно наладить контакт уже потому, что они находятся в постоянном движении: они не ходят, а бегают, не сидят, а ерзают, не стоят, а крутятся или залезают куда-нибудь, не смеются, а хохочут, принимаются за дело или убегают, не дослушав задание до конца. Внимание их рассеянно, глаза блуждают, взгляд трудно поймать.
Родители жалуются на то, что ребенок не дает им покоя — он постоянно вмешивается в разговоры взрослых, с ним все время что-то случается, а для того чтобы добиться послушания, приходится повышать голос, но замечания и наказания не приносят результатов.
Во время коллективных занятий такие дети часто вскакивают с места, не понимают, чего хочет от них воспитатель, не могут выполнить задания до конца. Гиперактивный ребенок получает больше всех замечаний, окриков, «отрицательного внимания»; он мешает другим детям и обычно попадает в число «изгоев». Претендуя на лидерство, эти дети не умеют подчинять свое поведение правилам или уступать другим и, как следствие, вызывают многочисленные конфликты в детском коллективе.
Гиперактивное поведение начинает появляться в большинстве случаев после четырех лет и продолжается до подросткового возраста. Однако некоторые люди и в зрелом возрасте продолжают сохранять черты гиперактивности : излишнюю подвижность, суетливость, импульсивность, эмоциональность и болтливость.
Поскольку гиперактивность наиболее ярко проявляется у детей старшего возраста и именно в этот период осуществляется переход к ведущей учебной деятельности, в связи с этим увеличиваются интеллектуальные нагрузки. От детей требуется концентрация внимания на более длительный срок, доводить начатое дело до конца, добиваться определенного результата, поэму именно в старшем дошкольном возрасте важны групповые занятия по преодолению гиперактивного поведения.
Цель программы : Создание условий для развития внимания, контроля над импульсивностью и управления двигательной активностью.
Задачи программы :
• Совершенствовать произвольность и самоконтроль;
• Способствовать развитию внимания и воображения;
• Формировать согласованность действий;
• Создать условия для снятия психоэмоционального напряжения;
• Содействовать развитию эмоционально-выразительных движений.
В основу составленной программы взяты работы следующих авторов:
1. И. Л. Арцишевская «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду»;
2. С. И. Шоакбарова «Конспекты психолого-педагогических развивающих занятий для дошкольников».
3. Л. Д. Лебедева «Практика Арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий».
4. Интернет ресурсы.
Структура программы.
1. Диагностический этап.
Цель: выявление детей с проблемами гиперактивности.
2. Формирование групп.
Цель: создание группы ( повод для зачисления в коррекционную группу служат: диагноз врача, наблюдение и отзывы воспитателей, пожелания родителей, результаты диагностики).
3. Проведение психокоррекционных и развивающих занятий по составленному плану.
Цель: создание условий для развития внимания, контроля над импульсивностью и управления двигательной активностью.
4. Итоговая диагностика:
Цель: оценка результативности программы. С детьми, проблемы которых после проведения занятий исчезли не полностью, проводятся дополнительные индивидуальные занятия.
Программа включает в себя 24 занятий, которые имеют психокоррекционный и развивающий характер. Занятия проводятся с детьми (5 – 7 лет, старшая и подготовительная группа) по 4 - 7 человек в подгруппе, 4 раза в месяц в течение шести месяцев с октября по апрель. Длительность каждого занятия 30 – 40 минут.
Структура занятий.
Первая часть занятия: Ритуал приветствия.
Цель: создание благоприятного эмоционального настроя на предстоящую работу.
Вторая часть занятия: Коррекционо-развивающий этап.
Цель: обеспечение эмоционального и полноценного психического развития каждого ребёнка, а также коррекция индивидуально «отстающих» эмоционально-волевых психических функций ребёнка.
Третья часть занятия: Рефлексивный этап.
Цель: отследить изменения, происходящие у детей во внутреннем мире, выявить отношение участников к занятию, учить отслеживать изменения состояний, контролировать свои эмоции, поведение, чувства.
Четвертая часть занятия: Ритуал прощания.
Цель: «переключение» детей с занятия на повседневную жизнь; закрепление позитивного настроя членов группы; создание атмосферы единства.
Методы применяемые в программе :
1. Словесные и подвижные игры.
2. Беседы, направленные на развитие самосознания ребенка.
3. Проигрывание проблемных ситуаций.
4. Рисование.
5. Релаксация.
Диагностические методики :
1. Методика «Корректурная проба»;
2. Методика «Запомни и расставь точки»;
3. Методика «Найди и вычеркни».
Необходимое оборудование:
1. Аудио-видеотека;
2. Магнитофон;
3. Настольно-печатные игры;
4. Предметные игрушки;
5. Доска;
6. Цветные мелки;
7. Пластилин;
8. Краски, карандаши, фломастеры;
9. Цветная бумага;
10. Строительные материалы;
11. Ковер.