Татьяна Романова
Адаптация ребенка в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Всем известно, что малыш, живя в своей семье, постепенно приспосабливается к условиям окружающей среды. Между организмом и окружающей его средой происходит адаптация организма к тому что его окружает. Организм ребёнка не сразу а постепенно приспосабливается к определённой температуре в помещения, к микроклимату, к пищи и т. д. Под этим влиянием со стороны окружающих ребёнка взрослых, у него образуются свои привычки:
он привыкает к режиму, приему пищи в определенное время, укладывания, формируются взаимоотношения с родителями, привязанность к ним.
Публикация «Адаптация ребенка в детском саду» размещена в разделах
Если вдруг установленный режим в семье меняется, то естественно поведение ребёнка временно нарушается. Эти нарушения объясняются тем, что малышу трудно приспособиться к возникшим изменениям не может быстро забыть старые правила, и сформировать новые.
Анализ поведения детей в первые дни пребывания в детском учреждении показывает, что процесс адаптация к новым социальным условиям не всегда и не у всех детей проходит легко и быстро. У многих детей процесс адаптации проходит гораздо сложнее сопровождающими серьё зными нарушениями поведения и общего состояния это:
нарушение аппетита (отказ от еды или недоедание)
нарушение сна
меняется эмоциональное состояние (дети много плачут, раздражаются).
более глубокие расстройства:
повышение температуры тела
изменения характера стула
нарушение некоторых приобретённых навыков (ребёнок перестаёт проситься на горшок, его речь затормаживается и др.)
Длительность привыкания к новым социальным условиям, а также характер поведения детей в первые дни пребывания в детском учреждении зависят от индивидуальных особенностей. Дети одного и того же возраста ведут себя по-разному: одни в первый день плачут, отказываются есть, спать, протестуют, но уже на другой день с интересом следят за другими детьми, хорошо едят и ложатся спать. А другие, наоборот, в первый день внешне спокойны, заторможены, выполняют требования воспитателей, а на второй день с плачем расстаются с родителями, плохо едят в последующие дни, не играют, и привыкают только через неделю а то и больше.
По всем этим признакам выделяются определённые группы, к которым принадлежит ребёнок по характеру поведения при поступлении в группу детского сада. В зависимости от того, к какой адаптационной группе принадлежит ребёнок, будет проводиться определенная работа с ним. Встречаются такие ситуации, когда ребёнка нельзя сразу определить в ту или иную адаптационную группу. Т. е. модель его поведения находится не "стыке" двух групп.
Тем самым этот переход из одной адаптационной группы в другую показывает динамику развития привыкания ребёнка к условиям группы детского сада. Далее представлены 3 адаптационные группы, о которых говорилось выше.
3 группы адаптации :
1. группа: у ребенка слезы, не играет с детьми, не идет на контакт с воспитателем,не разговаривает,потребность в общении с близкими взрослыми, в ласке,и заботе.
2. группа: плачет если рядом нет взрослого, наблюдает за игрой ребят, подражает взрослым, идет на контакт по инициативе воспитателя,отвечает на вопросы детей, взрослых.
Потребность в общении со взрослым, в сотрудничестве с ним и получении от него сведений об окружении.
3. группа: Cпокоен, уравновешен, предметная деятельность или сюжетно-ролевая игра.
Идет на контакт c детьми и воспитателем, потребность в общении со взрослым и в самостоятельных действиях.
Что должны знать и уметь родители:
Чем чаще ребёнок будет общаться со взрослыми, детьми в различной обстановке, тем быстрее и увереннее он сможет адаптироваться к обстановке детского сада.
Подготовьте ребенка разговорами, рассказами о детском саду. Для него это должно звучать красочно интересно и позитивно. Старайтесь в своём рассказе дать понять малышу, как весело и хорошо другим детям в нем.
В первые дни ребёнок должен пребывать в группе не более 2 часов.
Для первых посещений желательно во время прогулки наметить правильный подход и снять эмоциональное напряжение от первых контактов.
В первый день знакомство с воспитателем, направленное на формирование интереса к детскому саду, на установление контакта между ребёнком и воспитателем в новой ситуации.
Отрицательное влияние на адаптацию, оказывает отсутствие взаимопонимание воспитателя и родителей малыша. Поэтому необходимо поговорить с родителями о малыше узнать о его режиме дома и только постепенно менять и приучать к новому и самостоятельному.
Сразу хочу заметить, что не все сразу же увидят положительные результаты своих трудов, адаптация у некоторых может длиться от 3х недель до2-3 месяцев. Особенно, если ребёнок заболел, во время адаптации. После, малышу приходится привыкать заново. Все дети разные и каждому нужен свой подход. И только работая слаженно дружно воспитатель и родители вмести добьются положительных результатов.