Наталья Дьяченко
Синдром гиперактивности
▼ Скачать + Заказать документы
Почти в каждой группе встречается такой ребёнок, которому трудно сосредотачиваться и заниматься одним делом долгое время, который бегает больше других и громче всех кричит. Слово «гиперактивный» уже стало нарицательным.
СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности, или, как называют нарушение активности и внимания, это расстройство развития психики, при котором у человека замедлено развитие способности к самоконтролю. Считается, что СДВГ встречается у 3-4 % детей, причём у мальчиков несколько чаще, чем у девочек.
Публикация «Синдром гиперактивности» размещена в разделах
Диагноз СДВГ может поставить врач с достаточной подготовкой. Это не психическое заболевание, это именно расстройство развития. Слова «дефицит внимания» в диагнозе означают, что ребёнку не хватает собственной сосредоточенности.
У такого ребёнка изначально нарушена функция самоконтроля. Чаще всего он не заболевает этим – он рождается таким. Вообще внимательность и активность – это свойство темпераметра. При СДВГ эти свойства крайне заострены, так, что человек не может с ним вписаться в нормальную жизнь, не может выполнять тех задач, которые ставят перед ним окружающие и он сам.
Самоконтроль у людей обеспечивает так называемыми исполнительными функциями. Это несколько психологических умений:
Останавливать себя – сдерживать свои импульсы;
Не удерживать информацию, необходимую для выполнения действий;
Планировать;
Ощущать время;
Контролировать свои эмоции;
При СДВГ все эти исполнительные функции так или иначе нарушены, что проявляется в особенном поведении: очень высокой двигательной активности, подвижности, проблемах сосредоточении внимания на какой- либо деятельности, повышенной отвлекаемости и импульсивности.
Эти функции, как и любые другие психические функции, развиваются с возрастом. Поэтому СДВГ стараются не диагностировать малышам до 4-5 лет. Однако чаще всего дети, которым 6-7 лет ставят СДВГ, и в дошкольном возрасте гораздо более непоседливы, суетливы, болтливы, чем их сверстники. Очень часто ребёнком с СДВГ довольно трудно управлять, ему труднее вписываться в ситуации, где нужно выполнять какие-то задачи. Эти дети могут испытывать сложности при переключении с одного вида деятельности на другой, чаще могут избегать различных заданий и занятий по сравнению с их сверстниками без СДВГ.
Важно понимать, что СДВГ – это нейробиологическое расстройство. Это не последствие «плохого» воспитания или нарушения детско-родительских отношений. Хотя, конечно, СДВГ может сильно сказаться на отношениях родителей и детей. Но это вторично.
Парадокс с этим в том, что они выглядят абсолютно нормальными, чаще всего не имеют больших проблем с развитием речи и интеллекта. Как правило, дети с СДВГ могут прекрасно рассказать, что им нужно делать и как себя вести. Но из-за расстройства они испытывают трудности в том, чтобы это знание реализовывать в жизни. Ребёнок с СДВГ знает, что ему нужно делать. Он не знает - как.
Детям с СДВГ очень помогает ясная и последовательная дисциплина, твёрдость взрослых в управлении ими и чёткие правила. Чем более предсказуема ситуация для ребёнка, тем его поведение лучше. И наоборот. Чем хаотичнее, непоследовательнее среда, тем детям с СДВГ хуже, тем хуже их поведение. Дети с СДВГ очень сильно зависят от внешней ситуации, от последствий, которые возникают в результате их поведения, и реакции окружающих.
Итак, в группе есть гиперактивный ребёнок. Как окружающим взрослым свести к минимуму сложности его поведения?
Старайтесь предугадывать ситуации, которые могут вызвать проблемное поведение. Например, очень часто проблемы возникают, когда ребёнок предоставлен самому себе и ему просто элементарно скучно. Поэтому для таких детей важно заранее продумывать какую-то активность, которая будет их привлекать и занимать.
Детям с СДВГ следует ясно и четко обозначать правила. По возможности напоминать каждый раз в ситуации, когда ребёнок может эти правила нарушить. Правила должны быть короткими. Важно избегать в них запретов или ограничений, наоборот, лучше формулировать их в положительном ключе. Например, вместо не «дерись» предлагать ребёнку играть мирно и делиться игрушками. Вместо «не кричи»- говори тихо. Вместо «не бегай» - ходить с воспитателем за руку.
Гиперактивным детям сложно держать большой объём информации в голове, поэтому одну задачу для них надо делить на несколько очень маленьких. Это сильно улучшает способность ребёнка выполнять какие-то действия.
Важно помнить, что поведение ребёнка с СДВГ, скорее всего, ещё не будет идеальным. При этом всегда нужно стремиться к тому, чтобы ребёнок с СДВГ не проявлял агрессии к другим детям и воспитателям, выполнял просьбы взрослого, связанные с режимом, например, шел переодеваться тогда, когда все это делают.
Для таких детей важна обратная связь. Как можно чаще реагируйте на поведение ребёнка. Стремитесь обращать внимание на его правильное поведение – когда он выполняет просьбы, соблюдает правила. За нарушение правил возможно наказание, однако лучше прибегать к нему как можно реже. Гораздо эффективнее, когда соотношение похвалы и наказания- 10 к 1.
Хорошо работает с детьми с СДВГ система поощрений, когда ребёнок получает за соблюдение правил, за какие - то хорошие, пусть совсем небольшие дела награды в виде очков или жетонов, которые потом может обменять на что –то приятное для себя. Обсудите с родителями возможность такого рода поощрений. Это важно для того, чтобы ребёнок постоянно видел результат своих действий, видел, как его возможности увеличиваются с каждым маленьким делом. Для того чтобы такая программа была успешной, ребёнка следует награждать жетонами или другими призами как можно чаще. Пусть награды будут маленькими, незначительными, но частыми.
Вопрос по поводу применения лекарств, понятно, должны обсуждать родители и специалист. Взвешивая все «за» и «против» лекарственного лечения, нужно помнить, что сам СДВГ, не подвергавшийся лечению, имеет страшные побочные эффекты – испорченные отношения ребёнка с родителями, воспитателями, друзьями и даже с самим собой.
Жизнь и обучение для человека с СДВГ могут быть очень сложными. Старайтесь быть как можно более положительно настроенными к таким детям. Даже тогда, когда они будут давать для этого не очень много поводов. Большинство детей с СДВГ, вырастая, превращаются в счастливых, интересных, умных и самостоятельных – если на их пути, начиная с самого раннего детства, встречаются люди, которые с пониманием и должным вниманием относятся к их сложностям.
Воспитатель: Дьяченко Н. Н.