Елена Терновая
Психофизиологические процессы речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР
В последние годы неуклонно растёт количество детей, страдающих речевыми нарушениями. Одной из причин речевых нарушений является недоразвитие психофизиологических процессов речи детей. Наличие этих нарушений мешает не только развитию речи, но и вторично не позволяет полноценно развиваться другим психическим процессам : восприятию, вниманию, мышлению, памяти. Таким образом, происходит нарушение формирования всей личности.
Публикация «Психофизиологические процессы речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2021
Объектом нашего исследования являются психофизиологические процессы речи детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности коррекции психофизиологических процессов речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Цель исследования: подобрать упражнения для коррекции психофизиологических процессов речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Задачи исследования:
1) изучить и проанализировать психолого-педагогическую и нейрофизиологическую литературу по проблеме, выявить влияние психофизиологических процессов на развитие речи детей в старшем дошкольном возрасте;
2) выявить особенности психофизиологических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня;
3) подобрать методики и провести коррекцию психофизиологических процессов речи детей с ОНР III уровня.
Речевое развитие ребенка – это сложный многоаспектный процесс. Он включает в себя различные стороны овладения ребенком речью: психофизиологическую, психологическую, нейропсихологическую, лингвистическую, педагогическую и другие.
Вопросами изучения психофизиологических процессов речи занимались М. М. Безруких, А. П. Бизюк, Т. Г. Визель, Л. С. Выготский, Н. Н. Данилова, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия. Д. Б. Эльконин и др.
Этими авторами были выделены такие психофизиологические процессы, как зрительное и слуховое восприятие, а также артикуляционный праксис в структуре двигательной сферы.
По мнению М. Е. Хватцева, зрительное восприятие – это совокупность процессов построения зрительного образа мира на основе сенсорной информации, получаемой с помощью зрительной системы.
По определению Р. Е. Левиной, под нарушением зрительного восприятия понимается недостаточность тех анализаторных процессов, которые связаны с восприятием внешнего мира.
Особенности развития речи при нарушениях зрительного восприятия были представлены на слайде.
Слуховое восприятие – это способность воспринимать звуки человеческой речи, которая является необходимой основой для понимания смысла сказанного.
Р. Е. Левина считает, что у детей с нарушением слухового восприятия понимание речи оказывается лишенным четкости.
Артикуляционный праксис – это привычные движения артикуляционного аппарата, которые ежедневно выполняет любо человек.
При нарушениях двигательной сферы недоразвитыми оказываются все стороны речи, что негативно влияет на психическое развитие ребенка в целом.
Далее нами были изучены особенности, характерные для III уровня ОНР. Эти особенности были рассмотрены нами с педагогической и клинической позиции. Т. Б. Филичева и Г. В. Чиркина, III уровень речевого развития детей характеризуют наличием развернутой фразовой речи с выраженными элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.
Клиническая классификация ОНР была представлена на слайде.
В ходе дальнейшей работы нами были проанализированы методики обследования психофизиологических процессов речи А. В. Семенович, Т. Г. Визель, А. Н. Корнева, А. Р. Лурии, З. А. Репиной.
В результате для обследования нами были отобраны методики А. Р. Лурии и З. А. Репиной, которые являются наиболее полными, охватывает все необходимые компоненты изучения психофизиологических процессов.
В ходе констатирующего эксперимента нами проводилось исследование психофизиологических предпосылок речевого развития, в частности исследование зрительного и слухового восприятия, а также обследование двигательной функции артикуляционного аппарата.
В эксперименте участвовали 2 группы детей :
1) экспериментальная группа - 10 детей с общим недоразвитием речи III уровня.
2) контрольная группа - 10 детей с нормой речевого развития;
Обследование состояло из трёх этапов.
На первом этапе обследования определялось состояние зрительного восприятия. Особенности, которые были выявлены, представлены на слайде.
На втором этапе проводилось обследование сформированности слухового восприятия и фонематического слуха.
На третьем этапе обследования изучалось сформированность артикуляционного праксиса.
Психофизиологические процессы у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня оказываются недостаточно сформированы относительно возрастной нормы.
Вопросами коррекции психофизиологических процессов занимались А. П. Бизюк, Р. М. Боскис, Р. Е. Левина, А. Р. Лурия, А. В. Семенович, Л. С. Цветкова, М. Е. Хватцев, Е. Д. Хомская.
Анализ психофизиологических процессов позволил нам определить основные направления коррекционной работы:
- развитие предметного, лицевого, буквенного и симультанного гнозиса.
- развитие слухового восприятия;
- развитие фонематического слуха;
- формирование кинетической основы артикуляции и динамической организации движений артикуляционного аппарата;
Коррекционная работа проводилась с 15 сентября 2009 г. по 10 апреля 2010 года. В работе участвовали 10 детей с ОНР III уровня, входившие в экспериментальную группу. С детьми контрольной группы занятий не проводилось. В работе участвовали 10 детей с ОНР III уровня, входившие в экспериментальную группу.
Для развития предметного гнозиса детям предлагались задания на узнавание реалистичных, стилизованных и контурных изображений, поиск спрятанных, зашумленных, наложенных друг на друга изображений.
Также проводилось упражнения для развития буквенного гнозиса.
Давались задания для развития симультанного гнозиса.
В начале работы по развитию фонематического слуха мы учили детей различать звуки, близкие по звучанию, смешиваемые ими в речи.
После этого мы предлагали детям упражнения для развития фонематического восприятия.
Параллельно проводилась коррекционная работа по формированию кинетической основы артикуляции и динамической организации движений артикуляционного аппарата.
По окончании коррекционных занятий нами было проведено контрольное исследование, результаты которого наглядно показывают эффективность проведенных занятий.
В контрольном эксперименте участвовали 2 группы детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. Первая группа – экспериментальная, в которую входили дети, на которых оказывалось коррекционное воздействие в ходе формирующего эксперимента. Вторая группа – контрольная, в которую входили дети, также обследованные в начале учебного года, но не получавшие коррекционного воздействия.
Контрольный эксперимент осуществлялся с помощью тех же методик, которые мы использовали для констатирующего эксперимента. Это методики А. Р. Лурии и З. А. Репиной.
При изучении зрительного гнозиса отмечено, что у детей не возникали затруднения при опознании реалистичных, зашумленных изображений, эмоциональной идентификации портретов, узнавании букв, определении лишнего предмета, поиске картинки, завершающей серию сюжетных картинок.
При обследовании слухового восприятия был выявлен высокий уровень умения определять правильный вариант звучания слова, количество смешиваемых звуком значительно сократилось.
В результате проведённой коррекционной работы по формированию фонематического слуха дети контрольной группы показали снижение количества ошибок, более быстрый темп выполнения заданий, умение исправлять собственные ошибки.
При исследовании артикуляционного праксиса было выявлено значительное уменьшение трудностей при нахождения отдельных поз, переключении с одной позы на другую, прекратились персеверации, появился контроль за собственными действиями.
Таким образом выделенные особенности обследованных групп детей позволяют сделать выводы, что уровень сформированности психофизиологических процессов речи детей экспериментальной группы находится на уровне возрастной нормы.
Это свидетельствует об эффективности коррекционной работы, проведенной нами. Следовательно, задачи исследования решены, цель достигнута.