Анжелика Кракатица
Психогимнастика как средство оптимизации речевого развития у детей дошкольного возраста от 4 до 7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Психогимнастика, как средство оптимизации речевого развития у детей дошкольного возраста (от 4 до 7 лет). Из опыта работы.
Подготовила учитель – логопед
высшей категории Кракатица А. В.
Лицей № 3
г. Дзержинский, Московская обл.
Публикация «Психогимнастика как средство оптимизации речевого развития у детей дошкольного возраста от 4 до 7 лет» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Психогимнастика, релаксация. Снятие эмоционального напряжения
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Одних логопедических занятий часто оказывается недостаточно для полноценного развития детей, их творческих возможностей, формирования положительной самооценки. К сожалению, часто, мы в своей повседневной работе с детьми ограничены временными рамками занятий и режимных моментов. Увидишь интересную игру, стихотворение, пантомиму и возникает желание обыграть их с детьми. Вот только когда? Я уже много лет делаю это на дополнительной образовательной услуге «Психогимнастика».
Занятия мы проводим в музыкальном зале, иногда в группе, сидя на ковре в расслабленной позе. Начинаем его с массажа пальцев рук, проговаривая стихи, соответствующие действию. Когда ребята почувствуют тепло своих пальчиков, мы приступаем к массажу лицевых мышц. Далее следует артикуляционная гимнастика, мимические упражнения, всегда связанные с темой занятия. Детям со стёртой дизартрией необходимо проводить артикуляционную гимнастику ежедневно, чтобы вырабатываемые двигательные навыки закреплялись и становились более прочными. На психогимнастике непосредственная работа над развитием мышц языка, губ, щёк, шеи, мимические упражнения занимают не менее 5 минут. Уже знакомые детям упражнения обыгрываются по-другому. Например, «чашечка» это «ковш экскаватора», «санки-ледянки», «корзина для ягод». Так как занятия проводятся в музыкальном зале, упражнения выполняются перед зеркалом.
Далее мимические упражнения, всегда связанные с темой занятия. Я стараюсь проводить их в интересной для детей форме, пробудить их воображение. Например, покажите грустную сливу, горячий чайник, хитрого воробья. С малышами мы делаем эти упражнения вместе, а дети подготовительной группы уже показывают мини этюды как артисты.
Далее следует упражнение на дыхание. Очень часто мы делаем его лёжа или сидя. Я стараюсь подбирать интересные и полезные упражнения, которые помогают обеспечить предупреждение нервного перенапряжения, восстановить правильное речевое дыхание, создать положительный эмоциональный настрой, а также преодолеть речевые расстройства ребёнка.
Настаёт черёд игры. Дети с закрытыми глазами (используется маска для сна) угадывают друг друга по голосу и на ощупь, играют в подвижные или логопедические игры, которые подбираются в соответствии с возрастом детей.
Каждое занятие объединено общей темой (лексической или обыгрывание сказочного сюжета). Всегда учитывается настроение детей, их желания. Очень важно задействовать всех детей, активным можно дать спокойное упражнение, а застенчивым предложить побыть капризными, проказниками. И не забывать хвалить маленьких актёров. Дети с нарушением речи критичны к своему произношению. Боязнь того, что над их речью будут смеяться, вызывает у детей чувство страха, зажимы, снижает познавательную деятельность, что в свою очередь ведет к затруднению развития речи. Мы же в игровой форме прорабатываем весь спектр эмоций. Очень радостно видеть, как замкнутый ребёнок, пассивно наблюдающий за играми других детей, постепенно раскрывает свой потенциал, преодолевает барьеры в общении с детьми. А кто- то оказывается очень пластичным, артистичным, творческим. Дети лучше понимают себя и других.
На занятиях мы с детьми проговариваем стихи при выполнении пальчиковой гимнастики, скороговорки, потешки, переклички, шутливые произведения, выученные дома (при автоматизации звуков). Тренировка на скороговорках и стихах способствует развитию речевого дыхания, тренирует дикцию, способствует эмоциональному раскрепощению, укрепляет память.
В этом году у меня средняя группа. Дети с ОНР 1 и 2 уровня, с очень низкой речевой активностью. Я начала разучивать с ними русские народные потешки, обыгрывая их в движениях. На каждом занятии мы разучиваем новое стихотворение и обязательно вспоминаем уже выученные. На первых занятиях были ребята, которые ничего не делали, просто наблюдали. Уже через месяц все дети с удовольствием разучивают новую потешку или интересную физминутку, повторяют её тихо или громко, грустно или весело.
После активных игр и речи с движением дети ложатся на ковёр и отдыхают под звуки природы – шум деревьев в лесу, журчание ручейка, пение птиц. Приёмы релаксации учат детей расслабляться. Даже застенчивые ребята чувствуют себя в такие минуты более свободными, а очень активные успокаиваются.
Таким образом, на занятиях по психогимнастике в игровой форме формируются навыки правильного речевого дыхания, развивается артикуляционная моторика, голос, автоматизируются звуки, активизируется словарь. Дети становятся увереннее в себе, повышается их самооценка.