Евгения Богатова
Психогигиена ребенка в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Один из девизов, вписанных в Устав Всемирной организации здравоохранения гласит: «Здоровье это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов».
Дошкольное образование призвано обеспечить не только основной фундамент развития, но и создать максимально благоприятные условия для формирования здоровья и гармоничного развития ребенка.
Публикация «Психогигиена ребенка в детском саду» размещена в разделах
Психогигиена – это система специальных мероприятий, направленных на обеспечение, сохранение и поддержание психического здоровья человека. Психогигиена является составной частью общей медицинской науки о здоровье человека – гигиены.
Основные задачи психогигиены :
• выявление факторов возникновения плохого самочувствия, невротических ситуаций;
• стабилизация детско-родительских отношений;
• создание предметно-развивающей среды, способствующей эмоциональному комфортному пребыванию;
• разработка системы психической защиты на основе личностно-эмоциональных особенностей и условий воспитания в семье.
Особую роль в психогигиене занимают развивающие занятия, на которых необходимо создать условия, которые будут способствовать эмоциональному благополучию детей. На занятиях дети начинают понимать свое эмоциональное состояние, развивают умения распознавать чувства других людей, что способствует развитию эмоциональной сферы ребенка. Обучаются способам снятия эмоционального напряжения, развивается произвольное внимание, происходит осознание чувств, эмоций, побуждение желаний.
Одной из главных задач детского сада является охрана нервно-психического здоровья детей. Основным условием сохранения и укрепления психологического здоровья детей является, укрепление нервной системы ребенка посредством создания доброжелательной, спокойной обстановки (особенно в адаптационный период, осуществление эмоциональной поддержки, выявление причин психологической дисгармонии.
Для ребенка очень важен положительный эмоциональный контакт со взрослыми. Дети должны чувствовать заботу, теплое, доброжелательное отношение, должны чувствовать, что их принимают такими, какие есть. Только тогда у детей будет хорошее самочувствие, правильное физическое, психическое и социальное развитие. Ребенку нужна и просто необходима ситуация успеха, поэтому на занятиях следует вовремя поддерживать, помогать, вселять уверенность в себя.
В общении и взаимодействии с детьми желательно следовать правилу трех «П» :
1-е «П» Понимание – т. е. умение увидеть ребенка «изнутри», смотреть на мир одновременно с двух точек зрения - своей собственной и ребенка, видеть побудительные мотивы, движущие детьми.
2-е «П» Принятие – безусловное положительное отношение к ребенку и его индивидуальности независимо от того, радует он в данный момент или нет (установка «Я отношусь к тебе хорошо, независимо от того, справился ты с заданием или нет»).
3-е «П» Признание – это прежде всего право ребенка в решении тех или иных проблем. У ребенка должно быть ощущение, что выбирает именно он.
Учет индивидуальных особенностей, адекватных возрасту интеллектуальных, эмоциональных, физических нагрузок важен при организации любой деятельности. Если ребенок капризничает, следует применить метод отвлечения или метод игнорирования. Если ребенок открыто конфликтует, то нужно исключить провоцирующие ситуации, поднимать его статус в детском коллективе, сделать такого ребенка первым помощником (например, поручить ему раздать карандаши и т. п.). На занятиях использовать поощрение, похвалу, обеспечивая необходимую ситуации психокоррекцию.
Похвала это основной способ дать понять ребенку, что он сделал что-то хорошо, хвалить и поддерживать ребенка необходимо, ребенок должен чувствовать себя любимым, значимым, уверенным в себе, успешным. Но в тоже время хвалить ребенка нужно правильно, не переусердствовать, но и не поскупиться. Желательно использовать следующие основные правила:
1. Хвалить ребенка за конкретные действия. Хвалить так, чтобы ребенок понимал, что именно он сделал хорошо и почему вообще это хорошо. Например, если хвалите за то, что он нарисовал красивый рисунок, обращаю внимание на детали: «Такое солнышко красивое у тебя получилось! И вон та птичка, как настоящая». Избегая фраз вроде: «Ты такой молодец! Настоящий художник!». Даже обращенная к маленькому ребенку похвала, должна быть адекватна ситуации. Важно хвалить действие, а не личность.
2. Подкреплять похвалу невербальными компонентами: улыбкой, прикосновением к плечу. Ребенок должен чувствовать, что искренне обрадованы его действием, а не похвалили его, только чтобы «отвязаться».
3. Не сравнивать ребенка с другими. Когда хвалите ребенка, не указывайте, что он сделал что-то лучше Васи, Пети, Маши.
4. Не хвалите ребенка за каждую мелочь, иначе смысл похвалы теряется.
Поддержка основана на том, чтобы помочь детям почувствовать себя нужными.
При поддержке ребенка используете следующие приемы:
• отдельные слова (например, «Аккуратно», «Красиво», «Здорово», «Продолжай» и т. п.);
• высказывания («Я горжусь тобой», «Мне нравится, как ты помогаешь, спасибо»);
• прикосновения (потрепать по плечу, дотронуться до руки);
• совместных действия (сидеть, стоять рядом с ребенком, играть с ним, слушать его);
• выражения лица (улыбка, кивок).
Также одной из важных задач охраны психологического здоровья детей, является обучение релаксации, т. е умению расслабляться. Расслабление – это забота о самом себе, создание условий для нормальной работы всего организма. Расслабление позволяет устранить беспокойство, возбуждение, снимает напряжение со всех органов, восстанавливает силы и здоровье детей.
Обучение релаксации проходит в несколько этапов: на 1-ом этапе –ребенка учат различать мышечное напряжение от расслабления мышц, чувствовать эту разницу без фиксации внимания на дыхании (упражнения игры «Пружинки», «Кулачки», используя показ и тактильную помощь индивидуально и в подгруппах; на 2-ом этапе – обучение мышечному расслаблению с фиксацией внимания на дыхании; 3-ый этап – составление собственно тренажа и его проведение с подгруппой детей.
Для получения наибольшего оздоровительного эффекта релаксации соблюдайте следующие правила:
• использовать тихую спокойную музыку,
• упражнения выполнять в спокойной обстановке,
• расслабляться лучше с закрытыми глазами,
• использовать чередование напряжения и расслабления мышц, контролируемое дыхание и самовнушение,
• внимательно следить за самочувствием и состоянием после релаксации, не завершать ее в спешке.
Самое важное – создать такие условия, чтобы ребенок ощущал эмоциональный комфорт и постепенно учился приемам регуляции эмоциональных состояний.
Ну и конечно, главным генератором положительных эмоций детей служит интерес к образовательной деятельности в детском саду. В формировании утомления интерес действует прямо противоположно трудности. Отсутствие интереса это мощный фактор утомительности даже тогда, когда истинные элементы трудности отсутствуют.
В связи с этой особенностью целесообразно использовать следующие приё мы мотивации и формирования познавательного интереса:
• отбор интересного материала, его интерпретация;
• использование игр-драматизаций с атрибутами и костюмами, создание воображаемой ситуации;
• преподнесение задачи обучения в интересной форме;
• использование игровой технологии с введением игрового персонажа, от лица которого ставится дидактическая задача и подводится итог;
• приём сопоставления прежних знаний детей и новых, полученных ими на занятиях;
• показ детям значимости занятий как деятельности, в которой расширяется объём знаний и умений.
Итак, проблема психического здоровья дошкольника и его сохранения в современном обществе стоит очень остро. Эту задачу взрослым надо решать системно и сообща с ранних лет жизни дошкольника. Проблема оздоровления детей это не проблема одного дня и одного человека, а целенаправленная и систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный срок.